Ученическое самоуправление как условие развития лидерских качеств. Тренинговое занятие «Путь к лидерству»

- 16:45Психологическая помощь

Формирование лидерских способностей учащихся является одним из основных направлений деятельности школьного ученического самоуправления. Оно может осуществляться непосредственно в ходе планирования работы ученического самоуправления, в повседневном общении и взаимодействии учащихся, в организации и проведении разнообразных мероприятий.

 

Ольга ГУНЬКО,
педагог социальный
ГУО «Гимназия г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

В Кодексе Республики Беларусь об образовании зафиксировано, что обучающиеся имеют право на участие в управлении учреждением образования. Реализовать это право они могут, участвуя в ученическом самоуправлении, являющемся одной из важнейших форм социализации и подготовки обучающихся к самостоятельной жизни. Ученическое самоуправление способствует формированию ценностного отношения к себе и окружающим, проявлению инициативы и активности, формированию ответственности за свои действия. Участвуя в деятельности ученического самоуправления, учащиеся усваивает нравственные ценности, формируют свою гражданскую позицию и отношение к окружающей действительности, приобретают опыт управленческой деятельности, проявляют социальный интерес и активность, лидерские, коммуникативные, организаторские качества и способности.

Главными факторами, обеспечивающими эффективное формирование и развитие лидерских способностей учащихся в деятельности ученического самоуправления, являются:

– активная гражданская позиция лидеров и других участников ученического самоуправления, неравнодушие к социальным проблемам, стремление оказать посильную помощь другим людям, обществу;
– наличие у участников ученического самоуправления мотиваций для лидерской деятельности (лидерство – это труд, а не успех, имидж, популярность);
– система ученического самоуправления в единстве всех ее компонентов – это среда становления и развития лидеров среди учащихся в процессе совместной деятельности, общения (группа, коллектив делает лидера лидером);
– ученическое самоуправление представляет собой коллектив (лидер должен реализовывать общие цели и ценности , а не только свои собственные интересы);
– взаимодействие, сотрудничество и сотворчество лидеров и участников ученического самоуправления в процессе совместной деятельности;
– творческая, неформальная атмосфера и свобода инициативы.

Работа лидеров организуется на основе системного подхода, т.е. все программы и мероприятия носят целостный характер. Цели и задачи, содержание, средства, методы и формы должны быть скоординированы и содействовать достижению результата – развитию лидерских способностей детей и их реализации в ученическом самоуправлении.

Представленное тренинговое занятие «Путь к лидерству» включает теоретическую и практическую части. Практической части отведено больше времени, так как подготовка лидеров предполагает не столько освоение теоретических знаний, сколько развитие умений и навыков на практике. В ней использованы методы работы в малых группах, парах, мозговой штурм, интерактивные игры, направленные на самостоятельную работу участников над решением поставленных задач, отработку навыков и умений.

 

Тренинговое занятие «Путь к лидерству» 

Цель: формирование в общественном сознании учащихся понятия о лидере детского коллектива; развитие лидерских качеств членов ученического самоуправления

Задачи:

– познакомить участников занятия с понятием «лидер» и его характеристиками;
– создать условия для усвоения учащимися основных правил лидерского поведения;
– способствовать развитию лидерских качеств потенциала учащихся; 
содействовать развитию коммуникативных способностей; 
– воспитывать активную социальную позицию, готовность к самосовершенствованию, самореализации.

Участники: члены ученического самоуправления (8–11-е классы)

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, макет дерева, набор песочных часов (30 секунд, 1, 3, 5 минут), раздаточный материал для групп (листы бумаги формата А4, фломастеры, конфеты).

Ход мероприятия

I Вступительная часть

Перед тем как объявить тему и цель встречи, ведущий приветствует собравшихся участников и предлагает им выполнить упражнение на создание благоприятной атмосферы.

Упражнение «Сделай шаг вперед»  

Ведущий. Участникам необходимо встать в круг и выполнять все действия, которые я буду называть. При выполнении задания вы должны соблюдать следующие условия: наблюдать друг за другом и обязательно выполнять все задания.

Ведущий просит 12 человек (участников) сделать шаг вперед. Затем, шаг назад, должны сделать только 10 человек. Затем, снова шаг вперёд, но уже 5 человек. Затем 3 участника делают шаг вправо, и шаг вперёд делает 1 человек из группы.

Вопросы ведущего для обсуждения:

– Сложно ли было выполнять задания?
– Почему первоначально было сложно?
– Как можно назвать человека, который берет на себя ответственность за группу?

После выполнения вводного упражнения, ведущий объявляет тему встречи «Путь к лидерству», отмечая, что ребята, присутствующие на данном мероприятии, уже лидеры, лидеры в компании сверстников, в классном коллективе, в учреждении образования, которые умеют повести за собой других, заинтересовать своей неповторимостью. 

II Основная часть

Упражнение «Дерево ожиданий»  

Ведущий. Надеюсь, что наше мероприятие принесёт вам новые знания, эмоции и новый опыт. А полезный опыт можно сравнить с прибылью или урожаем. Урожай этой встречи предлагаю собирать в яблоках. Возьмите по одному яблоку, вырезанному из листа бумаги зелёного цвета. Это ожидания (желания).

Учащимся необходимо подумать и написать вопрос, на который им хотелось бы получить ответ на этой встрече.

В течение одной минуты участники пишут на зелёных листочках в форме яблока свои ожидания от встречи: что хотят узнать, чему научиться, на какой вопрос хотели бы получить ответ. Затем ведущий предлагает участникам озвучить свои ожидания и приклеить «яблоко» на деревянный макет дерева.

Упражнение «Аббревиатура»

На ватмане вертикально написано слово «ЛИДЕР».

Ведущий. Представьте, что это слово является аббревиатурой. Для того чтобы ее расшифровать, необходимо к каждой букве слова подобрать как можно больше слов, качеств личности, присущих лидеру и характеризующих лидера.

Участники предлагают слова, объясняя, почему именно это слово подходит в качестве характеристики. Ведущий записывает предлагаемые варианты.

Л – любознательность, любовь, лояльность, лаконичность;
И – инициативность, изобретательность, индивидуальность, идейность, интуитивность, искренность, информированность;
Д – добросовестность, доброжелательность, дисциплинированность, деятельность, дальновидность, дипломатичность;
Е – единодушие, единомыслие, естественность;
Р – решительность, рациональность, рассудительность, разумность, работоспособность, разносторонность.

Ведущий предлагает участникам подвести итог, дать определение понятию «лидер», но выбрать всего пять главных (по их мнению) характеристик данного понятия.

Упражнение «Взаимная презентация»     

Ведущий. Упражнение предполагает работу в парах. На обратной стороне стульев приклеены геометрические фигуры. Каждому участнику необходимо найти обладателя такой же фигуры, как у него, и сесть рядом.

В течение двух минут (по одной минуте на каждого) ребята должны рассказать друг другу как можно больше информации о себе. Важно, что им предстоит представлять своего партнёра в группе, поэтому необходимо получить как можно больше разносторонней информации о нем.

Спустя две минуты ведущий даёт дополнительную инструкцию.

Ведущий. Презентация будет проходить следующим образом: один участник сидит на стуле, другой встаёт за его спиной, положив первому руки на плечи. Тот, кто стоит, будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнёра.

Представление длится ровно 30 секунд, не больше и не меньше (ведущим используются песочные часы). Ровно через 30 секунд ведущий прерывает монолог, если кто-то закончит раньше, все будут молчать, пока истечёт отведённое время. После этого любой член группы, включая ведущего, имеет право задать дополнительные вопросы. Сидящий обязан молчать.

Вопросы участникам:

– Удалось ли партнёру изложить сведения о вас?
– Что вы чувствовали, когда вас презентовали?
– Тяжело ли вам было построить своё выступление согласно заданному плану и уложиться в отведённое время?

Ведущий подводит итог упражнения, говорит о том, что лидер должен придерживаться принципа двустороннего общения, т.е. лидер должен не только стараться быть услышанным, но и уметь внимательно выслушивать собеседника, а также уметь грамотно излагать свои мысли в отведённое ему время.

Приём «М&М» (разделение на группы)

Ведущий. Перед выполнением данного упражнения, которое требует умственной нагрузки и сосредоточенности, предлагаю участникам сделать небольшую «сладкую паузу».

Ведущий угощает участников конфетами. Учащимся необходимо взять конфету любого понравившегося цвета (количество конфет – по количеству участников, цвет конфет – по количеству групп). Участники с конфетами одного цвета объединяются в группы (3 группы), после чего они могут съесть конфету.

Упражнение «Портрет лидера»

Ведущий. Предлагаю участникам поработать в группах. У каждой группы есть ватман, маркеры. В течение пяти минут (используются песочные часы) вам необходимо выполнить определенное задание.

Группа 1. Необходимо написать признаки лидера (особенности, личностные и поведенческие, которые выделяют лидера в группе).
Группа 2. Необходимо написать функции лидера (что зависит от лидера в группе, что должен делать лидер в группе).
Группа 3. Необходимо написать ошибки лидера (что мешает человеку стать лидером либо удержать своё лидерство в группе).

По истечении времени группам предлагается обменяться своими листами и дополнить список, составленный другими группами. Затем каждая группа презентует результат коллективной работы. Сначала обсуждаются варианты признаков лидера.

После выступления первой группы ведущий предлагает точное определение признаков лидера:
– высоко активен и инициативен при решении группой основных задач;
– способен оказывать влияние на других членов группы;
– хорошо информирован о решаемой задаче, о членах и о ситуации в группе;
– поведение соответствует установкам и нормам, принятым в данной группе;
– обладает качествами, которые являются эталонными для данной группы;
– способен выходить за рамки признанных норм.
После того как выступит вторая группа, ведущий предлагает точное определение функций лидера:
– организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах;
– выработка и поддержание групповых норм;
– представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;
– принятие ответственности за результаты групповой деятельности;
– установление и поддержание микроклимата группы.
После выступления третьей группы ведущий не вносит свои комментарии, даёт возможность всем группам принять участие в обсуждении типичных ошибок, которые совершаются лидерами в подростковых формированиях.

Ошибки, совершаемые лидерами:
– неумение находить контакт с людьми, общий язык;
– неумение приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам,     
– быть гибким и приспособиться к изменившимся условиям;
– синдром соло (лидеры должны работать с коллективом, быть ее участникам, управлять командой, а не указывать, кто и что должен делать, а потом все лавры присваивать себе);
– боязнь принять неправильное решение, страх совершить ошибку;
– неумение восстанавливаться после неудачи или ошибки;
– чувство вины.

III Заключительная часть

Рефлексия «Дерево ожиданий» 

Ведущий. Мне кажется, наша встреча была полезной и принесла новые знания, новый опыт. Предлагаю вернуться к вашим ожиданиям.

Дается установка:

– если ваши ожидания в ходе занятия оправдались, вы получили новую и полезную для вас информацию, нашли ответ на свой вопрос, то вам необходимо повесить на наше дерево красное яблоко;

– если информация, полученная на встрече, вас заинтересовала и требует дополнительного размышления, обдумывания, то выберете розовое яблоко;

– если, информация, полученная на встрече, не оправдала ваши ожидания, вы не получили ответ на свой вопрос, тогда еще раз выберите зеленое яблоко.

Ведущий подводит итог и подчеркивает, что на мероприятии не было случайных людей: все участники – лидеры, умеющие повести за собой других, заинтересовать, привлечь к себе внимание. Ведущий выражает надежду, что обладая знаниями, полученными на мероприятии, его участники справятся с любой проблемой в коллективе, умело будут работать в команде, слушать и слышать друг друга, корректно высказывать свою точку зрения.

 

Литература:

1 Ученическое самоуправление: от теории к практике : Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Н.К.Катович [и др.]; под ред. Н.К.Катович. – Минск : Национальный институт образования, 2021. – С. 78.

2 Формирование лидерских способностей учащихся в деятельности ученического самоуправления /М.Е.Минова // “Выхаванне і дадатковая адукація”. – 2009. – № 12. – С. 6–9.

3 Реализация подхода «Равный обучает равного»: Пособие для педагогов-консультантов: учеб.-метод. пособие / Н.А.Залыгина, М.Е.Минова, Е.Ф. Михалевич; «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2016. – 140 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий