В материале представлен сценарий развлечения, которое направлено на развитие творческого воображения через все виды музыкальной деятельности, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Светлана РАЙБЕ,
музыкальный руководитель
ГУО «Детский сад № 4 г. Сморгони»,
Гродненская область
Цель: создание у детей радостного, эмоционального настроения, развитие творческого воображения через все виды музыкальной деятельности, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Материал и оборудование: накидки для Берёзки (жёлтая с листьями, белая со снежинками, зелёная в листочки); для драматизации сказки кокошники (Козы, Осинки, Шиповника, Ели, Рябин); снежинки по количеству детей; для исполнения танца – восемь детских костюмов «берёзок»; «следы» зверей (зайца, волка), птиц; для игры – шапочки зайца, волка.
Ход развлечения
Дети заходят в зал под инструментальную музыку.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас в нашем зале. Посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель:
За рекой запел соловушка,
Полыхает зорька алая –
Всё в краю родном наполнено
Красотою небывалою.
Пролетают гуси-лебеди
Над бескрайними просторами:
Над лугами, над дубравами
И над синими озёрами.
На широкую дороженьку
Приведёт тропинка узкая.
Не найти земли прекраснее,
Чем сторонка белорусская. (В.Бердис)
Музыкальный руководитель: Ребята, вот ещё к нам одна гостья спешит, а какая, вы догадайтесь сами, послушайте загадку.
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
Дети: Берёза.
Под музыку «Осенняя мелодия» (муз. Ю.Верижникова) выходит Берёза в осеннем одеянье.
Берёза: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в своём осеннем царстве.
Воспитатель: Мы не просто так пришли, а много сюрпризов принесли.
Берёза: Ну, что ж, проходите, располагайтесь.
Воспитатель: Вот послушай красивые стихи.
1.Ветер в поле на рассвете
Модницу-берёзку встретил.
Ветер дунул на берёзку –
И испортил ей причёску! (М.Мишакова)
2.Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Жёлтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают. (А.Кулагина)
3. Много песен о берёзе спето,
Много танцев танцевал народ.
Вот и мы у белоствольной
Заведём сегодня хоровод.
Песня «Кружева осенние» (сл. и муз. Я.Жабко)
На первый куплет дети идут и поют вокруг берёзки, на второй куплет выходит девочка (Рябина) и поют уже вокруг Рябинки. Дети садятся, а в шахматном порядке становятся Осинка, Ель, Шиповник, Берёзка.
Берёза: Спасибо, ребята, порадовали вы меня.
Воспитатель: Послушай, Берёзка, какую сказку тебе хотят рассказать наши ребята.
Драматизация по русской народной сказке «Как коза избушку построила»
Воспитатель: В стародавние лета жила бабушка одна. По прозванью – старуха, по преданью – говоруха. Да коза с козлятами, малыми ребятами. Утром люди все встают, да на сенокос идут. А старуха всё на печке, с печки выйдет на крылечко, да со всеми говорит, рукам делать не велит. А козлятам не напиться, а козе- то не умыться, не побегать по полю, не поспать под тополем. Не житьё им у старухи – ведь хозяйство всё в разрухе.
Коза:
Видно нужно в лес идти,
Место где-нибудь найти
И построить новый дом,
Чтоб тепло жилось нам в нём.
Ведущий: Подошла она к Осинке.
Коза. Осинка, Осинка! Можно мне под твоими ветками избушку построить?
Осинка: Не строй подо мною избушку, мои листики и днём, и ночью шумят, твоим деткам спать не дадут. Ступай ещё куда-нибудь.
Воспитатель: Пошла коза к Ёлке.
Коза: Ёлка, Ёлка! Можно мне под тобою избушку построить?
Ель: Не строй подо мною избушку. Шишки с меня упадут, твоих козляток ушибут.
Воспитатель: Подошла она к Шиповнику.
Коза: Шиповник, Шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?
Шиповник. Не строй подо мною избушку, будут козлята прыгать, скакать всю шёрстку себе повыдерут.
Коза: Берёзка, Берёзка! Можно мне под тобою домик построить?
Берёзка:
Тебе, Коза, не откажу и за счастье я почту.
Строй избушку подо мною, я козлят твоих укрою:
Если солнце будет жечь, если знойно будет печь,
И от дождика я спрячу, как же может быть иначе.
Будет ветер – огражу, вот что я тебе скажу.
Коза: Тебе, Берёзка, благодарна, заживём мы очень славно!
Воспитатель: Вот такая лесная сказка. И что-то похолодало, ветер морозный подул.
Динамическое упражнение
Вдруг поднялся сильный ветер, (вращение туловищем вправо),
Он деревья крутит, вертит, (влево).
И среди ветвей шумит,
Снег летит, летит, летит.
По дорожке, по дорожке, (подскоки).
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, (легкий бег).
До лужайки добежим.
(О.Н.Арсеневская)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, берёзка свой наряд сменила. Сколько песен о берёзе сложено! Сколько стихов написано! И всё кажется мало! У каждого человека находятся для этой красавицы свои задушевные, порой неожиданные слова.
1.Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
2.На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
3. И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
4.А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром. (С.Есенин)
Музыкальный руководитель: Ребята, а давайте подарим ей на ножки снежные сапожки. (Дети берут снежинки, бегут змейкой, «укрывают» снежинками Берёзку.)
Воспитатель раскатывает в это время дорожки со следами. Девочки идут переодеваться на танец берёзок. Звучит фонограмма из м/ф «Маша и медведь» – Звери.
Воспитатель: Посмотрите, кто-то к берёзке в гости приходил, чьи-то следы. (На одной дорожке – следы зайца, на другой – волка. Дети отгадывают, чьи следы).
Музыкальный руководитель: А вот и Зайка! (Надевает одному ребёнку шапочку зайки.) А, вот и Волк. (Надевает другому ребёнку шапочку волка.)
Инсценирование считалочки
Раз, два, три, четыре пять.
Негде зайчику скакать.
Всюду бродит волк, волк.
Он зубами щёлк-щёлк.
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди,
Когда спрячемся – лови.
Дети убегают на места.
Воспитатель (выносит мольберт с картиной птичьих следов): Ребята, а это чьи следы?
Дети. Птицы!
Фонограмма пение птиц. Выходит Берёзка в весеннем наряде.
Воспитатель:
Она весну встречает –
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка.
А платьице в полоску.
Узнали, вы, берёзку?! (А.Прокофьев)
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало, в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Наряд её легкий, чудесен,
Нет дерева сердцу милей.
И сколько задумчивых песен
Поётся в народе о ней!
Он делит с ней радость и слёзы
И так уж она хороша!
Что кажется, в шуме берёзы
Есть чуткая наша душа. (В.А.Рождественский)
Музыкальный руководитель: А сейчас игра «Кто быстрей украсит берёзку»
(Дети под музыку по очереди бегут к мольберту и прикладывают к берёзе листочки)
Музыкальный руководитель: Берёзка! Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно из деревьев не вмещает столько образов и сравнений. Молодые берёзки – стройные, прямые, как бы на цыпочках тянутся к небу, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами
Ребёнок:
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой,
Словно девочки-подростки,
Белоствольные берёзки.
За руки взялись и вот – закружился хоровод.
(Т.Шорыгина)
Танец берёзок (музыка из к/ф «Тени исчезают в полночь»)
После танца все участники выходят в центр зала.
Музыкальный руководитель: Берёза, берёза, белостволая красавица… Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, зимой или осенью? Берёзе одинаково к лицу и алмазный зимний убор, и золотая парча осени… А как удивительно хороша берёза весной в зелёном наряде! Свет, излучаемый ею, способен обогреть озябшую душу.
Песня «Мы хотим, чтоб птицы пели» (муз. и сл. Я.Жабко, Е.Каргановой)
Берёза: За то, что столько обо мне хороших слов сказали, песен спели, танцы показали, вот вам угощение. Вкусный и полезный берёзовый сок. (Отдаёт воспитателю коробки с соком.)
И вам, дорогие гости, угощайтесь!
Участники уходят из зала.