Формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания учащихся на уроках математики. Примеры

- 13:23II И III СТУПЕНИ, МАТЕМАТИКА, Математика. Материалы к урокам, Методичка

Представленные дидактические материалы ориентированы на реализацию воспитательного потенциала урока математики в V-VІІ классах с целью формирования у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, национального самосознания, чувства гордости за свою страну, уважения к культурно-историческому наследию и традициям белорусского народа. Дидактические материалы состоят из пяти разделов (см. ссылку на документ в формате PDF) «Наша родина-Беларусь», «Белорусская культура», «Архитектурные достопримечательности Беларуси», «Героическое и трагическое прошлое нашей страны», «Выращено и произведено белорусами».

Марина ИГНАТИК,
учитель математики
ГУО “Дворецкая средняя школа”
Дятловского района,
Гродненская область

 

 

Введение

На современном этапе развития белорусского общества вопросы гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения приобретают особую актуальность. Важность воспитания гражданина, патриота своей Родины подчёркивается в ряде государственных нормативных и правовых актов.

Так, одной из главных задач, обозначенных в Кодексе Республики Беларусь об образовании и Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь, определено «формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии».

Согласно инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» «образование включает как процесс обучения, так и процесс воспитания, в котором приоритетным является формирование уважения к своему Отечеству, народу, языку, белорусской культуре, традициям и обычаям».

Поэтому актуальным аспектом образовательного процесса является реализация воспитательного потенциала каждого учебного предмета, в том числе и учебного предмета «Математика».

В инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Математика» особое внимание учителей обращено «на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета с целью формирования у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому».

Математика – это не просто область знаний, но, прежде всего, необходимый элемент общей культуры, язык научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает ряд характеристик у человека, который имеет блестящую моральную окраску и может впоследствии стать наиболее важными моментами его морального характера.

Решение математических задач, содержание которых даёт возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень, является одним из звеньев в системе воспитания вообще, и гражданско-патриотического в частности.

Воспитательный потенциал урока реализуется посредством подобранных специальным образом и правильно методически расположенных в содержании урока учебных материалов, в которых учащиеся получают образцы истинной морали, патриотизма, духовности, гражданственности и гуманизма.

 

Сущность и специфика воспитательного потенциала урока математики

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. То есть воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования. В соответствии с личностной парадигмой образования воспитательная цель при обучении любого предмета – воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям и извлечение учениками нравственных ценностей из их содержания.

При этом нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания. Под неосознанным принято называть то воспитание, которое учитель не планирует заранее, не прописывает в плане урока, но воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к детям и окружающим, своим внешним видом, грамотностью речи, стилем поведения. Ещё А.С.Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «…Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться.

Важен и психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нём на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. В.А.Сухомлинский писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания… выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира».

При реализации воспитательной функции при изучении предмета первое, с чем приходится столкнуться учителю, – это выдвижение воспитательных задач к уроку. При их формулировании при подготовке урока в конкретном классе стараюсь учитывать уровень воспитанности и проблемные точки в воспитании этого класса в целом и, по возможности, каждого учащегося в отдельности. При этом предполагаю обязательное обсуждение с ребятами тех качеств личности, которые будут затрагиваться на уроках. Это необходимо для того, чтобы ребёнок в этом процессе не был «слепым», а понимал, что хочет помочь воспитать в нём учитель, и что необходимо ему самому. В этом случае ребёнок будет анализировать свои поступки и действия осмысленно, и учителю будет легче корректировать воспитательные задачи урока.

При составлении плана урока продумываю виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами.

Проанализирую некоторые моменты урока с воспитательной точки зрения.

Начало урока считаю важным воспитательным моментом, так как во время этого этапа происходит влияние на мотивационную сферу, и успех урока чаще всего зависит от умелой организации начала урока. Для того чтобы начало урока внесло в него воспитательный заряд, пользуюсь определёнными приёмами и методами.

Например, «раскручивание формулировки темы». На доске записываю тему урока и предлагаю учащимся вчитаться и высказать свои соображения. Обсуждение строится по принципу диалога «ученик – учитель», «ученик – ученик». В результате решается сразу несколько педагогических задач:

– ученики сами выдвигают задачи урока, что позволяет воспитывать творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи;

– перед учащимися возникает проблема, которую им придётся решать на уроке, что позволяет воспитывать критическое мышление, волевые качества;

– учащиеся самостоятельно обозначают круг вопросов, которые требуют актуализации, при этом происходит умственное воспитание, воспитание уверенности в своих силах;

– несколько минут рассуждений вслух мотивируют деятельность учащихся на уроке и создают рабочий настрой, тем самым развивается мотивационная сфера, что позволяет создать ситуацию успеха на уроке, реализует нравственное воспитание.

Зачастую начинаю урок с выполнения таких упражнений, которые выводят на возможность создать проблемную ситуацию. Так происходит умственное воспитание, воспитывается организованность, творческая самостоятельность, сила воли, трудолюбие, ответственность. Либо начинаю урок с практической работы исследовательского характера. Проведение такой работы позволяет воспитывать критическое мышление, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы, необходимости сосредоточиться и активно работать.

Этап актуализации опорных знаний также организовываю разными способами. Например, посредством решения задач по готовым чертежам, составления задач самими учащимися, решения диагностических тестов с последующей проверкой, решения заданий, используя приём «Найди ошибку» и т.д. Все это позволяет воспитывать познавательную активность, ответственность, смелость суждений, критическое мышление. На уроках математики в 5–6-х классах используется работа в парах с применением таблиц для устного счёта. Использование на уроке подобных таблиц позволяет осуществлять взаимоконтроль и эффективно организовать устный счёт, рационально использовать время урока, воспитывает у учащихся ответственность, внимательность, честность, самостоятельность, взаимоуважение.

На этапе проверки домашнего задания воспитываются ответственность за порученное дело, уверенность в себе, умения слушать и слышать другого ученика, реагировать на неожиданную ситуацию, сдерживать эмоции, выступать публично.

Разнообразный контроль на уроке математики позволяет также решать ряд воспитательных задач. Осуществляю контроль дифференцированно и разными способами: карточки-тренажёры, тесты, самостоятельные работы разного вида, зачёты и т.д. Приём «Отсроченный контроль» использую при самопроверке, когда за работу не выставляется отметка, но ученик имеет возможность исправить найденные ошибки. При этом развивается усидчивость, концентрируется внимание учащихся. С точки зрения воспитания разные виды контроля позволяют осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие, критическое отношение к своим знаниям, способность оценить эффективность собственной работы.

Воспитание творческой самостоятельности можно осуществлять с помощью различных творческих домашних заданий, в том числе на составление задач на определённую тематику с использованием жизненного опыта учащихся.

На этапе оценивания использую приём «Лестница успеха», оказывающий положительное воздействие на ребёнка и в плане успеха, и в случае неудач. Этот приём очень эффективный, так как ребята, анализируя свои успехи и неудачи, проявляют такие качества, как критичность, взаимоуважение, учатся радоваться успехам других, вслух высказывают критику по отношению к себе и одноклассникам. 

На некоторых уроках применяю оценочные листы, с помощью которых каждый учащийся сам себя оценивает. Опыт показал, что активность при этом на уроке увеличивается. В конце урока легче подвести итог и выставить соответствующие отметки в журнал. Этот приём позволяет воспитывать ответственность, честность, порядочность, взаимоуважение. Конечно, обязательно должна присутствовать словесная оценка учителя, оценка со стороны одноклассников.

Обязательно выделяю время на проведение этапа рефлексии в конце урока и на промежуточных этапах. Так предоставляется возможность оценить урок вместе с ребятами с воспитательной точки зрения. Делаем акценты на нравственных критериях, успехах или неудачах в учебно-познавательной деятельности. Рефлексия, применяемая на уроках систематически, помогает учащимся и вне уроков, так как ориентирует на осознанные, обдуманные действия, анализ своих поступков. Одним словом, ребята приобретают опыт использования полученных знаний для решения разных жизненных вопросов.

Хочу отметить, что в специфику урока математики уже заложен огромный воспитательный потенциал. Уроки математики воспитывают у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях. Ученику требуется анализировать каждый шаг своего решения, аргументировать и доказывать свое мнение. У учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведёт к ошибке, а любая неточность в математике не останется без последствий. Поэтому занятия математикой дисциплинируют учащихся.

Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным. Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной умственной работы, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность за результативность своей деятельности.

Необходимо отметить, что выше перечисленные воспитательные задачи должны реализовываться систематически из урока в урок. Это предусмотрено требованиями учебной программы по учебному предмету «Математика», образовательного стандарта общего среднего образования, предполагающими личностные, предметные и метапредметные результаты обучения учащихся.

При этом нельзя забывать о главном условии, как реализации воспитательного потенциала урока, так и успеха урока в целом, – активной познавательной деятельности детей. Нужно помнить, что современный урок математики направлен не столько на то, чтобы помочь ученику «пройти» параграф, запомнить формулу или выучить правило, а на то, чтобы стимулировать его на развитие способностей придавать смысл знаниям.

Хочу выделить, на мой взгляд, два основных направления, работа в которых помогает сделать урок математики эффективным в реализации его воспитательного потенциала. Во-первых, использование практико-ориентированного подхода в обучении, как средства развития познавательной активности учащихся и повышения их внутренней мотивации на уроках математики путём формирования осознания необходимости и практической значимости получения знаний с целью формирования практического жизненного опыта, необходимого для успешной социализации и самореализации, что является залогом успеха личностного развития.

Во-вторых, представление урока не просто “формой организации” деятельности учащихся, а “45-минутной частью жизни” учащегося, которая должна стать полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием учителя и учащегося, побуждающим задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах, стать продолжением процесса формирования его личности.

Таким образом, успех реализации воспитательного потенциала урока математики и успех урока в целом зависит от целенаправленного, методически грамотного выбора содержания, структуры урока и организации общения, определения образовательных, развивающих и воспитывающих возможностей своего предмета в развитии личности учащегося, формировании его моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств.

 

Реализация воспитательного потенциала урока математики с целью формирования гражданственности, патриотизма и национального самосознания учащихся

Роль учителя в гражданско-патриотическом воспитании школьников, а значит, и в становлении будущего страны трудно переоценить. Именно педагогу, непосредственно работающему с группой детей и каждым из них в отдельности, по силам воспитывать личность, гражданина и патриота.

Воспитание патриотизма и гражданственности – процесс сложный. Он требует от педагога постоянного творческого поиска новых эффективных форм и средств, а также повышения собственного профессионального уровня.

Для многих очевидно, что уроки математики, как и уроки физики, химии, биологии, имеют меньше возможностей для развития патриотических чувств, чем, например, уроки истории или литературы.

Действительно, вопросы методики работы по формированию патриотизма, гражданственности и национального самосознания на уроках математики разработаны недостаточно. Содержание предмета, и, именно, содержание задач в учебниках математики включает минимальные возможности такого воспитания.

Считаю, что для расширения этих возможностей необходимо добавлять в содержание уроков, в первую очередь, историко-краеведческий материал, безусловно, с учётом дидактических и методических требований.

Решение соответствующих задач способствует развитию мировоззрения и познавательного интереса учащихся к предмету. Урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и запоминать формулы, но пробуждает чувство гордости за свою страну и её достижения, уважение к культурно-историческому наследию и традициям своего народа.

Целесообразным будет перечислить основные методы выбора заданий, способствующих формированию патриотических чувств:

– изменение формулировки некоторых задач в существующих учебниках по математике;

– дополнение отдельных заданий вопросами, способствующими развитию темы;

– разработка новых задач, содержание которых способствует формированию гражданственности, патриотизма и национального самосознания.

Изменяя содержание заданий, следует следить за тем, чтобы математическая ценность задачи не терялась, а само содержание оставалось на должном образовательном уровне. Задачи следует составлять так, чтобы они:

– соответствовали программе по математике;

– соответствовали возрасту учеников и не требовали особых объяснений и громоздких вычислений;

– оказывали влияние на формирование мотивов будущей учебной деятельности учащегося.

Разработанный мною сборник дидактических материалов по реализации воспитательного потенциала урока математики состоит из пяти разделов. 

Задачи из сборника дидактических материалов по реализации воспитательного потенциала урока математки. PDF

Материалы сборника представлены в соответствии с требованиями учебной программы в виде практических задач и краткой информации, которая поможет учителю на уроке сконцентрировать внимание учащихся на решении данных задач, или в процессе решения провести краткую целенаправленную беседу. Некоторые из задач можно использовать при проведении уроков в преддверии знаменательных дат, национальных и государственных праздников Республики Беларусь.

Ряд практических задач носит характер, обеспечивающий реализацию межпредметных и метапредметных связей.

Важнейшим показателем сформированности национального самосознания подрастающего поколения является знание школьниками символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства. С этой целью могут быть предложены задания раздела «Наша Родина – Беларусь”, которые позволяют приобщать учащихся к основам идеологии нашего государства, формировать уважение к Конституции и законам Республики Беларусь, чувство любви и уважения к Родине, гордость за её достижения и процветание.

Например:

«В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн являются символами государственного суверенитета. Государственные символы прошли долгий путь становления, развития и утверждения. В них бережно сохранены черты, отражающие мирные, созидательные цели белорусского народа и государства.

Задача. Назовите год утверждения и первого официального исполнения Государственного гимна Республики Беларусь, если его можно записать наименьшим чётным четырёхзначным числом, которое слева направо и справа налево пишется и читается одинаково».

Основная цель заданий раздела «Белорусская культура» – вовлечение учащихся в сохранение историко-культурной памяти белорусского народа, его национально-культурной самобытности и традиций; вовлечение подрастающего поколения в культурную жизнь страны; развитие стремления к реализации собственного творческого потенциала, приумножению духовных ценностей, прославляющих высокую нравственность белорусов.

Например:

«Помнить о прошлом – значит еще, и отдавать дань тем великим людям, которые внесли большой вклад в развитие страны. Такими по праву можно назвать наших поэтов и писателей-классиков, среди которых Янка Купала и Якуб Колас – главные символы белорусской литературы. Они наиболее ярко раскрыли наш характер, менталитет, национальное самосознание, духовные ценности и чувства белорусов. Сегодня память о них хранят музеи, библиотеки, названные в их честь улицы, театры, институты и площади. 

Задача. Определите года рождения далее перечисленных белорусских писателей, юбилеи которых мы отметили в 2021, в том числе 130-летие со дня рождения Максима Богдановича и 125-летие со дня рождения Кондрата Крапивы, если известно, что Михась Зарецкий родился за 20 лет до рождения Ивана Шамякина и Ивана Мележа, родившихся в один год, когда Кондрату Крапиве было уже 25 лет».

Задания раздела «Архитектурные достопримечательности Беларуси» помогут подчеркнуть, что белорусская земля – хранитель памятников истории и культуры белорусского народа, а также познакомить учащихся с современной архитектурой страны. Например, уникальным зданием «храма науки» – Национальной библиотеки, которая призвана стать не только «сокровищницей знаний», но и важным образовательным, информационным и культурным центром.

Например:

«15 сентября 2022 года Национальная библиотека республики Беларусь – главная универсальная библиотека страны – отметила 100 лет со дня основания. В 2006 году в Минске открыто новое здание Национальной библиотеки, имеющее уникальное архитектурное решение (форма бриллианта), – предмет национальной гордости белорусов.

Задача. По данным 2005 года библиотечный фонд Национальной библиотеки составлял 8,1 млн. экземпляров, а по итогам 2015 – он увеличился до 9,6 млн. экземпляров. На сколько процентов увеличился библиотечный фонд Национальной библиотеки? В ответ запишите число, равное периоду полученной бесконечной десятичной дроби».

Задания раздела «Героическое и трагическое прошлое нашей страны» связаны с датами и событиями Великой Отечественной войны. Такие задания помогают молодому поколению осознать суть великой трагедии, названной войной, проникнуться любовью и благодарностью к тем, кто защищал нашу Родину в годы войны. Память пробуждает чувство глубокого уважения к погибшим, вызывает чувство ответственности.

Например:

«Самые трагические страницы в истории Беларуси связаны с Великой Отечественной войной, унесшей жизни каждого третьего жителя нашей страны.

В 2021 году исполнилось 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Героические события 1941–1945 гг. никогда не исчезнут из памяти белорусов. В центре Минска, на проспекте Независимости, расположена Площадь Победы – памятное место в честь подвига народа в годы Великой Отечественной войны.

Задача. Площадь Победы имеет в плане прямоугольник со сторонами 225 метров и 175 метров, завершающийся с одной стороны полукругом. Найдите периметр и площадь данного прямоугольника».

Сегодня каждый гражданин Республики Беларусь может гордиться достижениями своей страны. Задания раздела «Выращено и произведено белорусами» способствуют формированию у учащихся целеустремленности, преданности любимому делу, уважения к человеку труда, бережного отношения к родной земле и ее богатствам, ответственности за рост благосостояния своей семьи, своего народа и государства, стремления приумножать авторитет страны, добиваясь успехов в учёбе, труде, общественной жизни.

Например:

«Беларусь обеспечена практически всеми продуктами питания и имеет определенную независимость от поставок извне. Беларусь стала не просто гарантом обеспечения собственной продовольственной безопасности, но и страной с экспортно-ориентированным производством сельхозпродукции.

Задача. В 2021 году поставлено за рубеж продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 6,7 миллиарда долларов, что на 17,3 % больше, чем в 2020 году. Определите, на какую сумму поставлено продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья за рубеж в 2020 году. В ответ запишите число, округлив его до десятых».

Учитель может использовать предложенные задачи в зависимости от уровня подготовленности класса, в том числе в качестве индивидуальных заданий. Задачи сопровождаются иллюстрациями, которые помогут обеспечить наглядность процесса обучения, тем самым поддержать и развить заинтересованность к изучению математики.

В помощь учителю к задачам предлагаются ответы и примечания с описанием вариативности подачи материала учащимся.

Сводная таблица в конце сборника поможет учителю сориентироваться в наборе задач в соответствии с изучаемой темой изучаемого раздела учебной программы.

 

Можно провести целый урок, посвященный гражданско-патриотическому воспитанию, а можно использовать только одно задание, которое не только донесёт интересную информацию, но и активизирует учащихся на уроке, повысит их мотивацию к познавательной деятельности.

Использование этого материала в учебном процессе становится особенно эффективным, когда он:

– используется систематически;

– собран и обобщен при непосредственном участии школьников;

– представляет собой источник получения новых знаний, расширения кругозора учащихся. 

Опыт показывает, что учащиеся действительно заинтересованы не только в решении соответствующих задач, но и с большим интересом участвуют в их составлении. Чтобы составить такие задания, детям необходимо работать с дополнительной литературой и другими источниками информации, что способствует пополнению багажа их разносторонних знаний. Таким образом, реализуется принцип реализации межпредметных и внутрипредметных коммуникаций. 

 

Заключение

В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи обозначены задачи, поставленные перед педагогическими работниками: воспитание человека высоких нравов, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современной жизни. Воспитание должно способствовать развитию и формированию личности ребенка.

Проведение целенаправленной и планомерной работы по гражданскому и патриотическому воспитанию дает хорошие результаты, позволяет решить одну из главных задач – воспитание Человека, Личности. И учитель математики, как и любой другой учитель, может и должен помочь сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма и национального самосознания.

Исходя из собственного опыта, хотелось бы отметить, что патриотизм начинается не столько со слова учителя, сколько с его деятельности, направленной на патриотическое воспитание обучающихся и их гражданское становление.

Идеологическая грамотность подрастающего поколения – одна из важнейших основ будущего процветания независимой и свободной Беларуси. Поэтому при разработке уроков по формированию патриотизма, гражданственности и национального самосознания необходимо акцентировать внимание на актуальности, правильности, идеологической сдержанности предлагаемой учащимся информации и грамотной формулировке составленных на её основе задач.

Особенностью современного урока по любой предметной дисциплине является стимулирование учащихся к поиску закономерностей, совместного решения проблем, дальнейшее их осмысление и обобщение, воспитание любви к Родине, высокой гражданской позиции, чувства патриотизма.

Изучение родного края, истории Отечества служит основой формирования у детей исторической памяти, помогает осознать причастность к национальной истории, национальной культуре, необходимость их изучения и сохранения, развивает патриотические, духовные, гражданские чувства и традиции, позволяя таким образом реализовать цели создания базовой культуры личности в условиях современной школы.

Специфика воспитательного потенциала урока математики заключается:

– в отборе содержания учебного материала, которое ориентировано на воспитание мировоззрения, общечеловеческих и национальных ценностей, национальную идентичность, гражданственность и правовую культуру;

– организации взаимодействия в системе «учитель – учащийся – учащиеся», что позволяет развивать творческую активность личности, готовность к преобразованию окружающей действительности посредством соотношения полученных знаний с реальной социокультурной ситуацией.

Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношений не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и её задачам должно быть неугасающим и постоянным.

Педагогическая культура современного урока включает в себя как культуру преподавания, так и культуру воспитательного воздействия. Формирование личности и характера школьника идёт в повседневности школьных будней на каждом уроке. И здесь не должно быть мелочей, неважных для учителя. Ни один поступок ребёнка не должен остаться не замеченным учителем, не должен не получить этической оценки. Ведь каждый поступок – это, может быть, будущая судьба. И учить детей быть счастливыми и нравственно здоровыми, вероятно, главная задача и трудность урока. Об этом учитель никогда не должен забывать. Учителю необходимо постоянно самому учиться искусству воздействия на личность школьника, создания на уроке атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий