Формирование практических навыков познания окружающей действительности при взаимодействии с ближайшим окружением у воспитанников с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии через проектную деятельность
Материал может быть полезен воспитателям дошкольного образования и учителям-дефектологам групп интегрированного обучения и воспитания, специальных групп, дошкольных групп центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Наталия МИЛЕЙКО,
воспитатель дошкольного образования
Галина ЕРМАЧЕНКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Дятловский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»,
Гродненская область
У детей с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом, психическом развитии проявляется снижение познавательной активности и отсутствие интереса к окружающему миру. Поэтому они нуждаются в постоянной активизирующей стимуляции извне. В этой ситуации работа наших специалистов направлена на поиск новых приёмов и методов в различных сочетаниях, а именно использование проектно-тематической деятельности. Тематика и содержание реализованного познавательно-практического проекта определена необходимостью формирования практических навыков познания окружающей действительности при взаимодействии с ближайшим окружением, что позволяет приблизить обучение к жизни, способствует развитию активности и самостоятельности воспитанников в процессе ознакомления с зимними природными явлениями, установления связей между живой и неживой природой. Предложенные игры и игровые упражнения составлены с учётом программных требований, вариативности, индивидуального и дифференцированного подходов, индивидуальных возможностей воспитанников, преемственности в работе учителя-дефектолога и воспитателя дошкольного образования. Материал может быть полезен воспитателям дошкольного образования и учителям-дефектологам групп интегрированного обучения и воспитания, специальных групп, дошкольных групп центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Паспорт познавательно-практического проекта «Зимушка хрустальная».
Примерное тематическое планирование занятий воспитателя дошкольного образования по продуктивной деятельности (рисование, лепка) и образовательной области «Я и мир» для детей с тяжёлыми, множественными нарушениями физическом, психическом развитии.
Примерное тематическое планирование нерегламентированной деятельности в дошкольной группе для детей с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом, психическом развитии.
Картотека адаптированных игр и игровых упражнений для стимуляции познавательной деятельности воспитанников с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом, психическом развитии для использования учителем-дефектологом на занятиях по образовательным областям «Коммуникация», «Игра» и коррекционных занятиях
Приложение. Технологическая карта игрового комплекса по адаптивной физической культуре для детей с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом, психическом развитии: «Вот дружок Снеговичок»
Паспорт познавательно-практического проекта «Зимушка хрустальная»
Продолжительность: краткосрочный (09.01.2023 г. – 16.02.2023 г.)
Участники: воспитанники дошкольной группы Дятловского районного ЦКРОиР (возраст от 4 до 7 лет), учитель-дефектолог, воспитатели дошкольного образования, законные представители воспитанников.
Цель: формирование практических навыков познания окружающей действительности при взаимодействии с ближайшим окружением ребёнка: ребёнок и природа.
Задачи:
– формировать знания о зиме как времени года на основе практических действий, выполняемых ребёнком (летом играем в песочнице, зимой – со снегом); о признаках зимы (много снега, холодно, дует холодный ветер, метель; снег укрыл землю, лежит на крышах, на деревьях); формировать представления о бережном отношении к своему здоровью (снег холодный – в рот брать нельзя; лед скользкий – можно упасть);
– содействовать формированию знаний об объекте неживой природы «снег» (о ярких отличительных признаках и свойствах снега в процессе практической деятельности (снег холодный, чистый, белый, пушистый, мягкий); учить замечать, где и на чём можно увидеть снег (на крышах, на скамейке, на ветках деревьев, на дороге); показать, как и при каких условиях тает снег (снег превращается в воду, вода прозрачная; вода замерзает и превращается в лёд); развивать сенсорные способности, наблюдательность, интерес к опытнической деятельности, экспериментированию;
– формировать представления о предметах ближайшего окружения: зимней одежде (куртка, штаны, шапка, кофта, шарф, варежки) и обуви; узнавать и показывать предметы одежды на картинках; соотносить с картинными символами; продолжать развивать интерес к окружающим предметам, умение подражать действиям взрослого; учить расстёгивать и застёгивать молнию до основания, застёжки на липучках, крупные пуговицы; воспитывать бережное отношение к предметам одежды;
– формировать умения рисовать кисточкой, жёсткой кистью, ватными палочками, пальчиками, штампами, губкой, широкой кистью, передавая признаки зимы; продолжать совершенствовать приёмы работы с пластилином: умения пользоваться приемом расплющивания шара для получения других изображений (комочков); отрывание и отщипывание пальцами комочков от целого куска; лепить столбик, сплющивать его, придавая форму предмету; раскатывать тесто кругообразными движениями ладоней для получения округлых форм из двух частей; продолжать совершенствовать основные правила работы с пластилином (разминание пластической массы перед началом работы; лепка только на специальной дощечке, засучив рукава; вытирание рук специальной ветошью; мытье рук после лепки); развивать зрительно-двигательную координацию; вызвать радость от красоты зимней природы.
Этапы реализации:
Подготовительный (09.01.2023 г. – 05.02.2023 г.):
Создание развивающей среды для формирования представлений о зиме как времени года, о признаках зимы; подбор и систематизация методического, дидактического и наглядного материала.
Консультирование законных представителей воспитанников по темам: «Что взять с собой на зимнюю прогулку», «О совместном наблюдении за зимней погодой, явлениями, изменениями в природе», «Одежда ребёнка для игр зимой», «Зимние подвижные игры».
Основной (06.02.2023 г. – 12.02.2023 г.)
Практическая реализация проекта согласно тематическому планированию воспитателя дошкольного образования по образовательным областям и нерегламентированной деятельности с использованием учителем-дефектологом адаптированных игр и игровых упражнений для стимуляции познавательной деятельности воспитанников.
Проведение игрового комплекса по адаптивной физической культуре для детей с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом, психическом развитии: «Вот дружок Снеговичок» (Приложение).
Заключительный (13.02.2023 г. – 16.02.2023 г.)
Выставка детских работ «Зимушка хрустальная».
Оформление результатов по реализации проекта и размещение на официальном сайте учреждения образования (http://ckroirdtl.znaj.by/).
Примерное тематическое планирование занятий воспитателя дошкольного образования по продуктивной деятельности (рисование, лепка) и образовательной области «Я и мир» для детей с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом, психическом развитии
День 1. «Что нам принесла Волшебница Зима»
«Зимушка хрустальная» – образовательная область «Я и мир».
Программное содержание: формировать знания о временах года (зима) на основе практических действий, выполняемых ребенком (зимой играем со снегом); о признаках зимы: много снега, сугробы, холодно, дует холодный ветер, метель; развивать представление о бережном отношении к своему здоровью: снег холодный – в рот брать нельзя; воспитывать интерес к окружающей неживой природе.
«Зимушка-зима» – рисование жёсткой кистью.
Программное содержание: формировать умения в использовании жесткой кисти (работа тычком); наносить тычки по отмеченным линиям; совершенствовать умение пользоваться гуашью; соотносить полученные изображения с реальными явлениями природы; развивать зрительно-двигательную координацию; воспитывать интерес к окружающей природе.
«Снежные комочки» – лепка.
Программное содержание: формировать умения пользоваться приемом расплющивания шара для получения других изображений (комочков); развивать гигиенические навыки (умение вытирать пальцы рук от пластилина салфеткой); воспитывать интерес к зимней природе.
«Зимние узоры» – рисование толстой кистью.
Программное содержание: продолжать формировать умение детей рисовать кистью разнообразные линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые) по мокрому фону, используя толстую кисть; развивать любознательность; воспитывать интерес к явлениям природы.
День 2. «Снег, снег кружится»
«Зимой на прогулке» – образовательная область «Я и мир».
Программное содержание: содействовать дальнейшему развитию представлений детей о зиме: снег укрыл землю, лежит на крышах, на деревьях; продолжать знакомить со свойствами снега (холодный, чистый, белый, пушистый, мягкий), развивать любознательность; воспитывать интерес к предметам неживой природы.
«Ой, летят, летят снежинки» – рисование ватной палочкой.
Программное содержание: вызвать желание наблюдать за явлениями неживой природы (снег); продолжать учить детей рисовать ватной палочкой пятнышки – снежинки; продолжать знакомить с белым цветом; развивать интерес к изобразительной деятельности в процессе рисования снега; воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
«Идет снег» – рисование кисточкой.
Программное содержание: продолжать вызывать интерес к появлению на листе пятен; совершенствовать захват кисточки; наносить цветные пятна по всему листу: прижмем кисточку и отпустим (примакивание); продолжать знакомить с белым цветом; создавать условия для подражания взрослому.
«Снег, снег, кружится» – лепка.
Программное содержание: продолжать совершенствовать приёмы работы с пластилином: отрывание и отщипывание пальцами комочков от целого куска; разминание пластической массы перед началом работы; лепка только на специальной дощечке, засучив рукава; вытирание рук специальной ветошью; мытье рук после лепки; вызвать радость от красоты зимней природы.
День 3. «У кого какие шубки»
«Зимняя одежда для куклы Кати» – рисование губкой, широкой кистью.
Программное содержание: формировать умение заполнять лист цветом (силуэты зимней одежды), используя разные инструменты (губку, широкие кисти); развивать восприятие цвета (жёлтый, синий, зелёный); воспитывать интерес и желание самостоятельно выполнять игровое задание.
«Шарфик» – лепка.
Программное содержание: формировать умение лепить столбик, сплющивать его, придавая форму предмету; украшать выполненные работы внесением в них других материалов (бусинки, ниточки); развивать мелкую моторику пальцев рук, воспитывать интерес к предметам одежды.
«Обведи ладошку – получится рукавичка» – рисование фломастером.
Программное содержание: продолжать формировать умения держать фломастер в правой руке, обводить предмет по контуру; развивать умение соотносить полученные изображения с реальными предметами; воспитывать интерес к предметам одежды.
«Украсим рукавички» – рисование штампами.
Программное содержание: продолжать учить рассматривать предмет перед изображением (ощупывать форму предмета); учить украшать предмет штампами; воспитывать интерес к рисованию.
«Новый свитер, шапка и шарфик для куклы Кати» – рисование красками, кисточкой.
Программное содержание: продолжать формировать умения держать кисточку в правой руке, совершенствовать простейшие навыки рисования красками, умение украшать силуэты одежды точками и мазками; развивать умение ориентироваться на листе бумаги; воспитывать эстетический вкус, аккуратность в работе с красками.
«Что мы надеваем на прогулку?» – образовательная область «Я и мир».
Программное содержание: продолжать формировать знания о функциях отдельных частей тела, о графическом символе, названии и месте хранения зимней одежды (шапка, куртка, штаны, варежки, шарф). Совершенствовать умения приносить (показывать) свои вещи при одевании, знать их назначение; развивать интерес к окружающим предметам, умение подражать действиям взрослого, воспитывать бережное отношение к предметам одежды.
«Подбери картинки» – образовательная область «Я и мир».
Программное содержание: продолжать формировать представления о предметах ближайшего окружения: одежде (куртка, штаны, шапка, кофта, шарф, варежки) и обуви; узнавать и показывать предметы одежды на картинках; соотносить с картинными символами; продолжать развивать интерес к окружающим предметам, умение подражать действиям взрослого, воспитывать бережное отношение к предметам одежды.
День 4. «Как звери зимуют»
«Коврики для медвежат» – рисование красками, кисточкой.
Программное содержание: формировать умение украшать предмет: рисовать круги и линии; располагать узор по всей поверхности предмета; совершенствовать умение пользоваться красками; закреплять представление о цвете (узнавать и показывать красный и жёлтый цвет); воспитывать интерес к декорированию изделий в рисовании.
«Зайчата» – рисование жёсткой полусухой кистью.
Программное содержание: познакомить детей с техникой рисования методом тычка (жесткой полусухой кистью); развивать чувство композиции; воспитывать желание завершать художественный образ.
«Морковка для зайки» – лепка.
Программное содержание: развивать умения лепить предметы в форме цилиндра (столбика), преобразовывать его для создания выразительного образа объекта (морковки); подбирать по цвету пластилин, дополнять деталями; воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
«Кто живёт в лесу?» – образовательная область «Я и мир».
Программное содержание: формировать представления детей о диких животных (медведь, лиса, заяц): о внешних признаках, месте обитания; воспитывать положительное отношение и развивать интерес к диким животным.
«Путешествие в лес» – образовательная область «Я и мир».
Программное содержание: продолжать формировать представления детей о диких животных (медведь, лиса, заяц): о внешних признаках, месте обитания, особенностях питания, передвижения; воспитывать положительное отношение к животным, живущим в лесу.
День 5. «Белая развлекалочка»
«У нас в гостях Снеговик» – образовательная область «Я и мир».
Программное содержание: познакомить со сказочным персонажем, формировать умение рассматривать персонажа, воспитывать интерес к игрушке.
«Весёлый Снеговик» – лепка.
Программное содержание: продолжать учить раскатывать тесто кругообразными движениями ладоней для получения округлых форм из двух частей; соединять части между собой; содействовать развитию мелкой моторики рук; воспитывать интерес к процессу лепки.
«Скатаем снежный ком» – рисование кистью.
Программное содержание: формировать умения выделять характерные особенности предметов, развивать формообразующие движения рук и повторять их, продолжать осваивать с детьми приёмы рисования кистью (сопряжённо с педагогом): удерживать инструмент в руке в удобном для себя положении; воспитывать эмоциональную отзывчивость к результатам своей работы.
«Волшебный кружок» – рисование цветными карандашами.
Программное содержание: Продолжать учить рассматривать предмет перед изображением (ощупывать форму предмета); учить дополнять круг разными деталями, превращая его в снеговичка; упражнять в рисовании цветными карандашами; воспитывать интерес к творчеству.
«Шарф для Снеговичка» – рисование пальчиками.
Программное содержание: продолжать совершенствовать умения действовать с жидкими материалами: набирать краски на пальчик; упражнять детей в технике пальчикового рисования; формировать эмоционально-положительное отношение к сказочному персонажу.
Примерное тематическое планирование нерегламентированной деятельности в дошкольной группе для детей с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии
Темы игр, игровых упражнений, наблюдений |
Цели, комментарии к играм, игровым упражнениям, наблюдениям |
Понедельник |
|
Дидактическая игра «Выбери зимние картинки» |
Цель: формировать умения понимать фразы из серии «Зима» типа: «Дети лепят снеговика», «Идёт снег» и т.п., учить выбирать соответствующую картинку |
Наблюдение за снегопадом |
Цель: формировать представления о зимних погодных явлениях, расширять словарный запас детей: «снег», «снежинки», «зима», «красиво», «холодно» |
Игровое упражнение «Снегопад в лесу» |
Цель: продолжать формировать умения выполнять действия по подражанию; развивать моторику кистей и пальцев рук (на трафарете зелёной ёлки разложить комочки ваты) |
Дидактическая игра «Сложи зимнюю картинку» |
Цель: упражнять в составлении целого изображения зимнего пейзажа из 2–4 частей |
Беседа «Кто построил лужице ледяной домик» |
Цель: формировать знания о признаках времён года: зимой холодно, мороз; вода превращается в лёд |
Игра – наблюдение «Как появились сугробы» |
Цель: формировать элементарные знания об образовании сугробов |
Разучивание физминутки «Мы шагаем по сугробам». |
Цель: развивать координацию движений; выполнять движения по подражанию. Мы шагаем по сугробам, Дети идут, высоко поднимая ноги. Поднимай повыше ногу, Проложи другим дорогу. Очень долго мы шагали, Наши ноженьки устали. Садятся и поглаживают ноги. Сейчас сядем, отдохнем, И опять гулять пойдем. |
Игровое упражнение «Метель» |
Цель: упражнять в подражании звукам природы с разной силой голоса |
Вторник |
|
Наблюдение |
Цель: формировать желание рассматривать снежинки: блестят на солнце и быстро тают на ладошке |
Дидактическая игра «Чудесные снежинки» |
Цель: упражнять в умении подбирать предметы одинаковой формы; развивать внимание, наблюдательность |
Игра-путешествие «Где может жить снег?» |
Цель: учить замечать, где и на чём можно увидеть снег: на крышах, на скамейке, на ветках деревьев, на дороге; развивать наблюдательность |
Практическое упражнение: «Какой снег» |
Цель: продолжать знакомить со свойствами снега (холодный, чистый, белый, пушистый, мягкий), развивать любознательность |
Опыт: «Снег – фокусник» |
Цель: показать, как и при каких условиях тает снег (снег превращается в воду, вода прозрачная, закрашиваем воду гуашью в жёлтый, красный, синий, зленный цвета), показать, как вода замерзает и превращается в лёд (разлить в формочки закрашенную воду и заморозить); развивать сенсорные способности, интерес к опытнической деятельности, экспериментированию |
Игра с природным материалом: «Снежные кучки» |
Цель: продолжать формировать умение набирать снег на лопатку и ссыпать в определённое место; создавать условия для яркого проявления эмоций (оживление, заинтересованность) |
Среда |
|
Рассказ воспитателя «Одежда и обувь разная нужна» |
Цель: формировать представления о предметах зимней одежды и обуви, о её назначении |
Дидактическая игра «Что мы купим в магазине на зиму?» |
Цель: упражнять в умении соотносить изображения на картинках по внешнему виду и подбирать пару, развивать внимание |
Игровая ситуация «Новая одежда для куклы Маши» |
Цель: формировать умение рассматривать зимнюю одежду, показывать предметы одежды по словесной просьбе взрослого, использовать картинные символы |
Дидактическая игра «Твёрдый – мягкий» |
Цель: знакомить детей с тканью, из которой сшита одежда (мягкая, пушистая, гладкая); развивать тактильное восприятие |
Дидактическая игра «Узнай свою одежду» |
Цель: продолжать формировать умения узнавать свою одежду: шапка, штаны, куртка, шарф, варежки; соотносить название с картинными символами |
Практическое упражнение «Застегни» |
Цель: совершенствовать умение застёгивать предметы одежды на липучках, крупные пуговицы; развивать мелкую моторику рук |
Дидактическая игра «Купи одежду для зимы и лета» |
Цель: продолжать формировать представления об одежде; группировать предметы одежды по сезонам: лето – зима |
Предметно-отобразительная игра «Покажем Мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться» |
Цель: побуждать детей повторять за взрослым действия с сюжетной игрушкой (одеть мишку); закреплять названия зимней одежды и порядок одевания; формировать представление о необходимости заботиться о своём здоровье |
Четверг |
|
Рассматривание игрушки зайчика и мишки |
Цель: знакомить с видами диких животных через рассматривание игрушки, с отличительными особенностями зайца и медведя, развивать наблюдательность |
Дидактическая игра «Мишка и зайка» |
Цель: учить показывать части тела животных: уши, хвост, лапы, развивать наблюдательность, внимание |
Дидактическая игра «Зайчата в гостях у детей» |
Цель: развивать сенсомоторные способности (находить предметы белого цвета); развивать внимание, память, речь. Воспитывать заботливое отношение к животным |
Дидактическая игра «Угадай, кто пришёл из леса?» |
Цель: продолжать совершенствовать зрительное восприятие, внимание, память; узнавать дикое животное по фрагменту его части тела (заячьи ушки, лисий хвост, верхняя часть медвежьей головы с двумя ушами) |
Показ настольного театра: «Заюшкина избушка» |
Цель: продолжать учить детей слушать сказку в сопровождении фигурок, узнавать персонажи; побуждать детей эмоционально откликаться на содержание произведения. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность |
Дидактическая игра «Кто живёт в лесу?» |
Цель: продолжать формировать у детей представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни: медведь зимой спит в берлоге, заяц прячется под кустом, лиса живёт в норе. Воспитывать доброжелательное и бережное отношение ко всему живому |
Игровое упражнение «Угостим медведя ягодой» |
Цель: формировать умение детей выбирать предметы заданного цвета (синий, красный) из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев |
Игры с конструктором: «Скамеечка узкая для Зайки – Длинное Ушко, скамеечка широкая для Мишутки» |
Цель: учить детей строить узкую (из двух кирпичиков, стоящих на узких коротких гранях, на которых лежит одна пластина) и широкую (из четырёх кирпичиков и двух пластин) скамеечки |
Пятница |
|
Этюд «Радуемся Снеговичку» |
Цель: продолжать учить передавать эмоциональное состояние, вызывать радость, воспитывать интерес к игрушке. |
Игра-инсценировка «Мы весёлые Снеговички» |
Цель: продолжать учить использовать невербальные средства коммуникации; импровизировать под музыку, развивать ассоциативное мышление. |
Разучивание пальчиковой игры: «Снеговик» |
Цель: развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук; действовать по подражанию взрослому; создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению упражнения. Мы слепили снежный ком (Лепим двумя руками комок), Шляпу сделали на нём (Соединяем руки в кольцо и кладем на голову), Нос приделали и вмиг (Приставляем кулачки к носу), Получился снеговик (Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика). |
Игровое упражнение |
Цель: учить имитировать движение езды на саночках (сменять темп быстрый на медленный и наоборот) |
Игровое упражнение |
Цель: продолжать знакомить со свойствами снега: мягкий, можно лепить снежки. На дворе большой мороз, Отморозить можно нос. Мы во двор пошли гулять – Раз, два, три, четыре, пять. Не колобки, не пирожки – Леплю из снега я снежки. (Е.Александрова). |
Игровое упражнение «Поиграем со снежками» |
Цель: совершенствовать умение бросать предметы вдаль, развивать зрительно-моторную координацию и точность движений; вызывать интерес и доброжелательное отношение к сказочному персонажу – Снеговику. Вы теперь снежки бросайте, От меня не отставайте! На дворе большой мороз, Мёрзнут щёки, мёрзнет нос. |
Коллаж «Зимушка хрустальная» |
Цель: учить располагать на листе бумаги изображения предметов, которые отображают характерные признаки зимних изменений в природе, используя цветные картинки, вату, гуашь, кисти, зубную щётку для рисования набрызгом; закреплять представления о характерных признаках зимы: идёт снег, солнце светит, но не греет, снегопад, дети катаются на санках и лыжах, лепят снеговика; развивать интерес к познанию окружающей природы в зимний сезон; воспитывать желание любоваться зимней природой (деревья в снегу, падающие снежинки, снег блестит на солнце). |
Картотека адаптированных игр и игровых упражнений для стимуляции познавательной деятельности воспитанников с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии для использования учителем-дефектологом на занятиях по образовательным областям «Коммуникация», «Игра» и коррекционных занятиях
День 1. «Что нам принесла Волшебница Зима»
Дидактическая игра на липучках «Признаки зимы»
Задачи: Формировать представления детей о признаках зимы, зимних явлениях, изменениях в природе при наступлении холода. Побуждать следить за направлением руки взрослого, когда он указывает на называемые признаки зимы. Стимулировать к проявлению эмоциональных реакций на совместные действия с взрослым.
Содержание игры
Перед воспитанником раскладываются предметные изображения (Что бывает зимой), проговариваются признаки зимы (идёт снег, деревья без листьев). Воспитаннику предлагается найти соответствующее изображение на общей картинке и прикрепить его на липучку. Задание выполняется несколько раз.
Дидактическая игра «Парные картинки»
Задачи: Продолжать учить доступным способам «указывания» на графические символы (изображения); учить давать символ (карточку, изображение) по просьбе говорящего и (или) жестикулирующего взрослого; стимулировать к проявлению эмоциональных реакций на совместные действия с взрослым.
Содержание игры
Перед воспитанником раскладываются 3–5 карточек с предметными изображениями (в зависимости от индивидуальных возможностей), проговариваются названия. Затем предъявляются идентичные картинки, надо объединить их в пары. Задание выполняется несколько раз, чередуя картинки и увеличивая их количество.
День 2. «Снег, снег кружится»
Игры со снегом
Задачи: Стимулировать развитие чувствительности кончиков пальцев, кистей рук. Учить ощупывать предмет (игрушку) разными пальцами, чтобы одновременно ощущались отдельные элементы ощупывания объекта. Учить сосредотачивать внимание на контрастных тактильных раздражителях (искусственный снег тёплый, а настоящий снег холодный)
Содержание игры с искусственным снегом
Воспитанникам предлагается прикоснуться сначала пальчиками, затем ладошками к искусственному снегу, потереть снег между ладошек. Затем поиграть с фигурками диких животных – засыпать их снегом, отыскать в снегу. Педагог обращает внимание воспитанников на температуру снега, что он тёплый и ручкам не холодно.
Содержание игры с настоящим снегом
Воспитанникам предлагается прикоснуться сначала пальчиками, затем ладошками к снегу. Педагог обращает внимание воспитанников на температуру снега, что он холодный и ручкам холодно. Затем воспитанникам предлагается перекидывать снег из одной посуды в другую с помощью совочка. (Игра проводится в помещении группы).
Игровое упражнение «Пластилиновые заплатки»
Задачи: Развивать орудийные действия, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику; стимулировать к проявлению эмоциональных реакций на совместные действия с взрослым.
Содержание игры
Воспитанникам предлагается «залепить» пластилином круглые отверстия на зимней картинке. Кроме этого при закрывании круглых отверстий можно использовать пуговицы и камешки.
День 3. «У кого какие шубки»
Дидактическая игра «Покажи предмет одежды»
Задачи: Совершенствовать представления детей о предметах одежды на примере личных вещей. Формировать связь между имеющимися представлениями о предметах одежды со словом, умения находить соответствующий предмет одежды. Побуждать следить за направлением руки взрослого, когда он указывает на что-либо. Стимулировать к проявлению эмоциональных реакций на совместные действия с взрослым.
Содержание игры
Перед воспитанником раскладываются 2–3 предмета одежды (шапка, шарф, куртка) (в зависимости от индивидуальных возможностей), проговариваются названия. Затем педагог озвучивает вопрос (просьбу): «Где шапка?», («Дай шапку»). Задание выполняется несколько раз, чередуя предметы одежды, с увеличением их количества.
Интерактивная дидактическая игра «Найди такой же предмет одежды (обуви)» (проводится с использованием интерактивного стола, вариантом может быть планшет)
Задачи: Учить распределять внимание между предлагаемыми изображениями одежды и обуви. Формировать связь между имеющимися представлениями о предметах одежды и обуви со словом, умения находить соответствующее изображение. Побуждать следить за направлением руки взрослого, когда он указывает на что-либо. Стимулировать интерес к рассматриванию предметных изображений. Стимулировать к проявлению эмоциональных реакций на совместные действия с взрослым.
Содержание игры
Перед воспитанником предъявляются изображения одежды и обуви. Необходимо найти заданный предмет (такой же, как в верхней половине поля) и кликнуть по нему.
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Задачи: Учить распределять внимание между предлагаемыми изображениями одежды. Формировать связь между имеющимися представлениями о предметах одежды со словом, умения находить соответствующее изображение. Учить вычленять предметы одежды определённого цвета. Стимулировать интерес к рассматриванию предметных изображений. Стимулировать к проявлению эмоциональных реакций на совместные действия с взрослым.
Содержание игры
Перед воспитанником предъявляются изображения одежды (шапка, варежки, шарф) разных цветов. Необходимо подобрать варежки и шарф такого же цвета, что и шапка.
Игра с прищепками «Щетка для обуви»
Задачи: Развивать орудийные действия, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику; стимулировать к проявлению эмоциональных реакций на совместные действия с взрослым.
Содержание игры
Воспитанникам предлагается прикрепить прищепки к щётке – «Вернуть щёточке ворс».
Рисование пальчиками «Раскрась ботинок (Украсим сапожок)»
Задачи: Развивать орудийные действия, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику; стимулировать к проявлению эмоциональных реакций на совместные действия с взрослым.
Содержание игры
Воспитанникам предлагается разрисовать пальчиком, стараясь не выходить за пределы линий. Кроме этого, при выкладывании «дорожек» (толстым маркером или краской, или цветными карандашами) можно использовать шнурок, пуговицы, камешки.
День 4. «Как звери зимуют»
Дидактическая игра «Покажи животное»
Задачи: Формировать представления детей о диких животных учить распределять внимание между предлагаемыми изображениями. Формировать связь между имеющимися представлениями о диких животных со словом, умения находить соответствующее изображение знакомого дикого животного. Побуждать следить за направлением руки взрослого, когда он указывает на что-либо. Стимулировать интерес к рассматриванию предметных изображений. Стимулировать к проявлению эмоциональных реакций на совместные действия с взрослым.
Содержание игры
Перед воспитанником раскладываются 3–5 карточек с изображениями диких животных (в зависимости от индивидуальных возможностей), проговариваются названия. Затем предъявляются парами (например, медведь, лиса) – надо найти лису. Задание выполняется несколько раз, чередуя картинки, с увеличением их количества.
Дидактическая игра «За забором»
Задачи: Учить распределять внимание между предлагаемыми изображениями; стимулировать интерес к рассматриванию предметных изображений; формировать понимание названий картинок в составе поискового вопроса «где…?»; стимулировать к проявлению эмоциональных реакций на совместные действия со взрослым.
Содержание игры
Перед воспитанником раскладываются 3–5 карточек с изображениями диких животных (в зависимости от индивидуальных возможностей), проговариваются названия. Карточки с животными накрываются имитированным забором, и задаётся вопрос: «Где, заяц?». Задание выполняется несколько раз, чередуя картинки.
Дидактическая игра «Подбери пару»
Задачи: Формировать умения последовательно и системно обследовать предмет (игрушку дикого животного) в процессе практических действий. Продолжать учить доступным способам указывания на графические символы (изображения); учить давать символ (карточку, изображение) по просьбе говорящего и (или) жестикулирующего взрослого; стимулировать к проявлению эмоциональных реакций на совместные действия с взрослым.
Содержание игры
Перед воспитанником раскладываются 3–5 карточек с изображениями диких животных (в зависимости от индивидуальных возможностей), проговариваются названия. Затем предъявляются идентичные игрушки, надо объединить их в пары. Второй вариант игры: предъявляются похожие картинки, надо объединить их в пары. Задание выполняется несколько раз, чередуя картинки и увеличивая их количество.
Дидактическая игра «Помоги медведю попасть в берлогу»
Задачи: Развивать орудийные действия, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику; стимулировать к проявлению эмоциональных реакций на совместные действия с взрослым.
Содержание игры
Воспитанникам предлагается провести пальчиком (фломастером или толстым маркером, или краской) по пунктирной линии. Кроме этого при выкладывании «дорожек» можно использовать шнурок, пуговицы, камешки.
День 5. «Белая развлекалочка»
Игровое упражнение «А где Снеговичок?»
Задачи: Пробуждать познавательную установку «Где?», понимание «Спрятано, но существует». Побуждать следить за направлением руки взрослого, когда он указывает на что-либо. Стимулировать к проявлению эмоциональных реакций на совместные действия с взрослым.
Содержание игры
Перед воспитанниками три полупрозрачных стаканчика и игрушка Снеговичка. Педагог накрывает одним из стаканов Снеговичка и чередует стаканы. Задание – определить, под каким стаканом спрятался Снеговичок. Игра выполняется несколько раз.
Игра на липучках «Собери снеговика»
Задачи: Учить распределять внимание между предлагаемыми частями целого изображения; формировать умения действовать по образцу. Формировать представления об относительности величины частей снеговика (большой круг, меньше и самый маленький). Побуждать следить за направлением руки взрослого, когда он указывает на что-либо. Стимулировать к проявлению эмоциональных реакций на совместные действия с взрослым.
Содержание игры
Воспитанникам предлагается рассмотреть изображение снеговика, разобрать его (снять его части, прикреплённые на липучках, с основы) и собрать по образцу с учётом величины кругов (прикрепить все части на свои места).
Разрезная картинка «Снеговик»
Задачи: Учить распределять внимание между предлагаемыми частями целого изображения; формировать умения действовать по образцу. Побуждать следить за направлением руки взрослого, когда он указывает на что-либо. Стимулировать к проявлению эмоциональных реакций на совместные действия с взрослым.
Содержание игры
Воспитанникам предлагается рассмотреть изображение снеговика и собрать разрезную картинку из четырёх частей, сначала путём накладывания, затем по образцу.
Приложение