Час экологии «Живи, Земля!»

- 15:09Воспитательная работа, Сценарии

Мероприятие рассчитано на учащихся 5–9-х классов. Можно проводить в рамках предметной недели по биологии и химии.

 

Светлана БОДАК,
учитель биологии
ГУО «Вертелишковская средняя школа»,
Гродненская область

 

 

Задачи:

– формирование осознанного понимания основных экологических ценностей (чистый воздух, чистая вода, богатство видов флоры и фауны, благоприятный климат, красота ландшафта);
– активизация деятельности учащихся, направленной на решение вопросов экологического и нравственного воспитания через развитие у них интереса к проектно-исследовательской работе по изучению и сохранению окружающей среды;
– воспитание бережного отношения к природе.

Материалы и оборудование: выставка книг по экологии, яркие плакаты, подготовленные учащимися, музыкальное сопровождение, глобус

 

Ход мероприятия

 

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие учащиеся!

Ведущий 2: Добрый день, учителя и гости нашей школы! Мы приглашаем всех на праздник Земли!

Ведущий 1: Человек полюбил Землю. Все это – земля-кормилица. Полюбил навсегда, хоть и горькой была эта любовь. И любовь не умерла, а наоборот, крепла и обретала надежду, которая сбылась и стала сегодняшним днем.

Ведущий 2: Клочок земли или огромное поле – все это дорого, все это Родина. В ней могилы наших предков, в ней пот и кровь отцов и дедов, мы спаяны с ней памятью сердца.

Ведущий 1: Человек извечно связан с землей. Он делит с ней радость и горе, он живет и трудится на ней, поет о ней песни и слагает стихи.

Ведущий 2: Земля живет своими законами. Но она, как живое существо может болеть и голодать, мучиться от жажды и менять характер. И как много требуется терпения, знаний, опыта, чтобы распознать этот характер, раскрыть все тайны земли.

Ведущий 1: В наше сложное время, в суете будней, мы порой не задумываемся о ценности того мира, который стал нашим домом! Прислушайтесь, каждый клочок земли взывает о помощи.

Ведущий 2:

Она нам не жалеет ничего,
Даря свои бесценные дары.
И требует взамен лишь одного –
Чтоб люди были к ней добры!

 

Звучит мелодия песни «Земля черна» (сл. И.Кохановского, муз. Д.Тухманова). На фоне песни выходит ученик с глобусом в руке и читает стихотворение С.Михалкова «Стон Земли»:

 

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала… Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идет моя руда!
А что мне стоит боль Чернобыля,
Его последствия – моя беда!
Зачем друг друга люди так боятся
И позабыли о самой Земле!
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли.
Очнитесь, люди! Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!

Ведущий 1: Земля! Мы слышим тебя. Твои проблемы – это наши проблемы. И судьба твоя нам небезразлична!

Ведущий 2: Сегодня у нас в зале находятся экологические группы. Созданы они на разных кафедрах и исследовали проблемы, связанные с охраной окружающей среды.

Ведущий 1: И сейчас мы представляем слово группе ЮЗОС (юные защитники окружающей среды)

 

Под песню «Беловежская пуща» на сцену выходит агитбригада ЮЗОС. (Идет выступление) (Приложение 1)

 

Ведущий 1:

Не хотим, чтобы небо ослепло,
Чтоб земля овдовела навек,
Чтоб черней бухенвальдского пепла
Падал мертвыми хлопьями снег.

Ведущий 2: Да, не хотим. Но по не зависящим от нас причинам, землю нашу белорусскую покрыл след Чернобыля.

 

Звучит песня «Ave Maria». На сцену выходит агитбригада «Спадчына» (Приложение 2)

 

Ведущий 1 (на фоне мелодии «Мой родны кут»): Родина… Земля… Каждому из нас понятны и близки эти слова. Родина – это село или город, где ты родился. Это улица твоего детства, бескрайние золотые нивы и необозримые просторы степей, рощи белоствольных берез и синева высокого неба.

Ведущий 2 (на фоне мелодии «Мой родны кут»): И сохранить эту красоту нужно нам, живущим сегодня. На сцене агитбригада «Земляне» (Приложение 3).

Ведущий 1: Праздник наш заканчивается. Мы благодарим всех участников экологических групп. Надеемся, что вы поняли, как это важно – защищать окружающий нас мир. Ведь земля умирает, если ее убивать, но она оживает, если ее возрождать.

Ведущий 2: И смысл сегодняшней жизнедеятельности в том, чтобы давать земле посильные нагрузки. Беря от нее, давать ей. Нанося раны, лечить. Видеть в ней не временный объект добычи, а основа жизни.

Ведущий 1:

Для песен, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь.
И землю удивительную эту.

 

В исполнении учащихся звучит песня Ю.Антонова «Родные места»

 

Приложение 1

«ЮЗОС» 

Звучит музыка из к/фильма «Семнадцать мгновений весны» 

Не думай о природе свысока,
Наступит время – сам поймешь, наверное,
Что многим на земле существовать
Осталось лишь мгновение, мгновение…

Ученик 1: Оглянись вокруг. Свежая трава на газонах. Дерево под окном. Стая галок, вьющихся у телеантенн и над крышами домов. И что это? Только фон, на котором живем мы, хозяева земли? Или это часть жизни?

Ученик 2:

Вот это лес, ребята, это красотища!
Глядите, дуб! В обед – сто лет! А может тыща!
А, ну-ка, свалим этот дуб одним ударом,
В лесу всего полно, и все – задаром.
Мы под орех разделаем планету.
И леса нет, и зверя нет, и рыбы нету.
Чего возиться с этим старым шаром?
Планет вокруг полно – и все задаром.

Ученик 3. Нет слов, природа беспредельна, разнообразна, красива и щедра, но нельзя допускать, чтобы щедрости природы оборачивались для нее разорением.

Ученик 4: Трудно переоценить роль растений и животных в жизни человека. Без них жизнь была бы просто невозможна.

– Я сорвал цветок – и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

Ученик 5: Однако мировая статистика подытожила, что  с 2010 года были объявлены вымершими 467 видов животных.

Ученик 1: Наши предложения: нужно меньше охотников, а больше сторожей в природе; меньше охотничьих обществ, а больше обществ защиты растений и животных, побольше заповедников и заказников.

Ученик 2. Мы – хозяева нашей природы, а она для нас «кладовая солнца» с великими сокровищами жизни. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы! В лесах, степях, горах живут разные животные – будем охранять наши леса, степи и горы!

Ученик 3:

Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,

Ученик 4:

Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса!

Ученик 5:

Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,

Ученик 1:

Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.

 

 

Приложение 2

“Спадчына”

 

Вучань 1: З той трагічнай раніцы мінула больш за 30 гадоў. У нашым лексіконе з’явіліся новыя словы, якіх даўно не ўжывалі: эвакуацыя, зона адчужэння, адсяленне, “рыжы лес”. А што змянілася ў прыродзе за гэтыя гады?

Вучань 2: Пра гэта вельмі цікава піша Мікола Капыловіч. Вось урывак яго нарыса пра возера, якое стала мёртвым.

Ступілі бліжэй да вады. У нос патыхнула смуродам – ля берага былі нібы густа насыпана дохлая рыбы. Акуні, язі, карпы пластамі ляжалі на паверхні возера…

Сказаў шаферу:

Мор…

– Не, – паарвіў ен мяне, – мор бывае зімою, калі цісне мароз, таўшчэе лед і рыбе няма прадухі. Тут – радыяцыя …

Глядзеў я на возера, прыгадваў, што апошнім часам палешукі паміраюць заўчасна і часта і думаў: няма чалавеку прадухі ад радыяцыі. Радыяцыйны мор, мор… і над людзьмі. Не прыродай створаны, а самім чалавекам.

Вучань 3: Так. Гэта наша бяда, наш смутак. Гэта страшна, што гіне прырода. Але самая вялікая бяда, якую прынёс Чарнобыль, – гэта хваробы і смерць людзей, асабліва дзяцей. Нельга без хвалявання слухаць радкі верша Сяргея Законнікава “Пераліванне крыві”.

Вучань 4:

На зялёнай клумбе – мак чырвоны,
А далей – бетонная сцяна.
Вось і ўвесь пейзаж, які штодзенна
Ім відаць з бальнічнага вакна.
Хочуць зліцца з небам вачаняты,
Носікі прыціснуты да шкла.
Чорны смерч у белыя палаты
Вынес іх з далёкага сяла.
Адарваў ад матчынае ласкі,
Ад любімых гульняў і сяброў.

Вучань 5:

Дзеці, нібы скошаныя краскі,
Вянуць, бо бяда – бялее кроў.
Працэдуры, як спакон, без слова,
Быццам шмат было іх на вяку.
Падстаўляе пацыент чарговы
Тоненькую, лёгкую руку.
Ён маўчыць, хоць вусны пабялелі,
Ён трывае лепей, чым стары.
Мо таму слязой і накіпелі
Вочы маладзенькай медсястры.
З вены кропельку знімае ватай
І руку бінтуе, і тугу.
Каб не ўчулі, шэпча вінавата:
“Болей не магу я … не магу…”

Вучань 1. Будзьце міласэрныя друг да друга! Памятайце, што толькі дабро збліжае, дапамагае ў бядзе… Мы вельмі жадаем, каб на маленькай блакітнай планеце Зямля ніколі не паўтарыўся дзень 26 красавіка 1986 года.

 

Приложение 3

Группа «Земляне»

 

Ученик 1: Земля! Моя прекрасная Земля!

Ученик 2: Рождаешь ты прозрачные потоки,

Ученик 3: Миллионы стеблей и колосьев,

Ученик 4: Несешь на себе океаны,

Ученик 5: Облака и их тени.

Ученик 1: Раскрываешься жерлами дымных вулканов,

Ученик 2: Пускаешь птиц в небеса,

Ученик 3: Быстроногое зверье – по всем лесам,

Ученик 4: Качаешь на себе города,

Ученик 5: Принимаешь в себя дожди, снега и туманы.

Все вместе: Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле-матери!

Ученик 1: Получив неограниченную власть над природой, человек, считающий себя венцом природы, забыл, что является ее скромной частицей.

Ученик 2: Человечество стоит на пороге экологического кризиса. Стало ясно, что «экологическая бомба» для человечества столь же опасна, как и ядерная.

Ученик 3: Ресурсы планеты не умножаются, а иссякают. Превращаются в пески плодородные земли. Катастрофически загрязняются вода и воздух.

Ученик 4: Увеличиваются площади пустынь и уменьшаются площади лесов. Вырастают горы отбросов, очень опасных для здоровья людей.

Ученик 5: Альберт Швейцер писал: «Человек давно потерял способность предвидеть и предугадывать. Он найдет свой конец, разрушив Землю!»

Ученик 1:

Как это странно – умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.

Ученик 2:

И поползет проказа запустенья.
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут. И падут растенья.
И зверь не обойдет своей беды.

Ученик 3:

И сколько тут корысти ни ищи ты,
Какой ты отговоркой ни владей,
Земля защиты требует! Защиты!
Она спасенья просит у людей.

Ученик 4:

О, человек, творение природы!
В волшебный мир вокруг себя вглядись.
С мольбой к тебе земля, леса и воды:
«Остановись, остановись, остановись!»

Ученик 5:

И, глядя вдаль, на гребне жизни тонком
Хоть сам себе немного поклянись,
Что сохранишь хоть что-то для потомков.
Остановись, остановись, остановись!

Ученик 1: Человек слишком долго брал от природы. Брал и не задумывался, что ее богатство и щедрость не вечны.

Ученик 2: Что брать надо разумно. Расходовать – бережно. И что когда-то ее богатство и щедрость могут иссякнуть.

Ученик 3: Что нужно не только брать, но и за ее добро надо платить добром. И такая беспечность привела к тому, что сегодня она в опасности.

Ученик 4: Ей нужна помощь всех нас.

Ученик 5: Пусть каждый – и я, и ты, и мы все вместе – начнет с себя!

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий