Приобщение воспитанников старшей группы к истокам народной культуры через знакомство с праздником Масленица

- 17:15ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Идеи, Методичка

В материале автор делится опытом приобщения к белорусской народной культуре через праздник Масленица.

 

Оксана КРУПНИК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Лельчицкий детский сад № 2»,
Гомельская область

 

 

«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим»
В.С.Шефнер

Народные праздники всегда шли в ногу с историей и являлись отражением жизни народа. Дети, в силу возраста, имеют поверхностное представление о народных праздниках и традициях. Поэтому я решила работать именно в этом направлении.

Результаты проведённого мной анкетирования родителей показали, что они не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания своих детей. Причины разнообразные, но главное, что современные родители чаще всего не знают народных праздников и обрядов, не представляют, как отмечать их в семье, и о чём рассказывать детям. Поэтому считаю, что важно формировать представления о народных традициях не только у детей, но и показать родителям важность знакомства детей с культурой, традициями и обычаям своего народа. Белорусская культура она богата своими традициями, обычаями, народными праздниками.

Анализируя научно-методическую литературу и передовой педагогический опыт, я пришла к выводу, что проведение народных праздников и обрядов может дать положительный результат в приобщении детей дошкольного возраста к истокам народной культуры. Почти каждый из нас ещё с детства знает такие праздники, как Коляды, Масленица, Гуканне вясны и др. Изначально я решила остановиться на одном из самых любимых праздников детей и взрослых. Это народное гулянье в конце зимы Масленица.

В первую очередь я изучила научно-методическую литературу, историю празднования Масленицы в Беларуси, традиции и обряды белорусской Масленицы; узнала, с чем связан обычай печь на Масленицу блины. Отобрала более эффективные, на мой взгляд, методы, приемы и формы организации работы с воспитанниками.

Чтобы создать условия для реализации задач в этом направлении работы, изменила предметно-пространственную развивающую среду, которая способствует накоплению определённой информации. Мною была подобрана методическая и детская литература, методическая копилка была пополнена тематическими презентациями, репродукциями картин, картотеками стихов, пословиц, поговорок, игр и развлечений. Был собран большой материал, связанный с традициями масленичной недели.

Развивающая среда группы имела характер открытой системы способной к изменению и развитию. Материал постоянно пополняется новыми пословицами, поговорками, стихотворениями.

Во время поиска материала я анализировала информацию о фольклорных праздниках, знакомилась с разнообразными рецептами блинов, играми, используя различные источники (книги, интернет и др.).

В работе по приобщению воспитанников старшей группы к истокам народной культуры я использую следующие приемы и методы:

– художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, изготовление поделок, атрибутов);
– взаимодействие с игровым персонажем;
– игровые занятия;
– самостоятельная практическая деятельность детей по изготовлению и художественному оформлению атрибутов, необходимых для проведения праздника;
– театрализованная деятельность.

При работе с воспитанниками обязательно использую устный и музыкальный фольклор.

Чтобы дать детям первоначальные представления о Масленице, с ними были проведены беседы: «История Масленицы», «Когда и как возник праздник Масленица», «Какие старинные традиции и обряды были на Масленицу», «Как и из чего делали обрядовую куклу Масленица», «Что символизирует блин?», «С чем едят блины?» и др. Далее я знакомила детей с традициями ряженья на Масленицу. Мы разучивали народные песни и заклички. Знакомство с пословицами и поговорками позволило уточнить и закрепить представления воспитанников о жанровых и языковых особенностях, а заучивание частушек – поддержать и развить у них интерес к пониманию смысла образных выражений, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Работая по теме, а хотела разнообразить педагогический процесс чем-то новым и необычным. С целью знакомства ребят с культурой и традициями, я придумала организовать творческую мастерскую тётушки Аксинии (роль которой исполняю сама). Дети с большим интересом посещают такие занятия, слушают истории, сочиняют сказки, приобщаются к семейным традициям. В творческой мастерской были изготовлены книжки: «История Масленицы», «Рецепты блинов», «Развлечения на Масленицу».  

Удачной находкой для меня стал адвент-календарь. Это такой календарь ожидания Рождества или Нового года, который задает соответствующее настроение, отсчитывая дни до праздника. На основе такого календаря я сделала свой, в котором в полном объёме была отражена масленичная неделя. Самое приятное – это то, что в течение всей недели, несмотря ни на что, праздничное настроение моим воспитанникам было обеспечено. Ведь так интересно открывать красивые коробочки, в которых находится новое задание.

При проведении праздника обязательно учитывала отношение к нему родителей. Накануне я провела с ними встречу, во время которой объяснила суть обрядовых действий, узнала отношение родителей к празднику, посоветовала, как нужно к нему подготовиться. Все вместе мы подготовили костюмы и атрибуты, необходимые для Масленицы. Следующим этапом стало составление сценария праздника и проведение масленичной недели.

В течение недели проводились обрядовые народные игры и гулянья. В первый день Масленицы, дети рассматривали репродукцию картины Б.М.Кустодиева «Масленица», посмотрели презентацию «Масленица идёт», прослушали обрядовые песни «Как на масляной неделе», пели частушки, вспомнили знакомые им пословицы и заклички, слепили из пластилина угощения на праздничный стол, на участке выстроили снежный городок для игр. Вместе с тётушкой Аксинией дети изготовили чучело Масленицы. Во второй день Масленицы «Заигрыши» воспитанники знакомились с историей белорусского костюма, жанрами фольклора. Разучили игры и забавы: «Блин», «Кто быстрее», «Бег в мешках» и др. Заданием для детей было изготовление обрядовой куклы «Веснянка». Среда – третий день Масленицы «Лакомка». Воспитанники знакомились с обрядами праздничной кухни. В этот день были проведены такие беседы, как: «Значение и символика бликов», «Гость в доме – хозяину радость», беседа о семейной традиции выпекать домашние блины на Масленицу с использованием интерактивной игры «Печём блинчики».

Родители вместе с детьми оформили фотоколлажи «Мы печём блины». Формирование позитивного отношения к обычаям, традициям и фольклору белорусского народа пришлось на четвёртый день праздника «Разгуляй». Дети смогли рассмотреть масленичные гуляния в картинах русских художников: К.Маковского «Народное гуляние во время Масленицы»; А.Степанова «Катание на Масленицу»; В.Сурикова «Взятие снежного города»; посмотреть видео «Масленица гуляет, всех на праздник созывает». Так же было проведено весёлое развлечение с играми, потехами, песнями, плясками, организовано катание на санках. Родители изготовили открытки с рецептами блинов для обмена между семьями воспитанников.

На протяжении всей недели воспитанники также играли в различные дидактические игры: «Масленица», «Украсим блины», «Подбери начинку», «Украсим Масленицу», развивающее лото «Весёлая Масленица» и др. В пятый день на участке детского сада с играми, пением и забавами были организованы «Проводы Масленицы». Домашним заданием для детей было посещение городского массового гуляния.

Очень важно, что на протяжении масленичной недели родители с удовольствием принимали участие в предлагаемых им мероприятиях. Благодаря им состоялся замечательный конкурс «Самый вкусный рецепт блинов».

Мой опыт работы с детьми в условиях детского сада подтверждает возможность приобщения воспитанников старшей группы к истокам народной культуры. Дети получили представления о празднике Масленица, ближе познакомились с традициями белорусского народа, узнали о методах проведения праздника через непосредственное участие в нём. Они с большим интересом включались в различные виды деятельности, проявляли чувство ответственности за себя и других, у них расширились представления о народных традициях, обрядах. Словарный запас обогатился пословицами, закличками, загадками. Участвуя в соревнованиях, воспитанники проявили свои творческие способности. В целом у детей повысился интерес и уровень знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий