Использование дидактических игр на уроках математики для формирования устных вычислительных навыков. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. План-конспект урока математики с использованием дидактических игр, 1-й класс

- 9:05Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

Материал содержит примеры дидактических игр, а также план-конспект урока математики в 1-м классе по теме «Задачи на уменьшение числа на несколько единиц».

Татьяна БУКИНА,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 25 г. Бобруйска»,
Могилевская область

 

 

 

На I ступени общего среднего образования большое значение придается использованию в обучении дидактических игр. Игра имеет огромное значение для развития младшего школьника, поэтому я решила использовать на уроках математики для формирования устных вычислительных навыков дидактические игры.

Выбирая предложенные в учебнике упражнения для работы на уроке, я использовала дидактические игры, направленные на формирование вычислительных навыков (Приложение). Их я использовала как в первом, так и в последующих классах в соответствии с темами учебной программы. Например, игра «Рыболов», где дети выбирают выражение с необходимым значением.

В 1-м классе при работе над однозначными числами и двузначными числами до 20 (найти примеры с ответом 9 среди данных: 2 + 7, 2 + 6, 8 + 1, 8 + 2, 4 + 6, 5 + 4,10 – 1, 11 – 1, 12 – 3, 12 – 2).

Во 2-м, 3-м и 4-м классах – этот же приём с более сложными выражениями при работе над темами:

– табличное сложение и соответствующие случаи вычитания (среди данных примеров найти с ответом 16: 12 + 4, 2 + 13, 5 + 11, 13 + 2, 10 + 6, 15 + 3,19 – 3, 19 – 2, 18 – 3, 18 – 2);
– внетабличное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (среди данных примеров найти с ответом 46: 22 + 24, 12 + 23, 35 + 11, 44 + 22, 23 + 13, 25 + 22, 58 – 12, 79 – 23, 88 – 42, 78 – 32);
– умножение и деление (среди данных примеров найти с ответом 18: 2 × 9, 2 × 8, 3 × 6, 3 × 5, 4 × 4, 18 : 1, 20 : 2, 18 × 1, 19 : 1).

Такая игра помогает быстро ориентироваться в примерах, правильно проводить устные вычисления, выбирая приёмы для нахождения их значения.

Учить находить неизвестный компонент в уравнениях я начинала с игры «Примеры с окошками» (5 + ___ = 10). Решать простые уравнения, заменяя окошки буквами, становилось гораздо легче и быстрее, при этом многие ребята могли устно дать ответ верный, но при оформлении решения не соблюдали алгоритм записи.

Дидактические игры я использовала для работы в группах, в парной, индивидуальной и фронтальной работе. Некоторые игры предлагала в соревновательной форме: «Кто быстрее и правильнее», «Математический футбол», «Круговые примеры» и др. Анализируя ход игры, можно определить учащихся, которым необходима помощь в достижении результата. Такие игры вызывают интерес к математике, формируют вычислительные навыки, развивают устойчивость внимания, активизируют память, быстроту реакции, самостоятельный поиск ответа.

Я провела диагностику сформированности устных вычислительных умений и навыков учащихся. Для определения результативности моего опыта были выделены следующие критерии: правильность выполненных заданий, объём выполненных заданий, время, использованное на выполнение заданий. Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр на уроках математики для формирования устных вычислительных навыков дает положительные результаты.

Дидактические игры я рекомендую использовать на любом уроке, на разных его этапах: актуализации знаний, закрепления знаний, проверки домашнего задания. Каждая игра должна иметь логическое завершение с подведением итогов работы (что проиллюстрировано в предложенном плане-конспекте урока).

Опыт моей работы может быть использован учителями начальных классов, как на уроках, так и на факультативных занятиях.

 

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. План-конспект урока математике в 1-м классе

Тема: Задачи на уменьшение числа на несколько единиц.

Цель: знакомство с задачами на уменьшение числа на несколько единиц.

Задачи:

– учить решать простые задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц; совершенствовать вычислительные умения и навыки;
– развивать логическое мышление;
– создавать условия для развития интереса к предмету.

Оборудование: картинки (дома с номерами от 12 до 19, груши – 6, яблоки – 10); конверты с примерами для игры «Почтальон»; карточки с примерами для физкультминутки; геометрический материал для составления схем к задачам, карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Ход урока

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий