Как сделать урок интересным, увлекательным и запоминающимся для учащихся начальной школы? Автор предлагает пример такого урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3-ем классе.
Татьяна ПЧЕЛЬНИК,
учитель начальных классов
ГУО «Озёрковская средняя школа»
Мостовского района,
Гродненская область
Тема: Обобщающий урок «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Цели:
– систематизировать, закрепить и обобщить знания учащихся о произведениях раздела и их авторах, обобщить читательские представления учащихся о литературной сказке и её особенностях, о писателях-сказочниках;
– развивать мышление, внимание, память, устную речь;
– прививать интерес к чтению сказок, эмоциональную отзывчивость, развивать представления учащихся о хороших качествах характера.
Оборудование: портреты писателей, иллюстрации к сказкам, карточки с заданиями, карточки с иллюстрациями к фрагментам сказки «Палочка-выручалочка», видео с физминуткой, «минусовка» песни «В гостях у сказки», презентация к уроку.
Ход урока
I Организационный момент
– Долгожданный дан звонок, начинается урок! Повторяйте за мной.
Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные! Мы – старательные!
Мы – отлично учимся! Всё у нас получится!
– Очень рада, что вы к уроку готовы. С каким настроением вы пришли на урок? Я рада, что у всех хорошее настроение. Это поможет нам справиться со всеми задачами урока.
II Целеполагание. Сообщение темы и цели
На фоне мелодии «В гостях у сказки» учитель читает стихотворение.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке всё бывает честно:
И начало, и конец.
А кто любит сказку –
Тот, конечно, – молодец!
– Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Ответы учащихся)
– А почему же вы так думаете? (Ответы учащихся)
– Давайте вспомним название раздела, над которым мы работали: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
– Мы с вами закончили изучение раздела, и сегодня у нас обобщающий урок. А это значит, что мы с вами, что будем делать? (Ответы учащихся)
– Сегодня мы проверим ваши знания по теме, выберем лучшего знатока изученного раздела. За правильные ответы вы будете получать фишки. Вы готовы побороться за звание лучшего знатока сказок? Тогда начинаем.
III Обобщение изученного материала
1 Станция «Разминка»
– Что такое сказка? (Произведение устного народного творчества с вымышленными героями и событиями.)
– Какие бывают сказки? (Народные, литературные; волшебные, бытовые, животных.)
– Какие сказки мы называем народными? (Сказки, которые придумал и сочинил народ.)
– Какие сказки мы называем литературными? (Художественное произведение, созданное писателем.)
– В каких сказках героям помогают волшебные предметы? (В волшебных.)
– В каких сказках героями чаще всего являются бедный крестьянин, работник, солдат? Они рассказывают о жизни людей. (В бытовых.)
– Чем сказка отличается от других произведений? (Шуточный рассказ – присказка, зачин, повторы, сказочные слова и выражения, концовка.)
– Что такое зачин? (Начало.)
– Какая главная особенность сказок? (Добро побеждает зло.)
– Молодцы, хорошо справились с заданием! Кто может себя похвалить за разминку? Поднимите руки.
– Мы с вами обобщаем наши знания по литературным сказкам. Литературные сказки создают писатели. Давайте вспомним наших авторов и отправимся на следующий этап под названием «Угадай портрет».
2 Станция «Угадай портрет»
Детям необходимо узнать автора по портрету. Учитель показывает портреты, а учащиеся вспоминают.
– Мы знакомились с творчеством этих великих людей. А давайте попробуем вспомнить что-нибудь интересное о писателях?
– Я предлагаю вам попробовать вспомнить по небольшому описанию, о ком из авторов идёт речь. Выберите себе карточку. Прочитайте и вспомните автора.
Карточки с описаниями
Великий русский поэт, родился в Москве. Рос под присмотром своей няни Арины Родионовны. Любил слушать сказки, а потом сам их начал писать. |
Немецкие учёные-филологи, которые собирали сказки по всей Германии. У них в сборнике более двухсот сказок. |
Датский писатель. Родился в городе Оденсе (Дания). С детства любил сочинять занимательные истории. Например, о том, как снимают с неба и чистят все звёздочки. |
Известный детский писатель. Родился в Перми. Прежде чем стать писателем, он освоил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное, токарное. Герои его книг – взрослые люди, мастера своих профессий. |
Известный детский писатель, художник-иллюстратор, создатель мультфильмов. Написал более 40 сценариев мультфильмов. Весёлые, добрые книжки автора знакомы детям всего мира. |
Английский писатель, родился в Индии. Много путешествовал по странам Азии и Африки. Его лучшие книги посвящены животным, их дружбе с человеком. |
– Перед нами действительно великие писатели и поэты, которые подарили нам незабываемые произведения.
3 Станция “Зоркий глаз”
– А мы идём дальше. Давайте вспомним названия наших произведений.
– Перед вами лист с названиями, прочитайте их внимательно. Найдите ошибки в названиях произведений. Работать мы будем в парах.
Карточки с названиями
«Сказка о рыбаке и рыбке» |
«Семь сорок» |
«Шестеро из одного стручка» |
«Семьсот семьдесят семь профессий» |
«Палочка – выручалочка» |
«Гадкий гусёнок» |
«Рикки-Тикки-Туви» |
– Молодцы, хорошо справились с заданием.
4 Физминутка
5 Станция “Угадайка”
– Следующий наш этап называется “Угадайка”. Давайте откроем учебники на странице 109 и попробуем узнать сказку и её героя.
– Молодцы! Вам понравилось угадывать сказки по отрывкам? Давайте продолжим!
Карточки с отрывками из сказок
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, Со мною, дворянкой столбовою» («Сказка о рыбаке и рыбке», старуха) |
«Кто это ел из моей тарелочки? Кто пил из моего кубочка? Никак человечьи уста?» («Семь воронов», вороны) |
«Как я славно раздобрела! Право, я скоро лопну, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна из них. Я самая замечательная из всех пяти!» («Пятеро из одного стручка», четвёртая горошина) |
«Лес, Ваня, семьсот семьдесят семь лесных мастеров знает. Вот и увидишь, каким тебе мастером быть». («Семьсот семьдесят семь мастеров», отец) |
«Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами!» («Палочка-выручалочка, волк) |
«Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть. Но пусть. Лучше погибнуть от их ударов…» («Гадкий утёнок») |
«Если в доме не останется людей, он тоже уйдёт оттуда и сад опять будет наш». («Рикки — Тикки-Тави», Нагайна) |
Жадность никогда и ни к чему хорошему не приводит. Нужно иметь собственное мнение и не идти на поводу у других людей. |
«Здравствуй, грозная царица! Ну, теперь твоя душенька довольна?» («Сказка о рыбаке и рыбке», старик) |
«Если не будет с тобой костылька – не разомкнуть тебе Стеклянной горы, где заточены твои братья» («Семь воронов», утренняя звезда.) |
– Дома, вы придумывали загадки о понравившихся сказках. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Учащиеся читают подготовленные загадки).
– Молодцы, все справились с заданием.
6 Станция «Зачин»
– Ребята, вспомните, что такое зачин. Верно, зачин – это начало сказки. Узнайте сказку по ее началу.
Жил старик со своею старухой У самого синего моря… |
«Сказка о рыбаке и рыбке», Пушкин |
Было у одного человека семеро сыновей и ни одной дочки. | «Семь воронов», Братья Гримм |
В стручке сидело пять горошин. | «Пятеро из одного стручка», Андерсен |
На лесной опушке в небольшой деревушке жил Ваня. | «Семьсот семьдесят семь мастеров», Пермяк |
Шёл ёжик домой. | «Палочка – выручалочка», Сутеев |
Хорошо было за городом! Стояло лето. | «Гадкий утёнок», Андерсен |
Рикки-Тикки-Тави был мангуст. | «Рикки-Тикки – Тави», Киплинг |
7 Станция «Угадай сказку»
– Следующий этап – «Угадай сказку». Вам нужно будет назвать, из какой сказки рисунок, какой эпизод изображён на картинке. Затем вы соберете пазл к двум сказкам, а остальные – по картинкам на компьютере.
Рисунки ко всем сказкам
8 Станция «Кто это?»
– В начале урока мы с вами говорили о главной особенности сказок: добро побеждает зло. В сказках всегда есть положительные и отрицательные герои. Они помогают нам понять, как мы с вами должны поступать, а что делать нельзя. У них всегда есть чему поучиться. Попробуйте по описанию узнать героя.
Смелый, отважный, бесстрашный – Рикки-Тикки-Тави.
Мудрый, добрый, смелый – Ёжик.
Жадная, злая, неблагодарная – Старуха.
Добрый, мечтательный, одинокий – Гадкий утёнок.
Хвастун, беззаботный, легкомысленный – Заяц.
Умная, справедливая, терпеливая – Золотая рыбка.
Хитрый, злой, сильный – Наг.
Глупая, наивная, легкомысленная – Горошина.
– Какие качества вы бы хотели развить в себе, на примере героев сказок? На кого хотели бы быть похожи и почему?
9 Станция «Палочка-выручалочка»
– Давайте с вами вспомним сказку «Палочка-выручалочка» и составим план сказки по картинкам и названию.
1. Друзья в пути. 2. Необычная простая находка. 3. Палочка-скакалочка. 4. Палочка-вытягалочка. |
5. Палочка-поднималочка. 6. Палочка-ударялочка. 7. Подъём в гору. 8. Необычный подарок Зайцу. |
– Соедините вместе картинки и надписи.
10 Станция «Конечная. Добрым молодцам урок»
– Давайте вспомним название нашего раздела. («Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».)
– Какие уроки нам дали пройденные сказки? Чему они нас научили?
IV Подведение итогов. Рефлексия
– Мы справились со всеми заданиями, а теперь нам нужно узнать, кто же стал лучшим знатоком нашего раздела. Посчитайте фишки.
Подведение итогов соревнования. Вручение грамоты победителю. Выставление отметок.
– Ребята, скажите, а как вы работали сегодня на уроке? Если хорошо, то похлопайте в ладоши. Если не очень старались, то потопайте.
– За что вы можете себя сегодня похвалить?
– Закончить наш урок хочется словами:
Как хорошо уметь читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки.