При написании диктанта активизируется восприятие иностранного текста на слух, тренируются и закрепляются орфографические навыки, развивается внимание, память.
Вероника КРЕЧИК,
учитель немецкого языка
ГУО «Большешиловичская базовая школа Слонимского района»,
Гродненская область
В современном преподавании иностранных языков мало внимания уделяется письменной речи, в частности диктантам. А ведь при написании диктанта активизируется восприятие иностранного текста на слух, тренируются и закрепляются орфографические навыки, развивается внимание, память.
Почему же учащиеся так не любят писать диктанты? Они боятся совершить ошибки и получить плохую отметку. Но если начинать писать диктанты уже с начальной школы, то этот страх пропадёт, а вместе с тем возрастёт грамотность учащихся и, в целом, владение языком.
Важно, чтобы текст диктанта содержал слова, словосочетания и идиоматические выражения определённой тематики, изученной детьми на уроках. Это способствует закреплению активного лексического запаса.
В начальной школе я провожу, как правило, словарные диктанты и диктанты на закрепление изученных букв и буквосочетаний.
Например:
Die Katzen kratzen mit den Tatzen auf Matratzen. (Предварительно оговаривается, какое буквосочетание закрепляется, в данном случае – tz).
Либо учащиеся начальной школы получают напечатанные диктанты, учитель их читает, а они должны обвести зелёным цветом букву b, которая читается, как [b], а синим b – как [p].
Учитель также может дать задание учащимся подчеркнуть те буквы, которые не читаются.
Вот пример небольшого диктанта, направленного на повторение материала, изученного в 3–4-х классах:
Das Zimmer ist klein. Das Fenster ist auch klein, aber breit. Die Tür ist braun. Die Wände sind grün. Links steht ein Bett. Rechts steht ein Schrank. In der Mitte stehen ein Tisch und zwei Stühle. Der Tisch ist rund. Dort steht eine Vase mit Blumen. Auf dem Fußboden liegt ein Teppich. Das Zimmer ist schön.
Учащимся после написания диктанта предлагается подчеркнуть буквосочетания ei, ie, st в словах, выделить все известные им окончания глаголов, выписать существительные во множественном числе и написать форму единственного числа с правильным артиклем. Если группа учащихся сильная, то им можно предложить составить текст по аналогии (либо на уроке, либо дома) и провести с одноклассником по парте взаимодиктант с заданиями после написания.
После того как диктант проверен учителем, учащиеся переводят диктант по цепочке, по предложению.
В средней школе задания после написания диктанта могут быть такими:
– выписать все местоимения (поставить их в дательный либо винительный падежи);
– выписать все глаголы (употребить их в изученной форме, проспрягать);
– выписать все прилагательные (распределить их по склонениям, образовать их степени сравнения, привести примеры словосочетаний с существительными).
– выписать все предлоги с существительными и указать падеж и т.д.
Имеется большое разнообразие диктантов, применяемых на уроках немецкого языка. Например, диктант «Спина к спине». С помощью этого диктанта учащиеся учатся друг с другом и друг у друга. Они делятся на пары. Каждая пара получает карточки с коротким текстом, в котором имеются пропуски. Тексты в паре одинаковые, но пропуски у них находятся в разных местах. Сидя друг к другу спина к спине, учащиеся читают текст вслух и заполняют пропуски. Проверку этого задания можно провести путем взаимоконтроля.
Вариацией этого диктанта может быть известный всем «диктант с пропусками» (Lückendiktat). Учитель раздаёт учащимся текст с диктантом, в котором имеются пробелы, диктует текст, ученики слушают, устраняют пробелы на слух. Проверять такой диктант может учитель, сами учащиеся по оригиналу текста либо друг у друга соседи по парте.
Для развития памяти и письменной речи я активно использую «Диктант в движении» (Laufdiktat). Работа над диктантом проходит в движении: один из учащихся – «бегун» (Läufer) (он запоминает и диктует текст), второй учащийся – «автор» (Autor). Он записывает услышанное. «Бегун» внимательно читает первое предложение либо абзац, старается его максимально правильно запомнить и, возвращаясь, диктует его автору. При этом он должен проверять написанное, исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, которые автор может допустить. Затем «бегун» вновь возвращается к тексту, запоминает часть его и бежит к «автору». Готовый текст ученики проверяют по оригиналу либо проверяет учитель. Преимуществом такого диктанта является высокая степень ответственности у учащихся, так как от одного зависит правильное запоминание текста и чёткое проговаривание всех букв, а от другого – правильное воспроизведение услышанного. Этот вид работы способствует развитию умения слушать и слышать, а также понимать речь напарника, сопереживать за его успех.
Диктант «Korrigiere den Lehrer!» направлен на развитие у учащихся внимания, зрительной памяти, т.к. у доски работает учитель, а учащиеся пишут в тетрадях. Суть диктанта состоит в том, что при работе у доски учитель сознательно допускает ошибки, а задача – учащихся увидеть эти ошибки, указать на них и объяснить. Ошибки могут быть в порядке слов в предложении, орфографические (по недавно выученной лексике), грамматические (например, в окончаниях глаголов или существительных, в употреблении степеней сравнения прилагательных, в местоимениях и т.д.). Как показала практика, учащимся нравится исправлять ошибки учителя, и они все активно включаются в работу.
Диктанты в обучении немецкому языку играют большую роль, но начинать писать их стоит с начальной школы, постепенно усложняя. Тогда учащиеся научатся слышать иноязычную речь, вырастет их грамотность и уровень владения языком.