Обобщение и систематизация знаний, практических умений, навыков и способов деятельности по теме «Тригонометрия». Урок математики в 10-м классе

- 14:22II И III СТУПЕНИ, МАТЕМАТИКА, Математика. Сценарии, Методичка

Урок «Обобщение и систематизация знаний, практических умений, навыков и способов деятельности по теме «Тригонометрия» разработан для класса с достаточным уровнем учебных достижений, средний балл по классу – 7,1 балла. С целью мотивации учащихся на достижение запланированного результата, а также предоставления им возможности повысить свой результат, на каждом этапе урока было включено использование рабочей карты, самооценка и суммирование баллов.

Ирина СИДОРОВА,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши»,
Витебская область

 

 

Изучаемая тема, количество часов по теме: Тригонометрия, 40 часов.

Место урока в изучаемой теме: 39-й урок по теме.

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний, практических умений, навыков и способов деятельности по теме «Тригонометрия».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Когнитивные цели урока

Предполагается, что к окончанию урока учащиеся:

– повторят алгоритмы, основные приемы, формулы, правила, способы выполнения заданий по основным разделам темы;
– устранят имеющиеся пробелы знаний в содержательном и практическом аспекте, в том числе и с учетом рекомендаций республиканского мониторинга знаний по математике;
– выполнят тест.

Цели личностного развития

Создавать ситуации для:

– развития познавательных умений учащихся, умений производить учебно-логические действия (анализ, выделение главного, вывод, перенос знаний в измененную ситуацию, самооценка);
– формирования рефлексивных умений на основе ознакомления с практической значимостью учебного материала в реальной жизни;
– воспитания таких качеств личности, как самостоятельность, самоопределение на деятельность и ее результат.

Оборудование и учебные материалы: учебник, презентация «Тригонометрия. От истоков до современности», рабочая карта урока с двумя вариантами заданий (Приложение), мини-сообщения учащихся «Тригонометрия: от истоков до современности» (2–3 сообщения).

Презентация «Тригонометрия от истоков до современности»

 

Ход урока

I Организационно-мотивационный этап (до 10 мин.)

Ожидаемый результат: психологическая подготовленность класса к уроку, принятие учащимися целей урока, мотивация на познавательную деятельность, самоопределение на итог урока.

Задача учителя: подготовить учащихся к работе, активизировать их субъектный опыт, создать условия для самоопределения учеников на деятельность и ее результат.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование
и учебные материалы

1 Оргмомент

– Добрый день, ребята! Рада вас видеть!
Проверьте вашу готовность к уроку.
2 Мотивация. Целеполагание
– Первый вопрос, который я хочу задать сегодня на уроке: «Что общего между заходом Солнца и тригонометрической функцией y =  sinx?
Предлагаю вам обратить внимание на экран для просмотра слайдов».
Оказывается, если взять время захода Солнца каждого первого числа каждого месяца в году и отметить его на координатной оси, то мы получим график функции y = sinx. Значит, самое важное в этом мире – смена времени дня и ночи –подчинена законам тригонометрии. Этот факт еще раз подчеркивает важность изучаемой нами темы. А тема нашего урока сегодня: «Обобщение и систематизация знаний, практических умений, навыков и способов деятельности по теме «Тригонометрия».

Работать мы будем с помощью рабочей карты урока. Подпишите каждый свою карту и ознакомьтесь с планом урока. Предлагаю вам план изучения
   1) Повторить основные этапы изучения темы (рассказ).
   2) Повторить формулы.
   3) Потренироваться в решении (устранить пробелы в знаниях).
   4) Выполнить тест.
   5) Оценить проделанную работу.
   6) Ответить на вопрос «Зачем нужно изучать тригонометрию?»
3 Примерные цели урока:
Сегодня на уроке я хочу:
   1) Повторить учебный материал по теме «Тригонометрия» согласно плану.
   2) Хорошо подготовиться к контрольной работе.
   3) Получить хорошую отметку.
   4) Найти ответ на вопрос «Зачем мы изучаем геометрию?»
   5).…………………………………………. (добавить свои цели)
– Предлагаю вам на основе плана определить свои личностные цели на урок. В выборе целей вам поможет рабочая карта урока. Озвучьте их вслух (Ф.И.учащегося).
 Поставьте отметку-прогноз.
4 Актуализация знаний
– Сегодня на уроке я хочу узнать, какие знания у вас уже есть (на примере последних изученных тем) и предлагаю вам дописать небольшой рассказ. Для этого возьмите рабочие листы урока и познакомьтесь с содержанием задания. На эту работу вам отводится до 5 минут.
– Проверьте свой результат по ключу и подсчитайте полученный балл за работу
(каждый правильный ответ – 1 балл), поставьте в рабочую карту количество набранных баллов.

Слушают,  настраиваются
на работу.

Ищут ответ
на проблемный вопрос.













Знакомятся
с рабочей картой


Изучают план, определяют личностные цели урока.



















Выставляют отметку-прогноз.
Повторяют изученные понятия. Выполняют задание
индивидуально.
Проводят самопроверку и самооценку.
Делают вывод.





Просмотр слайдов

 

 

 

 

 









Рабочая карта урока


























Рабочая карта урока

 

II Операционно-познавательный этап (до 20 мин.)

Ожидаемый результат: обобщение изученного, обеспечение познавательной активности учащихся на основе применения алгоритмов решения.

Задача учителя: организовать целенаправленную образовательную деятельность учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование
и учебные материалы

1 Обобщение и систематизация изученного
– Ребята, мы с вами изучили достаточно формул. Чтобы их вспомнить, предлагаю вам выполнить несколько примеров вместе (задания из республиканской контрольной работы 2018/2019 учебного года).

2 Физкультпауза

Выполняют задания.

Закрепляют знание основных формул тригонометрии, уточняют вопросы

по ходу с целью устранения пробелов знаний.


Рабочая карта урока

 

III Контрольно-коррекционный этап (до 15 мин.)

Ожидаемый результат: контроль знаний учащихся по теме, осведомлённость учащихся и учителя о достижении поставленной цели.

Задача учителя: организовать выполнение контролирующих заданий, проанализировать результаты совместной работы по достижению целей урока, работы дома каждого ученика.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование
и учебные материалы

1 Контроль усвоения
– Проверим уровень усвоения учебного материала, для этого предлагаю выполнить тестовые задания, которые у вас в рабочем листе.

Время работы – 10 минут.
– Проверьте тестовые задания, подсчитайте количество баллов за весь тест.
2 Домашнее задание
– Ребята, ваше домашнее задание будет включать также разбор вопросов теста,

в которых были допущены ошибки.
3 Подведение итогов. Рефлексия.
– Ребята, мы сегодня с вами на уроке активно поработали, давайте подведем итог: суммируйте баллы, поставьте отметку согласно шкале отметки.
Уважаемые десятиклассники, мы с вами выполнили основные пункты плана на урок. Нам осталось только ответить на вопрос «А для чего нам нужно было так глубоко изучать тему?» В качестве ответа я предлагаю вам послушать и обсудить вопрос о связи тригонометрии и реальной жизни. Эта информация подготовлена вами для нашего информационного проекта «Тригонометрия: от истоков до современности».


Выполняют тест
по карточкам.
Осуществляют самопроверку

по ключу. Дают самооценку результатов своей деятельности
в рабочем листе.

Записывают домашнее задание

в дневник.



Выводят итоговую отметку за урок, сравнивают ее с отметкой-прогнозом.

Слушают сообщения и высказывают свое отношение к роли изученного материала в реальной жизни.

После заслушивания мини-сообщений, ребята высказывают свое мнение о важности изученной темы.

Рабочая карта урока











Рабочая карта урока





Мини- сообщения учащихся

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий