Конспект подгруппового коррекционного занятия по дифференциации звуков [с] – [ш] с использованием интерактивного плаката
Анастасия ЯКИМЦОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад аг. Сеница» Минского района,
Минская область
Задачи:
– закрепить чёткую артикуляцию звуков [с] – [ш];
– закрепить навыки дифференциации звуков [с] – [ш] в словах;
– развивать фонематические процессы;
– закреплять навыки слогового анализа слов.
Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные зеркала, планшеты.
Интерактивный плакат: https://disk.yandex.ru/i/rRpfRo2wM9fzYQ
Ход занятия
Организационный момент
Учитель-дефектолог: Ребята, давайте настроимся на занятие!
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре,
Громко, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.
Мы сегодня отправляемся в увлекательное путешествие по бескрайнему синему морю, к островам. Я буду капитаном, а вы – пассажирами нашего корабля. На нашем пути будут встречаться различные препятствия, которые нам придётся преодолеть. Занимайте свои места (дети садятся на свои места).
Сообщение темы занятия
Учитель-дефектолог: Ребята, чтобы наш корабль поплыл, необходимо каждому из вас произнести пароль для отправления.
Са-ша-са-ша
Шо-со-со-шо
Су-шу-шу-су
Ши-сы-ши-сы
Учитель-дефектолог: Ребята, как вы думаете, какая цель нашего путешествия? (Ответы детей) Молодцы, правильно, тогда отправляемся в путешествие!
Основная часть
Учитель-дефектолог: Чтобы не сбиться с пути, у нас есть карта путешествия (интерактивный плакат «Морское путешествие»). Посмотрите, первый остров, который встретился нам на пути – остров Звуковичок. Все жители этого острова говорят чётко и правильно. Возьмите свои зеркала и чётко произнесите звуки нашего занятия. Произнесите и расскажите основные отличия в произношении звуков [с] и [ш].
Когда мы произносим звук [с], язычок опускается вниз (на интерактивной доске возникает стрелочка вниз).
Когда мы произносим звук [ш], язычок поднимается вверх (на интерактивной доске возникает стрелочка вверх).
Интерактивная игра «Волшебные стрелочки»
Учитель-дефектолог: А теперь жители острова предлагают вам поиграть в игру «Волшебные стрелочки». Определите, какой звук вы слышите в словах [с] или [ш].
Молодцы, ребята, мы с вами прощаемся с жителями острова Звуковичок и отправляемся дальше.
Учитель-дефектолог: Следующий остров на нашем пути – остров Скажи Наоборот. На этом острове поиграем с вами в игру. Я назову слово, где есть звук [с], а вы заменяете его звуком [ш] и называете мне слово, которое у вас получилось, и наоборот.
Крыса – крыша, кашка – каска, миска – мишка, уши – усы, маска – Машка, басня – башня.
Молодцы, ребята! Можно отправляться дальше.
Физкультминутка
Учитель-дефектолог: Ребята, посмотрите послание в бутылке (изображение на интерактивном плакате). Давайте расшифруем его. В послании написаны слова, мы должны с вами поднять ручки вверх, если слышим слово со звуком [ш], и опустить ручки вниз, если слышим слово со звуком [с].
Учитель-дефектолог: Вы отлично справились с заданием! Отправляемся к следующему острову.
Интерактивная игра «Подарки для Сони и Миши»
На следующем острове мы познакомимся с новыми друзьями – Соней и Мишей. У нас для ребят есть подарки, только они перепутались. Давайте определим, что мы подарим Соне, а что мы подарим Мише? (Ответы детей: Соне мы подарим предметы, в названиях которых есть звук [с], а Мише мы подарим предметы, в названиях которых есть звук [ш]).
Учитель-дефектолог: Приглашаем на борт корабля наших новых друзей Соню и Мишу и отправляемся к следующему острову.
Гимнастика для глаз
Учитель-дефектолог: Ребята, мне кажется, что мы сбились с пути. Отыскать дорогу нам поможет наш компас. Проследите глазками по стрелочкам компаса, он укажет нам правильный путь.
Интерактивная игра «Какой звук спрятался: [с] или [ш]»
Учитель-дефектолог: Наш компас привёл нас на остров Послушай-ка. Для нас на этом острове приготовили задание. Вам, ребята, необходимо определить, какой звук спрятался в каждом слове, [с] или [ш,] и напечатать соответствующую букву. Разделите слова на слоги.
Интерактивная игра «Письмо другу»
Учитель-дефектолог: Впереди у нас конечный пункт нашего путешествия – Остров Впечатлений. Мы с вами должны написать письма самым лучшим нашим друзьям и рассказать про путешествие. Для этого нам нужно не перепутать конверты. Слова, где есть звук [с], положим в один конверт, а слова, где есть звук [ш], положим в другой конверт.
Заключительная часть
Учитель-дефектолог: Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Я думаю, что у каждого из нас приключение оставило свой след. Если вы сегодня много услышали – то оно спряталось у вас в ушках, если много увидели – то в глазках, а если вы ощущаете радость – то в сердечке. У меня наше путешествие спряталось в сердечке. А у вас? Вам понравилось путешествовать на нашем корабле? Что понравилось больше всего? Что запомнилось? Какие острова? Чему вы научились? (Ответы детей).
Теперь вы можете сойти с нашего корабля на берег.