Представленные дидактические материалы ориентированы на реализацию воспитательного потенциала урока математики в V-VІІ классах с целью формирования у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, национального самосознания, чувства гордости за свою страну, уважения к культурно-историческому наследию и традициям белорусского народа. Дидактические материалы состоят из пяти разделов (см. ссылку на документ в формате PDF) «Наша родина-Беларусь», «Белорусская культура», «Архитектурные достопримечательности Беларуси», «Героическое и трагическое прошлое нашей страны», «Выращено и произведено белорусами».
Марина ИГНАТИК,
учитель математики
ГУО “Дворецкая средняя школа”
Дятловского района,
Гродненская область
Введение
На современном этапе развития белорусского общества вопросы гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения приобретают особую актуальность. Важность воспитания гражданина, патриота своей Родины подчёркивается в ряде государственных нормативных и правовых актов.
Так, одной из главных задач, обозначенных в Кодексе Республики Беларусь об образовании и Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь, определено «формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии».
Согласно инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» «образование включает как процесс обучения, так и процесс воспитания, в котором приоритетным является формирование уважения к своему Отечеству, народу, языку, белорусской культуре, традициям и обычаям».
Поэтому актуальным аспектом образовательного процесса является реализация воспитательного потенциала каждого учебного предмета, в том числе и учебного предмета «Математика».
В инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Математика» особое внимание учителей обращено «на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета с целью формирования у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому».
Математика – это не просто область знаний, но, прежде всего, необходимый элемент общей культуры, язык научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает ряд характеристик у человека, который имеет блестящую моральную окраску и может впоследствии стать наиболее важными моментами его морального характера.
Решение математических задач, содержание которых даёт возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень, является одним из звеньев в системе воспитания вообще, и гражданско-патриотического в частности.
Воспитательный потенциал урока реализуется посредством подобранных специальным образом и правильно методически расположенных в содержании урока учебных материалов, в которых учащиеся получают образцы истинной морали, патриотизма, духовности, гражданственности и гуманизма.
Сущность и специфика воспитательного потенциала урока математики
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. То есть воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования. В соответствии с личностной парадигмой образования воспитательная цель при обучении любого предмета – воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям и извлечение учениками нравственных ценностей из их содержания.
При этом нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания. Под неосознанным принято называть то воспитание, которое учитель не планирует заранее, не прописывает в плане урока, но воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к детям и окружающим, своим внешним видом, грамотностью речи, стилем поведения. Ещё А.С.Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «…Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться.
Важен и психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нём на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. В.А.Сухомлинский писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания… выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира».
При реализации воспитательной функции при изучении предмета первое, с чем приходится столкнуться учителю, – это выдвижение воспитательных задач к уроку. При их формулировании при подготовке урока в конкретном классе стараюсь учитывать уровень воспитанности и проблемные точки в воспитании этого класса в целом и, по возможности, каждого учащегося в отдельности. При этом предполагаю обязательное обсуждение с ребятами тех качеств личности, которые будут затрагиваться на уроках. Это необходимо для того, чтобы ребёнок в этом процессе не был «слепым», а понимал, что хочет помочь воспитать в нём учитель, и что необходимо ему самому. В этом случае ребёнок будет анализировать свои поступки и действия осмысленно, и учителю будет легче корректировать воспитательные задачи урока.
При составлении плана урока продумываю виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами.
Проанализирую некоторые моменты урока с воспитательной точки зрения.
Начало урока считаю важным воспитательным моментом, так как во время этого этапа происходит влияние на мотивационную сферу, и успех урока чаще всего зависит от умелой организации начала урока. Для того чтобы начало урока внесло в него воспитательный заряд, пользуюсь определёнными приёмами и методами.
Например, «раскручивание формулировки темы». На доске записываю тему урока и предлагаю учащимся вчитаться и высказать свои соображения. Обсуждение строится по принципу диалога «ученик – учитель», «ученик – ученик». В результате решается сразу несколько педагогических задач:
– ученики сами выдвигают задачи урока, что позволяет воспитывать творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи;
– перед учащимися возникает проблема, которую им придётся решать на уроке, что позволяет воспитывать критическое мышление, волевые качества;
– учащиеся самостоятельно обозначают круг вопросов, которые требуют актуализации, при этом происходит умственное воспитание, воспитание уверенности в своих силах;
– несколько минут рассуждений вслух мотивируют деятельность учащихся на уроке и создают рабочий настрой, тем самым развивается мотивационная сфера, что позволяет создать ситуацию успеха на уроке, реализует нравственное воспитание.
Зачастую начинаю урок с выполнения таких упражнений, которые выводят на возможность создать проблемную ситуацию. Так происходит умственное воспитание, воспитывается организованность, творческая самостоятельность, сила воли, трудолюбие, ответственность. Либо начинаю урок с практической работы исследовательского характера. Проведение такой работы позволяет воспитывать критическое мышление, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы, необходимости сосредоточиться и активно работать.
Этап актуализации опорных знаний также организовываю разными способами. Например, посредством решения задач по готовым чертежам, составления задач самими учащимися, решения диагностических тестов с последующей проверкой, решения заданий, используя приём «Найди ошибку» и т.д. Все это позволяет воспитывать познавательную активность, ответственность, смелость суждений, критическое мышление. На уроках математики в 5–6-х классах используется работа в парах с применением таблиц для устного счёта. Использование на уроке подобных таблиц позволяет осуществлять взаимоконтроль и эффективно организовать устный счёт, рационально использовать время урока, воспитывает у учащихся ответственность, внимательность, честность, самостоятельность, взаимоуважение.
На этапе проверки домашнего задания воспитываются ответственность за порученное дело, уверенность в себе, умения слушать и слышать другого ученика, реагировать на неожиданную ситуацию, сдерживать эмоции, выступать публично.
Разнообразный контроль на уроке математики позволяет также решать ряд воспитательных задач. Осуществляю контроль дифференцированно и разными способами: карточки-тренажёры, тесты, самостоятельные работы разного вида, зачёты и т.д. Приём «Отсроченный контроль» использую при самопроверке, когда за работу не выставляется отметка, но ученик имеет возможность исправить найденные ошибки. При этом развивается усидчивость, концентрируется внимание учащихся. С точки зрения воспитания разные виды контроля позволяют осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие, критическое отношение к своим знаниям, способность оценить эффективность собственной работы.
Воспитание творческой самостоятельности можно осуществлять с помощью различных творческих домашних заданий, в том числе на составление задач на определённую тематику с использованием жизненного опыта учащихся.
На этапе оценивания использую приём «Лестница успеха», оказывающий положительное воздействие на ребёнка и в плане успеха, и в случае неудач. Этот приём очень эффективный, так как ребята, анализируя свои успехи и неудачи, проявляют такие качества, как критичность, взаимоуважение, учатся радоваться успехам других, вслух высказывают критику по отношению к себе и одноклассникам.
На некоторых уроках применяю оценочные листы, с помощью которых каждый учащийся сам себя оценивает. Опыт показал, что активность при этом на уроке увеличивается. В конце урока легче подвести итог и выставить соответствующие отметки в журнал. Этот приём позволяет воспитывать ответственность, честность, порядочность, взаимоуважение. Конечно, обязательно должна присутствовать словесная оценка учителя, оценка со стороны одноклассников.
Обязательно выделяю время на проведение этапа рефлексии в конце урока и на промежуточных этапах. Так предоставляется возможность оценить урок вместе с ребятами с воспитательной точки зрения. Делаем акценты на нравственных критериях, успехах или неудачах в учебно-познавательной деятельности. Рефлексия, применяемая на уроках систематически, помогает учащимся и вне уроков, так как ориентирует на осознанные, обдуманные действия, анализ своих поступков. Одним словом, ребята приобретают опыт использования полученных знаний для решения разных жизненных вопросов.
Хочу отметить, что в специфику урока математики уже заложен огромный воспитательный потенциал. Уроки математики воспитывают у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях. Ученику требуется анализировать каждый шаг своего решения, аргументировать и доказывать свое мнение. У учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведёт к ошибке, а любая неточность в математике не останется без последствий. Поэтому занятия математикой дисциплинируют учащихся.
Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным. Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной умственной работы, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность за результативность своей деятельности.
Необходимо отметить, что выше перечисленные воспитательные задачи должны реализовываться систематически из урока в урок. Это предусмотрено требованиями учебной программы по учебному предмету «Математика», образовательного стандарта общего среднего образования, предполагающими личностные, предметные и метапредметные результаты обучения учащихся.
При этом нельзя забывать о главном условии, как реализации воспитательного потенциала урока, так и успеха урока в целом, – активной познавательной деятельности детей. Нужно помнить, что современный урок математики направлен не столько на то, чтобы помочь ученику «пройти» параграф, запомнить формулу или выучить правило, а на то, чтобы стимулировать его на развитие способностей придавать смысл знаниям.
Хочу выделить, на мой взгляд, два основных направления, работа в которых помогает сделать урок математики эффективным в реализации его воспитательного потенциала. Во-первых, использование практико-ориентированного подхода в обучении, как средства развития познавательной активности учащихся и повышения их внутренней мотивации на уроках математики путём формирования осознания необходимости и практической значимости получения знаний с целью формирования практического жизненного опыта, необходимого для успешной социализации и самореализации, что является залогом успеха личностного развития.
Во-вторых, представление урока не просто “формой организации” деятельности учащихся, а “45-минутной частью жизни” учащегося, которая должна стать полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием учителя и учащегося, побуждающим задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах, стать продолжением процесса формирования его личности.
Таким образом, успех реализации воспитательного потенциала урока математики и успех урока в целом зависит от целенаправленного, методически грамотного выбора содержания, структуры урока и организации общения, определения образовательных, развивающих и воспитывающих возможностей своего предмета в развитии личности учащегося, формировании его моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств.
Реализация воспитательного потенциала урока математики с целью формирования гражданственности, патриотизма и национального самосознания учащихся
Роль учителя в гражданско-патриотическом воспитании школьников, а значит, и в становлении будущего страны трудно переоценить. Именно педагогу, непосредственно работающему с группой детей и каждым из них в отдельности, по силам воспитывать личность, гражданина и патриота.
Воспитание патриотизма и гражданственности – процесс сложный. Он требует от педагога постоянного творческого поиска новых эффективных форм и средств, а также повышения собственного профессионального уровня.
Для многих очевидно, что уроки математики, как и уроки физики, химии, биологии, имеют меньше возможностей для развития патриотических чувств, чем, например, уроки истории или литературы.
Действительно, вопросы методики работы по формированию патриотизма, гражданственности и национального самосознания на уроках математики разработаны недостаточно. Содержание предмета, и, именно, содержание задач в учебниках математики включает минимальные возможности такого воспитания.
Считаю, что для расширения этих возможностей необходимо добавлять в содержание уроков, в первую очередь, историко-краеведческий материал, безусловно, с учётом дидактических и методических требований.
Решение соответствующих задач способствует развитию мировоззрения и познавательного интереса учащихся к предмету. Урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и запоминать формулы, но пробуждает чувство гордости за свою страну и её достижения, уважение к культурно-историческому наследию и традициям своего народа.
Целесообразным будет перечислить основные методы выбора заданий, способствующих формированию патриотических чувств:
– изменение формулировки некоторых задач в существующих учебниках по математике;
– дополнение отдельных заданий вопросами, способствующими развитию темы;
– разработка новых задач, содержание которых способствует формированию гражданственности, патриотизма и национального самосознания.
Изменяя содержание заданий, следует следить за тем, чтобы математическая ценность задачи не терялась, а само содержание оставалось на должном образовательном уровне. Задачи следует составлять так, чтобы они:
– соответствовали программе по математике;
– соответствовали возрасту учеников и не требовали особых объяснений и громоздких вычислений;
– оказывали влияние на формирование мотивов будущей учебной деятельности учащегося.
Разработанный мною сборник дидактических материалов по реализации воспитательного потенциала урока математики состоит из пяти разделов.
Материалы сборника представлены в соответствии с требованиями учебной программы в виде практических задач и краткой информации, которая поможет учителю на уроке сконцентрировать внимание учащихся на решении данных задач, или в процессе решения провести краткую целенаправленную беседу. Некоторые из задач можно использовать при проведении уроков в преддверии знаменательных дат, национальных и государственных праздников Республики Беларусь.
Ряд практических задач носит характер, обеспечивающий реализацию межпредметных и метапредметных связей.
Важнейшим показателем сформированности национального самосознания подрастающего поколения является знание школьниками символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства. С этой целью могут быть предложены задания раздела «Наша Родина – Беларусь”, которые позволяют приобщать учащихся к основам идеологии нашего государства, формировать уважение к Конституции и законам Республики Беларусь, чувство любви и уважения к Родине, гордость за её достижения и процветание.
Например:
«В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн являются символами государственного суверенитета. Государственные символы прошли долгий путь становления, развития и утверждения. В них бережно сохранены черты, отражающие мирные, созидательные цели белорусского народа и государства.
Задача. Назовите год утверждения и первого официального исполнения Государственного гимна Республики Беларусь, если его можно записать наименьшим чётным четырёхзначным числом, которое слева направо и справа налево пишется и читается одинаково».
Основная цель заданий раздела «Белорусская культура» – вовлечение учащихся в сохранение историко-культурной памяти белорусского народа, его национально-культурной самобытности и традиций; вовлечение подрастающего поколения в культурную жизнь страны; развитие стремления к реализации собственного творческого потенциала, приумножению духовных ценностей, прославляющих высокую нравственность белорусов.
Например:
«Помнить о прошлом – значит еще, и отдавать дань тем великим людям, которые внесли большой вклад в развитие страны. Такими по праву можно назвать наших поэтов и писателей-классиков, среди которых Янка Купала и Якуб Колас – главные символы белорусской литературы. Они наиболее ярко раскрыли наш характер, менталитет, национальное самосознание, духовные ценности и чувства белорусов. Сегодня память о них хранят музеи, библиотеки, названные в их честь улицы, театры, институты и площади.
Задача. Определите года рождения далее перечисленных белорусских писателей, юбилеи которых мы отметили в 2021, в том числе 130-летие со дня рождения Максима Богдановича и 125-летие со дня рождения Кондрата Крапивы, если известно, что Михась Зарецкий родился за 20 лет до рождения Ивана Шамякина и Ивана Мележа, родившихся в один год, когда Кондрату Крапиве было уже 25 лет».
Задания раздела «Архитектурные достопримечательности Беларуси» помогут подчеркнуть, что белорусская земля – хранитель памятников истории и культуры белорусского народа, а также познакомить учащихся с современной архитектурой страны. Например, уникальным зданием «храма науки» – Национальной библиотеки, которая призвана стать не только «сокровищницей знаний», но и важным образовательным, информационным и культурным центром.
Например:
«15 сентября 2022 года Национальная библиотека республики Беларусь – главная универсальная библиотека страны – отметила 100 лет со дня основания. В 2006 году в Минске открыто новое здание Национальной библиотеки, имеющее уникальное архитектурное решение (форма бриллианта), – предмет национальной гордости белорусов.
Задача. По данным 2005 года библиотечный фонд Национальной библиотеки составлял 8,1 млн. экземпляров, а по итогам 2015 – он увеличился до 9,6 млн. экземпляров. На сколько процентов увеличился библиотечный фонд Национальной библиотеки? В ответ запишите число, равное периоду полученной бесконечной десятичной дроби».
Задания раздела «Героическое и трагическое прошлое нашей страны» связаны с датами и событиями Великой Отечественной войны. Такие задания помогают молодому поколению осознать суть великой трагедии, названной войной, проникнуться любовью и благодарностью к тем, кто защищал нашу Родину в годы войны. Память пробуждает чувство глубокого уважения к погибшим, вызывает чувство ответственности.
Например:
«Самые трагические страницы в истории Беларуси связаны с Великой Отечественной войной, унесшей жизни каждого третьего жителя нашей страны.
В 2021 году исполнилось 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Героические события 1941–1945 гг. никогда не исчезнут из памяти белорусов. В центре Минска, на проспекте Независимости, расположена Площадь Победы – памятное место в честь подвига народа в годы Великой Отечественной войны.
Задача. Площадь Победы имеет в плане прямоугольник со сторонами 225 метров и 175 метров, завершающийся с одной стороны полукругом. Найдите периметр и площадь данного прямоугольника».
Сегодня каждый гражданин Республики Беларусь может гордиться достижениями своей страны. Задания раздела «Выращено и произведено белорусами» способствуют формированию у учащихся целеустремленности, преданности любимому делу, уважения к человеку труда, бережного отношения к родной земле и ее богатствам, ответственности за рост благосостояния своей семьи, своего народа и государства, стремления приумножать авторитет страны, добиваясь успехов в учёбе, труде, общественной жизни.
Например:
«Беларусь обеспечена практически всеми продуктами питания и имеет определенную независимость от поставок извне. Беларусь стала не просто гарантом обеспечения собственной продовольственной безопасности, но и страной с экспортно-ориентированным производством сельхозпродукции.
Задача. В 2021 году поставлено за рубеж продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 6,7 миллиарда долларов, что на 17,3 % больше, чем в 2020 году. Определите, на какую сумму поставлено продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья за рубеж в 2020 году. В ответ запишите число, округлив его до десятых».
Учитель может использовать предложенные задачи в зависимости от уровня подготовленности класса, в том числе в качестве индивидуальных заданий. Задачи сопровождаются иллюстрациями, которые помогут обеспечить наглядность процесса обучения, тем самым поддержать и развить заинтересованность к изучению математики.
В помощь учителю к задачам предлагаются ответы и примечания с описанием вариативности подачи материала учащимся.
Сводная таблица в конце сборника поможет учителю сориентироваться в наборе задач в соответствии с изучаемой темой изучаемого раздела учебной программы.
Можно провести целый урок, посвященный гражданско-патриотическому воспитанию, а можно использовать только одно задание, которое не только донесёт интересную информацию, но и активизирует учащихся на уроке, повысит их мотивацию к познавательной деятельности.
Использование этого материала в учебном процессе становится особенно эффективным, когда он:
– используется систематически;
– собран и обобщен при непосредственном участии школьников;
– представляет собой источник получения новых знаний, расширения кругозора учащихся.
Опыт показывает, что учащиеся действительно заинтересованы не только в решении соответствующих задач, но и с большим интересом участвуют в их составлении. Чтобы составить такие задания, детям необходимо работать с дополнительной литературой и другими источниками информации, что способствует пополнению багажа их разносторонних знаний. Таким образом, реализуется принцип реализации межпредметных и внутрипредметных коммуникаций.
Заключение
В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи обозначены задачи, поставленные перед педагогическими работниками: воспитание человека высоких нравов, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современной жизни. Воспитание должно способствовать развитию и формированию личности ребенка.
Проведение целенаправленной и планомерной работы по гражданскому и патриотическому воспитанию дает хорошие результаты, позволяет решить одну из главных задач – воспитание Человека, Личности. И учитель математики, как и любой другой учитель, может и должен помочь сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма и национального самосознания.
Исходя из собственного опыта, хотелось бы отметить, что патриотизм начинается не столько со слова учителя, сколько с его деятельности, направленной на патриотическое воспитание обучающихся и их гражданское становление.
Идеологическая грамотность подрастающего поколения – одна из важнейших основ будущего процветания независимой и свободной Беларуси. Поэтому при разработке уроков по формированию патриотизма, гражданственности и национального самосознания необходимо акцентировать внимание на актуальности, правильности, идеологической сдержанности предлагаемой учащимся информации и грамотной формулировке составленных на её основе задач.
Особенностью современного урока по любой предметной дисциплине является стимулирование учащихся к поиску закономерностей, совместного решения проблем, дальнейшее их осмысление и обобщение, воспитание любви к Родине, высокой гражданской позиции, чувства патриотизма.
Изучение родного края, истории Отечества служит основой формирования у детей исторической памяти, помогает осознать причастность к национальной истории, национальной культуре, необходимость их изучения и сохранения, развивает патриотические, духовные, гражданские чувства и традиции, позволяя таким образом реализовать цели создания базовой культуры личности в условиях современной школы.
Специфика воспитательного потенциала урока математики заключается:
– в отборе содержания учебного материала, которое ориентировано на воспитание мировоззрения, общечеловеческих и национальных ценностей, национальную идентичность, гражданственность и правовую культуру;
– организации взаимодействия в системе «учитель – учащийся – учащиеся», что позволяет развивать творческую активность личности, готовность к преобразованию окружающей действительности посредством соотношения полученных знаний с реальной социокультурной ситуацией.
Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношений не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и её задачам должно быть неугасающим и постоянным.
Педагогическая культура современного урока включает в себя как культуру преподавания, так и культуру воспитательного воздействия. Формирование личности и характера школьника идёт в повседневности школьных будней на каждом уроке. И здесь не должно быть мелочей, неважных для учителя. Ни один поступок ребёнка не должен остаться не замеченным учителем, не должен не получить этической оценки. Ведь каждый поступок – это, может быть, будущая судьба. И учить детей быть счастливыми и нравственно здоровыми, вероятно, главная задача и трудность урока. Об этом учитель никогда не должен забывать. Учителю необходимо постоянно самому учиться искусству воздействия на личность школьника, создания на уроке атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.