Организация познавательной деятельности воспитанников в процессе формирования представлений о родном крае

- 9:39ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Идеи, Методичка

В материале представлен опыт работы по организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе формирования представлений о родном крае, рассказывается об использовании кейс-метода, лэпбуков, об организации детских пресс-конференций.

 

Ирина БАЛЬ,
заместитель заведующего по основной деятельности
ГУО «Детский сад № 16 г. Слонима»,
Гродненская область

irina_bal_71@mail.ru

 

Познавательная деятельность в учреждении дошкольного образования – это платформа для формирования навыков исследования, становления сознания воспитанника, развития у него любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности.

Одним из направлений, когда познавательная активность ребенка будет мотивирована уже самой возможностью приобщиться к чему-то ценному, возможностью проявить свои чувства и почувствовать сопричастность к событиям, выступает патриотическое воспитание.

Познавательную деятельность в процессе формирования представлений о родном крае педагоги детского сада № 16 Слонима организуют по следующим взаимосвязанным направлениям:

– «Живая природа»: характерные особенности сезонов, многообразие животного и растительного мира Беларуси, характерные особенности, приспособление к окружающей среде, Красная книга Беларуси;
– «Неживая природа»: климат, почва, природные ископаемые, водные богатства Беларуси;
– «Рукотворный мир»: достопримечательности, социальные объекты, производство в Беларуси, предметы и изделия народных умельцев, процесс их изготовления, названия ремесел;
– «Человек»: выдающиеся люди Слонимщины и Беларуси;
– «Литература и искусство»: стихи, загадки, пословицы и поговорки, белорусские народные сказки, рассказы, легенды, живопись и скульптура белорусских мастеров, белорусские мультфильмы, театральные постановки.

Одним из условий познавательной деятельности является выбор методов, приемов, средств обучения воспитанников. Их выбор влияет на эффективность и быстроту усвоения знаний.

При ознакомлении воспитанников с природой родного края используется моделирование: разные виды моделей (предметные, предметно-схематические, графические), мнемотаблицы.

Одним из современных методов, который эффективно используется педагогами для формирования у воспитанников представлений о родном крае, является кейс-метод. С помощью кейсов дети старшего дошкольного возраста самостоятельно изучают познавательный материал, рассматривают различные экологические ситуации и вместе находят оптимальные решения. Кейсы содержат комплекты проблемных картинок по экологии, фотографии достопримечательностей и значимых социальных объектов Беларуси, города Слонима, разрезные картинки, иллюстрации, портреты знаменитых людей Беларуси, Слонимщины, картинки и карточки с изображением объектов растительного и животного мира, носители видеоинформации, книжки-малышки, раскраски, пазлы, дидактические, настольно-печатные познавательные игры, ребусы и кроссворды и др.

Для организации продуктивной деятельности с воспитанниками в этом направлении используются и лэпбуки «Природа Беларуси», «Животные Беларуси», «Минск – город герой», «Беларусь Спортивная», «Мой родной город», «Береги природу», «Я познаю свой родной край».

Еще одним из эффективных средств, которые активизируют познавательную активность детей, являются пресс-конференции, в ходе которых воспитанники берут на себя роль специалистов и корреспондентов газетных изданий. «Журналисты» задают вопросы «специалистам», с помощью схем и рисунков «записывают» то, что их заинтересовало. Например, недавно в рамках пресс-конференции с детьми обсуждалась тема «Сохраним природу Беларуси». Дети выступали в роли эколога, лесничего, зоолога, пожарного, водолаза, искусствоведа, даже специалиста по экологическому просвещению и отвечали на вопросы журналистов. «Искусствовед» рассказал о художниках и писателях, которые в своих произведениях передали красоту природы Беларуси, о писателе Олеге Лойко и скульпторе Иване Миско, которые своим творчеством прославили Слонимскую землю; «эколог» познакомил с состоянием белорусской природы в целом, а «лесничий», «зоолог», и «водолаз» – более подробно о состоянии лесов, водоемов, условиях жизни животных; «специалист по экологическому просвещению» рассказал о том, как воспитанники учреждения заботятся о природе родного края. После каждого выступления были организованы дидактические, подвижные, словесные игры, решались кроссворды, головоломки, проводились эксперименты.

Использование педагогами презентационных средств позволяет внести эффект наглядности в занятия, активизирует воспитанников и стимулирует познавательную мотивацию, помогает им усвоить материал быстрее. Для этой цели проводятся виртуальные экскурсии и прогулки на краеведческие объекты: населенные пункты, предприятия, памятники, заповедники, памятники природы, водоемы, театры, музеи, библиотеки, учебные заведения и др. Итог виртуальных экскурсий и прогулок – фоторепортажи, альбомы, книги, сделанные детьми.

Поскольку на становление познавательной мотивации существенное влияние оказывает содержательное взаимодействие ребенка со взрослым, в учреждении организуется продуктивное сотрудничество с семьями. Так педагоги предоставляют возможность детям и их родителям не просто находить информацию о родном крае, о городе, его достопримечательностях, знаменитых людях и т.д., но и презентовать ее. Это могут быть тематические выступления детей и/или родителей на занятиях, составление альбомов «Мой город», «Природа Беларуси», «Слоним для туристов», «Імёны Слонімшчыны» и др., гербариев, изготовление макетов улиц города и т.д.

И, конечно же, немаловажным фактором, способствующим проявлению детской познавательной активности, является проявление личной искренней заинтересованности педагогов в познавательной деятельности. Своих воспитанников педагоги детского сада № 16 Слонима вовлекают в круговорот поиска новой информации с помощью методов проблемного обучения, где в ходе общего обсуждения находят ответы на три вопроса: «Что мы знаем об определенном объекте, событии или человеке?», «Что мы хотим узнать?» и «Как найти ответы на вопросы?».

Способов вовлечения воспитанников в познавательную поисковую деятельность много, они весьма разнообразны, но позиция взрослого должна быть неизменной – больше слушать, чем говорить, больше наблюдать, чем показывать, больше поддерживать, чем направлять.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий