Игра-путешествие «Моя Родина – Беларусь» для учащихся 2-го класса

- 11:59I СТУПЕНЬ, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Внеклассная работа, Начальная школа. Группа продленного дня

Мероприятие направлено на воспитание у младших школьников гражданственности и патриотизма, разрабатывалось для проведения в группе продленного дня.

Любовь ШУПЛЯКОВА,
воспитатель группы продленного дня
ГУО «Средняя школа № 25 г. Могилева»

 

 

Цель: воспитание у младших школьников гражданственности и патриотизма.

Задачи:

– содействовать формированию ценностного отношения к своей стране;
– расширять представления учащихся о Республике Беларусь;
– создавать условия для развития коммуникативных навыков младших школьников.

Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Беларуси, государственная символика – герб и флаг Республики Беларусь, флаги иностранных государств и флаг Республики Беларусь, карточки c буквами для игры «Города Беларуси», карточки с пословицами, мяч, простые карандаши, таблички с нумерацией команд, музыкальный центр.

Подготовительная работа:

1. Учащиеся по желанию разделены на три команды.

2. Дети вместе с родителями готовят сообщения по командам по следующим вопросам: 1-я команда выпускает стенгазету «Города Беларуси по алфавиту», 2-я команда – «Государственный герб Беларуси», 3-я команда – «Государственный флаг Беларуси».

3. Дети вместе с родителями дома готовили аистят с пожеланиями для всех белорусов.

 

1 Организационный момент

Перед началом мероприятия звучит песня в исполнении Ирины Дорофеевой «Беларусь сильная».
https://drivemusic.club/song/401892-irina-dorofeeva-belarus-silnaja.html

 

2 Вводная часть

– О чем эта песня? (О Беларуси.)

– Кто из вас запомнил припев этой песни? Напойте, пожалуйста.

– Сегодня мы совершим небольшое путешествие по родной земле – Беларуси, расширим представления о нашей стране и ее государственных символах.

 

3 Основная часть

Станция первая. «Роднае слова»

Игра «Переводчик»

– Я буду бросать кому-то из вас мяч, называть слова на русском языке, а вы должны этот мяч поймать, перевести слово на белорусский язык и бросить мяч обратно мне. 

Родина – Радзіма
язык – мова 
государство – дзяржава 
флаг – сцяг
друзья – сябры 
Отечество – Айчына
аист – бусел
родители – бацькі
цветы – кветкі
деревья – дрэвы
учитель – настаўнік

– Любовь к Родине присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни, пословицы, поговорки.

Игра «Пословицы»

– Сейчас каждая команда получит карточки с пословицами. Ваша задачасоединить с помощью простого карандаша стрелками начало и конец пословиц.

Хто працуе,

заўтра як знойдзеш.

Хочаш есці калачы –

той не сумуе

Сёння зробіш,

не сядзі на печы.

 

Станция вторая. «Беларусь – мая Радзіма»

Работа с картой Беларуси

– Где находится наша страна? (Учащиеся рассматривают карту мира и находят Беларусь).

– Беларусь находится в центре Европы. Она граничит с другими странами.

– Назовите соседей нашей страны.

Мяжуе з Польшчай, Украінай,
Расіяй, Латвіяй, Літвой.
Твой родны край, твая Айчына –
Жыцце твае і гонар твой.

 Рассмотрим территорию нашей страны на физической карте Беларуси.

– На что похожа территория нашей страны?  

– Сколько областных центров?

– Как называется столица Беларуси?

Игра «Города Беларуси»

– Первая команда приготовила стенгазету «Города Беларуси по алфавиту» и проведет игру. Буквы перевернуты и находятся вразброс. Команды вытягивают любую букву по очереди, на каждую выбранную букву подбирает название города. При затруднениях команды могут обращаться к стенгазете.

Г – Гродно, Гомель, Горки, Глубокое                        
О – Орша                                           
Р – Рогачев                       
О –  Осиповичи, Ошмяны, Островец                 
Д – Добруш, Дрибин, Дзержинск                     
А –  нет (Ашмяны)                                     

Б – Борисов, Бобруйск, Брест, Быхов
Е – Ельск
Л –  Лепель, Лида, Логойск
А – нет (Асіповічы)
Р – Речица
У  – Узда
С – Слоним, Слуцк
И – Ивацевичи, Иваново, Ивье

 

Физкульминутка для глаз

 

Станция третья. «Страна Символика»

– В каждой стране есть своя символика. Назовите ее. (Герб, флаг, гимн.)

– Рассмотрим государственный герб Республики Беларусь.

– Расскажите, что вы видите. Представьте, что вы смотрите в подзорную трубу. Начинайте со слов «Я вижу…».

– Я вижу колосья.

– Я вижу красную звезду.

– Я вижу кленовый листок – контур нашей республики.

– Я вижу красные цветки клевера.

– Я нашёл голубые цветки льна.

– Я вижу земной шар, который находится в середине.

– Я вижу лучи солнца.

– Я вижу красно-зелёную ленту внизу.

– Я вижу слова «Рэспубліка Беларусь».

– Вторая команда приготовила сообщения о государственном гербе Республики Беларусь. Давайте послушаем.

1-й ученик. Первое, на что мы обращаем внимание, – это золотой контур государственной границы Республики Беларусь в золотых лучах восходящего солнца. Контур страны находится в середине герба, образованного венком из колосьев, переплетенных с одной стороны розовыми цветками клевера, с другой – голубыми цветками льна.

2-й ученик. Венок (из роз, пальмовых листьев, лавра) издревле использовался народами как награда победителю и олицетворял победу. Вместе с тем, это символ памяти и нерасторжимой связи современников с предками. Венок, образованный из пучка жита, с древних времен имел священный смысл для всех славянских народов. До сегодняшнего дня многие жители наших деревень ставят в доме сноп или пучок колосьев нового урожая – как залог трудовой удачи в будущем.

3-й ученик. Клевер это символ связи с миром животных: лошадью, коровой, овцой, для которых он – лучший корм. Древние люди справедливо считали, что человек – часть всего мира живых существ, способный сохранить себе жизнь и обеспечить процветание только при условии сохранения и процветания остального животного мира.

4-й ученик. Лен – это хлопок Севера, прекрасный материал для одежды. Издавна из льна изготавливались красивые и прочные ткани. Лен – символ преобразующей мощи труда, знак добра и достатка. Ниже контура границ Республики Беларусь помещен земной шар с восходящим над ним солнцем и золотыми лучами.

5-й ученик. Земной шар – это знак того, что Республика Беларусь воспринимает народы Земли как равноправных друзей и партнеров. Единение Земли и Солнца – главный знак жизни. В древнейших мифах человечества запечатлена эта символика. Ее можно встретить на памятниках Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Китая.

6-й ученик. Пятиконечная звезда – символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов. В этом качестве красная звезда использовалась во времена существования Советского Союза. Одной из его республик была БССР.

7-й ученик. Герб обвит красно-зеленой лентой, на которой внизу сделана надпись золотого цвета – «Республика Беларусь». Каждый элемент герба содержит важные сведения о Беларуси и белорусском народе.

– Ребята, что мы можем увидеть на зданиях органов власти и ряда государственных учреждений? (Флаг Республики Беларусь.)

– Третья команда приготовила сообщения о государственном флаге Республики Беларусь. Послушаем ребят.

1-й ученик. Наш флаг имеет три цвета: красный, зеленый и белый. Красный цвет с древнейших времен служит знаком солнца, символизирует кровные узы, братство, борьбу за правое дело. Он означает высокое предназначение и победу. Одновременно это знак счастливой жизни.

2-й ученик. Зеленый цвет – это цвет природы, нашей кормилицы, нашей первоматери. Это цвет полей и лесов, которые издавна занимали основную часть территории нашей страны. Не только в теплых южных странах растут вечнозеленые растения. Их немало и у нас в лесах и болотах. Среди них – можжевельник, ель, сосна, различные мхи, травы. Зеленый цвет – цвет добра, роста, развития, благополучия и мира.

3-й ученик. Белый цвет – цвет свободы. В названии нашей страны отражено неугасимое стремление к свободе. Белый цвет – цвет нравственной чистоты и мудрости. И эти качества должны быть присущи настоящему сыну белорусской земли.

4-й ученик. Флаг Беларуси имеет еще одну важную деталь – орнамент красного цвета. Орнамент – это узор, состоящий из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Каждый элемент имеет свое значение. В древности орнамент использовали как графический способ заклинания высших божественных сил. С его помощью люди выражали просьбы и пожелания в те времена, когда не существовало письменности.

5-й ученик. Из многочисленных вариантов белорусского орнамента на Государственном флаге Республики Беларусь запечатлен фрагмент наиболее древнего и типичного орнамента. Работа принадлежит простой крестьянке Матрене Маркевич из деревни Костелище Сенненского уезда и была выполнена в 1917 году.

(https://www.sb.by/articles/vzoshedshee-solntse-matreny-markevich.html)

6-й ученик. Этот орнамент символизирует трудолюбие и трудовое мастерство. В центре орнамента – ромб с толстыми «крючками или «рогами», или «веслами», означающими вечность и движение. А сам ромб – это древнейшее изображение богини Земли и Плодородия. Это символ засеянного (непрозрачного, как говорили в старину) поля.

7-й ученик. Ромб поменьше – это тоже заклинания – «хлебы», то есть пища, которую нужно понимать как пищу для духа и пищу для тела. Вот такие премудрости выражает вышивка простой крестьянки, сохранившей для нас «послание» из далеких времен.

– Посмотрите на флаги, которые лежат у вас на парте. В разных странах они разные, но флаг нашей страны вы должны легко отличать от других. Найдите среди них флаг Беларуси и покажите его. Сколько цветов имеет белорусский флаг? (Три цвета – красный, зеленый и белый.)

– Когда в нашей стране празднуют день Государственного герба и Государственного флага? (Второе воскресенье мая.)

– Есть ли в Беларуси площадь государственного флага? (Да, в Минске. Самая молодая площадь, официально была открыта в 2013 году.)

– Какое главное музыкальное произведение страны мы слышим на торжественной линейке в День знаний, 1-го сентября? (Гимн Республики Беларусь – торжественная песня, символ государственного суверенитета).

– Назовите авторов Государственного гимна Республики Беларусь. (Композитор Н.Соколовский, поэты М.Климкович, В.Каризно.)

– Когда мы можем услышать гимн Республики Беларусь? (На Олимпийских играх в честь победителя, на торжественных мероприятиях.)

– Как нужно исполнять и слушать гимн? (Стоя. Этим мы выражаем уважение к Родине.)

https://president.gov.by/ru/gosudarstvo/simvolika/gimn

 

Физкультминутка под песню «Вместе мы большая сила»

 

Станция четвертая. «Художники»

– Я предлагаю вам на некоторое время стать художниками. Но рисовать вы будете не красками, а словами. Необходимо создать словесную картину нашей Родины. Каждое красивое слово надо объяснить. Подбираем слова по командам по очереди.

Синеокая (или синеглазая) (у нас много красивых рек, озер. В полях цветут синие васильки, лен.)
Зеленая (очень много лесов, лугов и полей.)
Лучшая (потому что это наша Родина.)
Дружелюбная (белорусы – народ дружелюбный и гостеприимный.)
Белая (белый – цвет добра и чистоты. Издавна белорусы любили одеваться в белые льняные одежды.)
Красивая (у нас красивые города, деревни, улицы, площади.)
Трудолюбивая (в Беларуси живут трудолюбивые люди, которые делают много необходимых вещей.)
Лесная (много лесов, боров, пущ.)
Мастеровая (в Беларуси очень много мастеров, которые вышивают, плетут из лозы, рисуют.)
Щедрая (белорусская земля очень щедра. Она дарит богатый урожай овощей и фруктов, ягод и грибов.)
Партизанская (в годы Великой Отечественной войны в белорусских лесах было много партизанских отрядов, которые сражались за Родину.)
Чудесная нас чудесные изделия из соломы, глины, деревянные игрушки.)

Во время работы звучит музыка
https://www.youtube.com/watch?v=FyrhgMWRhC8

 

Станция пятая. «Промышленность Беларуси»

– Отгадаете загадки, узнаете продукцию белорусских предприятий.

День и ночь шагают,
Устали не знают.
Ножницами стрелок
Время отрезают. (Часы.)

Отгадай скорей, дружок,
Что за снежный теремок
Бережет в жару для нас
Молоко, сметану, квас? (Холодильник.)      

Дом на ножках,
Посреди лукошко.
Засветится окно –
Появится кино. (Телевизор.)

Богатырь идет железный,
Но работник он полезный.
Тащит плуги за собой,
Разговор ведет с весной.
Едет конь стальной, рычит,
За собой плуг волочит. (Трактор.)

Не похож я на коня,
Но седло есть у меня.
Спицы есть…
Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду. (Велосипед.)

Что за чудо – синий дом!
И детишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином!
Дом по улице везет
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус.)

Он идет, волну сечет,
Из трубы зерно течет. (Комбайн.)

 

4 Подведение итогов

– Ребята, а сейчас расскажите о том, что нового и интересного вы узнали о Беларуси?

 

5 Рефлексия

Игра «Пажаданне ўсім беларусам»

– Дома с родителями вы готовили пожелания. Пусть аистята на своих крылышках унесут ваши пожелания всем белорусам. (Дети читают свои пожелания и прикрепляют к карте Беларуси аистят).

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий