Автор проекта на протяжении нескольких лет занимается с учащимися 3–5-х классов Scratch-программированием. Для занятий И.Я.Шевко разрабатывает авторские задания-тренажеры, которые содержат упражнения, позволяющие детям создавать собственные мини-проекты на одном или двух занятиях. Педагог готова делиться своими наработками в сфере Scratch-программирования для учащихся 3–5-х классов. Следите за обновлениями!
Ирина ШЕВКО,
учитель информатики
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область
В школьном курсе информатики, начиная с 6-го класса, на уроках изучаются основы алгоритмизации и программирования. Однако к обучению программированию для большинства учащихся уроки становятся сложными, темы непонятными и неинтересными и, как правило, успеваемость снижается на 2–3 балла.
Значительно интереснее и увлекательнее для детей играть в компьютерные игры, но, к сожалению, это может привести к игровой зависимости. Однако современные информационные технологии позволяют использовать игры для обучения. С помощью специальных компьютерных программ или ресурсов сети интернет учащийся может создать свою собственную анимацию или игру, осваивая базовые навыки IT на практике, приобретая вместе с тем полезные знания, которые востребованы в наши дни.
Следует отметить, что большинство учащихся осваивают компьютеры и планшеты еще в начальной школе, и к моменту изучения информатики как учебного предмета, они считают, что знают многое. Но на самом деле их знания разрозненны и непоследовательны. Чтобы способствовать системному формированию соответствующих IT-знаний и навыков, имеет смысл вводить факультативные занятия, или занятия, организованные на платной основе, где у ребят 3–4-х классов будет возможность знакомства с детским языком программирования Scratch.
Язык программирования Scratch был разработан в Массачусетском технологическом институте, в MIT Media Lab. Целью исследовательской группы было создание платформы для юных программистов.
Scratch – это бесплатный язык программирования и одновременно программа, предоставляющая визуальный интерфейс для создания цифровых историй, игр и анимаций. Название языка программирования переводится как «царапать». Главный герой – кот Царапка.
Одним из главных достоинств среды программирования Scratch является доступность и понятность абсолютно всем. Он настолько прост и понятен, что изучать его могут дети 7–8-летнего возраста. Главное, чтобы они умели читать и считать.
Scratch очень похож на конструктор Лего: программы собираются из простых и ярких блоков. Таким образом, дети, не вводя ни одной строки кода, знакомятся со сложными азами программирования.
Главная цель разработчиков языка – обучить детей и подростков мыслить логически, раскрыть ее творческий потенциал и научить взаимодействию с другими единомышленниками.
Сделанный детьми проект может быть опубликован на обозрение сообщества, сформированного вокруг Scratch.
Несмотря на простоту освоения, Scratch позволяет создавать сложные проекты. Например, мультфильмы, игры, презентации, слайд-шоу, и т. д. Изучая Scratch, учащиеся постепенно будут погружаться в мир программирования, познавая теорию и практику кода.
Онлайн ресурс https://scratch.mit.edu – это сайт, который посещают пользователи 200 стран, он доступен более чем на 70 языках, включая русский. У платформы есть чёткие правила сообщества, и она хорошо модерируется.
Статистику посещений ресурса и данные зарегистрированных пользователей можно изучить на схеме.
Что сможет приобрести учащийся, увлекающийся программированием на Scratch:
– развитие логического мышления – среда Scratch содержит множество логических блоков, которые помогут ребенку освоить законы логики;
– развитие аналитических способностей;
– развитие математических способностей;
– умение создавать анимацию, компьютерные игры в среде визуального программирования Scratch;
– умение рисовать с помощью графического редактора;
– развитие фантазии и творческих способностей;
– умение работать в команде;
– отработку умений и навыков презентации проектов.
Навыки системного мышления, целеполагания, самоконтроля и креативный подход пригодятся в любой сфере. Обучаясь на Scratch, ребенок в игровой форме знакомится с серьезной IT-терминологией (функции, циклы, условные конструкции, переменные и т. д.) Это прекрасная основа для дальнейшего изучения более сложных способов взаимодействия человека и ПК, а также эти знания пригодятся в будущем, если ребенок решит освоить другие языки кодинга.
Обучение языкам программирования является очень интересным и творческим процессом. Дети получают теоретические знания, а также активно практикуются на онлайн-платформе. Плюсы языка программирования Scratch оценит каждый ребёнок, так как он создан с учетом возрастных интересов и возможностей. Полученные знания помогут в профориентации в подростковом возрасте, а также станут фундаментом для дальнейшей реализации в перспективной сфере IT.
В дальнейшем мы будем подробно знакомится со средой Scratch, изучим циклическое выполнение программы, научимся создавать первый мультфильм и первую компьютерную игру, освоим создание и редактирование персонажей и еще много интересного и полезного; будем разбираться в том, что дети легко понимают при изучении Scratch, а где у них возникают сложности и как их преодолевать.