Совершенствование умения анализировать и решать простые и составные задачи изученных видов; записывать решение составной задачи при помощи выражения, решать данные задачи разными способами, составлять обратные задачи, формировать вычислительные умения при решении текстовых задач.
Татьяна КРУКОВСКАЯ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область
Тема урока: «Задачи на нахождение числа по его доле. Решение задач изученных видов».
Урок математики № 55.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, объяснение, закрепление, самостоятельная работа.
Форма: фронтально-групповая, индивидуальная, дифференцированная.
Цель урока:
планируется, что к окончанию урока учащиеся
будут знать о способе составления и решения задач на нахождение числа по его доле, по принципу составления и решения обратных задач на нахождение доли числа;
будут уметь самостоятельно анализировать и решать составные задачи изученных видов.
Задачи урока
Обучающая:
– содействовать совершенствованию умения анализировать и решать простые и составные задачи изученных видов; записывать решение составной задачи при помощи выражения, решать данные задачи разными способами, составлять обратные задачи, формировать вычислительные умения при решении текстовых задач.
Развивающая:
– создать условия для развития навыка устного счёта, умения работать над анализом и решением задач по алгоритму; способствовать накоплению математической терминологии.
Воспитательная:
– содействовать положительной мотивации учебной деятельности, умению работать в коллективе, в парах и группах.
Оборудование: рабочая тетрадь, учебник «Математика, 3 класс», карточки со знаками «+» «–», «*» «:», наборы цифр, набор карточек «задачи – примеры», «Дробные отношения», «Геометрическая фигура», таблицы «Компоненты действий умножения и деления», «Правило о кратном сравнении», конверты с задачами, памятки с алгоритмами (правилами), стикеры, микрофоны, мультимедийная презентация, раздаточный материал, аудиозапись для релаксации.
Ход урока
1 Организационный этап
Создание положительного эмоционального настроения
– Ребята, к гостям, пожалуйста, повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь!
– Мы умные, мы внимательные, мы отлично учимся, всё у нас получится!
– Расскажите, пожалуйста, что нам необходимо, чтобы урок был успешным и результативным? Какие умения нам необходимы, для того чтобы всё получилось?
Работаем по схеме «Урок = Успех = Результат = Знания = Сотрудничество = Творчество = Внимание». (Учащиеся рассказывают о тех умениях, которые им пригодятся для успешной работы на уроке).
Формулировка темы и задач урока при помощи учащихся
– Кто поможет определить цель и задачи урока, ориентируясь на тему урока?
Учитель озвучивает тему урока. (Предполагаемые ответы учащихся: Мы продолжим составлять, анализировать и решать задачи на нахождение доли числа; развивать вычислительные навыки, математическую речь, решать примеры и задачи, изученных видов).
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Интересная наука,
Наша математика!
2 Этап проверки домашнего задания
УП, с. 109. Задача № 2; примеры № 1.
Задача. Валентин пробежал 80 м, а его младший брат – 1/8 часть этой дистанции. Сколько метров пробежал младший брат Валентина?
Задание учащемуся, который работал над объяснением решения задачи: устно составить и решить обратные данной задаче.
Проверка решения примеров: учащийся читает только ответы, остальные хлопают, если ответ верный.
Задание учащемуся, решить задачу по готовой краткой записи с геометрическим содержанием на доске.
Игровое упражнение «Свободный микрофон»
Учащиеся задают свои дополнительные вопросы.
3 Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению и закреплению учебного материала
Устный счет
– Математика важна,
Математика нужна,
Математика – наука,
Мыслить учит нас она!
Без устного счёта
Не ладится в мире
Ни одна работа.
Поэтому мы зря время не теряем,
На вопросы отвечаем.
Докажем это при помощи устного счёта.
Упражнение «Сосчитай-ка» по опорам «Собери ребят на зимнюю прогулку» (решить и записать выражения, прочитав математически грамотно разными способами, находя соответствие между значениями выражений).
– Что помогает вспомнить это упражнение? (Таблицу умножение и деления, мы развиваем математическую речь, вспоминаем о взаимосвязи действий сложения и вычитания, умножения и деления).
Работа в паре
Дети в паре хором зачитывают записанные в тетради равенства и неравенства.
Упражнение «Составь и реши» цепочку равенств на умножение и деление, неравенств на кратное сравнение с любым выражением.
5 * 6 = 30 30 > 5 в 6 раз
30 : 6 = 5 30 > 6 в 5 раз
30 : 5 = 6 6 < 30 в 5 раз
6 * 5 = 30 5 < 30 в 6 раз
– В чём поможет нам данное упражнение? (Выполнить проверку умножения и деления, решать и выполнять проверку решения задач, узнать во сколько одно число больше или меньше другого, находить долю числа и число по его доле).
Один учащийся работает у доски.
Игровое упражнение «Свободный микрофон»
Вопросы учащемуся, работающему у доски.
Упражнение «Молчанка»
– Ещё одно упражнение, которое поможет нам при выполнении решений устного счёта, – молчанка.
Учитель показывает на схему, задаёт вопросы, учащиеся при помощи карточек со знаками арифметических действий сигналят о выборе необходимого действия для решения задач и примеров: нахождение доли числа, числа по его доли, «больше на «+», меньше на «–», больше в «*», меньше в «:», кратная разница «:», геометрическая фигура – прямоугольник: периметр «+» и «*», площадь и периметр квадрата: «+», «*» и т. д.
4 Этап работы по теме урока. Усвоение и закрепление способов действий
Работа в тетради. Чистописание
Наблюдение за числами, установление закономерности и запись чисел:
42, 7, …, 81, 9, …, 15, 3, …, 24, 4, ….
Например:
1/7 от 42 = 6 (приводят свои примеры)
6 – это 1/7 от 42
Игра «Сколько»
По цепочке привести свои примеры на нахождение доли числа и числа по его доле.
Учащиеся вспоминают правило, рассказывают друг другу в парах правило и свои примеры.
Упражнение «Я знаю»
Проверка устного счёта (двое учащихся – у доски, остальные – самостоятельно задают вопросы по очереди).
Проверка результатов (10 ответов).
Физкультминутка
Работа с тренажёрами
По цепочке записать 10 примеров, прочитав и решив математически грамотно.
Учащийся решает и записывает примеры на доске по наглядности «ёлочка».
Упражнение «Свободный микрофон»
Проверка учащегося, работавшего у доски. Учащиеся с помощью микрофона задают вопросы по решению примеров. Учитель даёт установку: внимательно слушать ответы и объяснение учащегося.
Упражнение «Решите задачу и составьте обратную данной»
Один ученик решает задачу на нахождение доли числа на доске.
Упражнение «Прятки» (при помощи карточки с вопросительным знаком)
Ученик составляет задачу, обратную данной, и записывает решение.
Учитель даёт установку: внимательно послушать, подумать и объяснить, чем является обратная задача на умножение.
Вывод: данная задача является задачей на нахождение числа (целого) по его доле, выполняется обратным действием – умножением.
5 Этап проверки понимания учащимися способов действий, изученного ранее материала
– Для закрепления решим задачу в рамке на с. 110.
УП, с. 110, задача в рамке (решается устно).
Упражнение «Исследователи»
По алгоритму работаем со всем классом по разбору задачи, анализа условия, записи решения: задача № 1, с. 110.
– Работаем над решением задачи. Какие числа есть в задаче? Чем являются числа? Что необходимо сделать, чтобы найти число по его доле (целое)?
Учащийся работает у доски. Записывает числа на чертеже, объясняет решение.
? (40) 1/5 доля
_____________
? (8)
– По выбору: устно предлагаю придумать аналогичную задачу со своими числами (№ 1)
Дополнительный вопрос: выполним проверку (Решением какой задачи будет являться проверка?).
Упражнение «Ты мне – я тебе»
В парах зачитывается правило о нахождении числа по его доле. Делается вывод.
Упражнение «Молчанка» (работа по вариантам)
1-й вариант
Покажите знак («*» или «:»), при помощи какого действия будем выполнять решение задачи № 2 на с. 110. (Дети показывают арифметический знак на карточках «:». Вывод: чтобы найти долю числа, нужно число разделить на количество всех долей).
Решение задачи записывается в тетрадь самостоятельно.
2-й вариант
№ 5 – «*». (Вывод: необходимо найти общее количество игрушек).
На доске двое учащиеся работают самостоятельно. Получают дополнительное задание – индивидуальные карточки.
Задание: устно сформулировать вопрос обратной задачи (№ 2). (Сколько всего гвоздик в букете? Вывод: решается обратным действием – умножением).
Что общего в задачах на нахождение числа по его доле (№ 1) и в задаче № 5? (Эти задачи решаются умножением, на нахождение целого, общего количества предметов, самого большого числа, находим, сколько всего предметов).
Упражнение «Кто быстрее»
Устно решить примеры, молниеносно дать ответы.
Примеры № 4, с. 110 (устно для мальчиков)
1/4 часа = 15 мин 1/2 дм = 5 см 1/5 м = 20 см
Задание по наглядности на доске (для девочек)
¼ = 7, 16, 23 от ? числа
Упражнение «Рассуждаю и доказываю»
Задача № 8, с. 111.
– Заполним условие задачи числовыми данными.
По опоре работает учащийся: анализирует и записывает решение выражением и по действиям по опоре «Пиши – стирай».
За доской работает учащийся: запись решения задачи выражением.
6 Этап обобщения, систематизации, закрепления знаний
Упражнение «Знатоки» или “Составь и реши самостоятельно” Организована работа в группах по решению задач.
1-я группа – “Умники” – решить геометрическую задачу.
2-я группа – “Эрудиты” – решить простую и составить обратные ей задачи.
3-я группа – ”Исследователи” – составить свои задачи по выражению.
4-я группа – “Почемучки” – составить и решить свою задачу так, чтобы она решалась разными способами.
5-я группа –“Эксперты” – решить задачу под “вопросиком” на с. 111 и составить аналогичную.
Работает “Свободный микрофон”, подводятся итоги работы в группах. Оценивание. (По пазлам зачитывается детьми те качества, которые помогли работе в группе: сотрудничество, взаимовыручка, взаимопомощь, смекалка, внимательность, логика, рассудительность и т.д. )
7 Этап информирования о домашнем задании
УП. Задача № 2, примеры № 1, с. 111.
8 Подведение итогов урока. Рефлексия
– Что мы выполняли на уроке? Какие задачи решали? Что запомнилось? Кого вы хотели бы поблагодарить за урок?
Упражнение «Данетки» или «Полоса»
– Мы решали простые задачи? (Нет.)
– Мы решали задачи на нахождение числа по его доле? (Да.)
– Вам было сложно составлять и решать эти задачи? (Нет.)
– Мы достигли цели и задачи, поставленные в начале урока? (Да.)
– Урок был полезный, результативный, успешный? (Да.)
– Мы молодцы? (Да.)
– Какой вывод сделаем? (Математика важна…)
Оценивание учащихся по шкале «Успеха», «Ёлочке». Вручаются ёлочные игрушки с пожеланиями учащимся.