Формирование медиакомпетентности учащихся на уроках русского языка и литературы. Педагогический опыт  

- 9:33II И III СТУПЕНИ, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Идеи

Опыт представляет собой обобщение педагогических наработок (теоретического и практического характера) по теме “Формирование медиакомпетентности учащихся на уроках русского языка и литературы”. В статье представлены творческие варианты работы, проводимой с учащимися 5–11-х классов, различные методы и приёмы, направленные на повышение мотивации и качества обучения.

Нина МАЙСТРОВА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Гимназия г. Чечерска»,
Гомельская область

 

 

 

 

 

 

 

В условиях глобальной информатизации, в том числе и в системе образования, на первый план выходит узконаправленное, но содержательно масштабное, всеобъемлющее понятие медиакомпетентности. Обширность и противоречивость потока информации ставят школьника в затруднительное положение ориентирования, понимания, извлечения и последующего использования необходимой и полезной информации. Перед школой встала необходимость формирования медиакультуры современных учащихся. Образование включило в свой «арсенал» понятие медиаобразования.

Помочь учащимся ориентироваться в медиасреде, умело и эффективно производить отбор «годного» медиаконтента, критически его осмысливать, анализировать, интерпретировать и, применяя творческие навыки самостоятельной деятельности, производить свой качественный медиапродукт (здесь речь идёт о содействии формированию медиаграмотности учащегося) – вот перечень задач, стоящих перед современной школой по формированию медиакомпетентности учащихся.

Русская литература и русский язык – такие предметы школьного цикла, которые обладают широкими образовательными возможностями для применения медиатекстов и медиатехнологий. Произведения искусства слова (классические тексты, используемые на уроках русской литературы, а также их элементы, применяемые для отработки правописных, пунктуационных и прочих умений, навыков учащихся на уроках русского языка), с учётом не только возможности, но и целесообразности многопланового изучения рассматриваются в условиях межпредметности, когда эффективно осуществляется привлечение информации из других источников – видов искусства (живопись, музыка, кино, театр и другие). Это является основанием для использования медиатехнологий на уроках.

Стоит отметить, что литературная «медийность» гораздо шире языковой, если рассматривать предметные способности языка и литературы. Однако любой медиапродукт (медиатекст) по литературе неразрывно связан с языком в рамках грамотности его оформления и подачи (с акцентом на языковые, речевые, коммуникативные и лингвокультурологические компетенции учащихся).

Очень важно в ходе формирования медиакультуры учащихся учитывать как положительные стороны влияния медиа на учащихся (источник знаний, средство всестороннего развития, способ творческого самовыражения, фактор полноценного включения личности в жизнь социума), так и отрицательные факторы его воздействия: предпочтение чтению книги ознакомления с кратким содержанием, размещённым на интернет-сайтах, аудиокниг, киноверсий; снижение языковой культуры; преобладание дистанционных форм межличностного общения.

Таким образом, рассмотрев теоретическую составляющую исследуемой темы, целесообразно перейти к практическому решению задачи формирования медиакомпетентности учащихся на уроках русского языка и литературы с опорой на личный педагогический опыт.

Следуя классификации медиатехнологий, предложенной А.В.Фёдоровым [3], считаю целесообразным и эффективным относительно формирования медиакультуры и информационной грамотности применение на уроках русского языка и литературы разнообразных форм работы в рамках литературно-имитационных, театрализованно-ситуативных и изобразительно-имитационных медиатехнологий.

 

Из литературно-имитационных медиатехнологий на уроках словесности мною используются следующие виды работы:

– написание продолжения к произведению. 
«Как в дальнейшем складывалась судьба девочки» по «Козетте» В.Гюго в рамках урока внеклассного чтения в 5-х классах.

– статья в гимназическую газету (иллюстрированное стихотворение по мотивам прочитанных произведений на тему природы, 5-е классы).

 лирический монолог по мотивам «Евгения Онегина» А.С.Пушкина, 9-й класс.

– интервью с автором, «Слово о полку Игореве», 9-й класс.

 выставка сборников пейзажной лирики, 6-й класс.

 «переписанный» финал («Дети подземелья» В.Г.Короленко, 5-е классы).

Эти несложные формы работы, эффективно сочетаясь с приёмами игровых технологий, направлены на создание элементарных (простых) медиатекстов. Они способствуют формированию умения всестороннего восприятия текста, причём с позиций представителей разных гендерных, возрастных, социальных, профессиональных, национальных групп, от лица различных персонажей произведения. Примеры:

– письмо учительнице по мотивам рассказа В.Распутина «Уроки французского», 6-й класс.

– личный дневник о лирической героине (И.С.Тургенев, «Ася», 8-й класс).

 мемуары куклы Сони (В.Г.Короленко, «Дети подземелья», 5-й класс).

 

Наряду с простыми я практикую и более сложные задания литературно-имитационного характера. Например, фото- и видеокастинг на роль Хлестакова и Осипа (сцена заселения в «номера»; представлена в двух гендерных вариантах: “мужской”, “женский” вариант Пробы на роль Хлестакова и Осипа) с авторским комментарием актёрской игры как своей, так и одноклассников (по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», 7-й класс).

 

На уроках русского языка в 10-м классе есть опыт составления рекламных аннотаций-афиш по теме «Дискуссия» (здесь литературно-имитационная форма работы сочетается с изобразительно-имитационной).


Также отклик у ребят-десятиклассников нашёл такой вид задания, как описание рекламного ролика дискуссионного молодёжного клуба «Любители словесности» с последующим написанием сценария и съёмкой данного медиапродукта.

В рамках театрализованно-ситуативной медиатехнологии использовали ситуативное разыгрывание ролей по мотивам отрывка из рассказа В.Г.Короленко «Дети подземелья», приуроченное к неделе филологии в нашем учреждении образования. Так, предварительно был проведён конкурс-кастинг в видеоформате лучших чтецов-исполнителей отрывка из произведения.

В ходе коллективного просмотра-обсуждения полученных материалов были определены «плюсы» и «минусы» авторского прочтения, интерпретации, составлены памятки-советы для чтецов. Учитывая эти рекомендации, ребята 5-х классов выступали уже «вживую» перед большой аудиторией в ходе мероприятия (литературная переменка по страницам любимых книг «Классическое ассорти», посвящённое творчеству писателей-юбиляров 2023 года).

Целью изобразительно-имитационной медиатехнологии является создание учащимися разных форм медиатекстов: презентаций, афиш, коллажей, рисунков к произведениям (на уроках литературы) и по отдельным темам, пословицам, афоризмам (на уроках русского языка). Так, учащимися 11 «А» класса были созданы агитпрезентации на экологическую тематику в рамках изучения на уроках русского языка темы «Виды монологической речи» с использованием слоганов и хештегов с урока (домашнее задание на основе упражнения 8.6, учебник русского языка Долбик Е.Е., Литвинко Ф.М., Шиманович Т.В., Мурина Л.А., Таяновская  И.В., Орловская О.Я.).

Лучшими стали видеоролик А.Богдановича и видеоролик А.Бабкуновой.

В качестве отдельного вида хочется выделить презентацию-карту с историческим комментарием хода военной кампании Отечественной войны 1812 года в представлении А.Шестопаловой, учащейся 10-го класса (была представлена в качестве индивидуального проекта-защиты в рамках творческого домашнего задания в ходе изучения романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» (2020/2021 учебный год)).

В конкурсе фотоколлажей по русской литературе победителем стала учащаяся 11 «Б» класса А.Шестопалова (2021/2022 учебный год, творческая работа по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»).

Афиши-иллюстрации и иллюстрации обложек книг к повести И.С.Тургенева «Ася» нашли широкий отклик у творческих ребят 8-х классов (победители – Р.Арустамян и А.Руденок, учащиеся 8 «Б» класса, 2018/2019 учебный год).

Одним из самых популярных видов работ у учащихся является иллюстрирование отдельных эпизодов прочитанных произведений. Это:

обычные рисунки («Дети подземелья» В.Г.Короленко, 5-й класс; «Ночь перед Рождеством», Н.В.Гоголь, 7-й класс; «Утиная охота», А.В.Вампилов, иллюстрация-загадка, 11-й класс.

– и карты-маршруты («Снежная королева», Г.К.Андерсен, 5-й класс; «Маленький принц», А. де Сент-Экзюпери, 7-й класс).

– и иллюстрации-загадки («Мастер и Маргарита», М.А.Булгаков, иллюстрации-загадки к кроссворду, 11-й класс).

Ещё одной формой работы ребят с медиаконтентом является сравнение различных объектов масс-медиа. Так, в 10-м классе при изучении творчества Л.Н.Толстого учащиеся после прочтения романа-эпопеи «Война и мир» могут (при желании, т.к. это задание из категории повышенной сложности) сравнить фильм С.Бондарчука с телевизионными версиями Р.Дорнхельма и режиссёров М.Панкратовой, А.Грачёва. Также при желании можно сравнить произведение и его экранизацию.

 

Слово учит думать. В отличие от слова, медиатексты, воздействуя на школьников аудиовизуально, побуждают переживать. Гармоничное развитие личности достигается тогда, когда мозг в ладу с сердцем, когда разум в согласии с эмоциями. Введение в школьную практику медиаобразования способствует усилению творческого характера партнёрской деятельности учащегося и учителя. Понимание и критическое отношение к продуктам масс-медиа развивает медиакультуру учащихся. А систематическое применение перечисленных форм работы (в комбинированной форме или поодиночке) на уроках русского языка и литературы способствует развитию информационной и совершенствованию литературной, языковой и речевой грамотности, а также формированию медиакомпетентности учащихся.

Медиакомпетентность проявляется в том, что учащийся осмысленно воспринимает медиатекст, критически анализирует и интерпретирует его, находит необходимую информацию в медиаресурсах, систематизирует её, трансформирует визуальную информацию в вербальную и обратно, создаёт свои медиатексты.

Таким образом, формирование медиакомпетентности учащихся способствует решению государственных образовательных задач и выполнению социального заказа общества, – формируется всесторонне и гармонично развитая личность, способная самостоятельно, нестандартно мыслить, обладающая универсальными знаниями, а также умениями и навыками созидательного взаимодействия с миром.

 

Источники:

1 Яценко, И.А. Формирование медиакультуры на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/formirovaniie-miediakul-tury-na-urokakh-russkogho-.html
2 Вишневецкая Г.В. Способы формирования медиакультуры учащихся на уроках литературы в средней общеобразовательной школе //Концепт. Научно-методический электронный журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2013/53543.htm.
3 Захарова С.А. Использование медиатекстов и медиатехнологий на уроках литературы: принципы, задачи, методика применения // Национальный образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/ru/glavnaya-stranitsa/1871-ispolzovanie-mediatekstov-i-mediatekhnologij-na-urokakh-literatury-printsipy-zadachi-metodika-primeneniya.html.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий