Антинаркотическая площадка «Равный обучает равного или От подростка к подростку» как средство выработки негативного отношения к употреблению наркотических средств и их аналогов

- 15:32Воспитательная работа

Цель проекта: продолжить внедрение и реализацию принципа равного обучения в систему работы учреждений образования района с подростками по предупреждению и профилактике проявлений рискованного поведения, в том числе выработки негативного отношения к употреблению наркотических средств и их аналогов.

 

Александра АЛЕКСАНДРЁНОК,
заместитель председателя КДН
администрации Октябрьского района г. Витебска
admoctkdn@vitebskgik.by

 

В современном обществе серьезную озабоченность вызывают проблемы, связанные с проявлением рискованного поведения детей и молодежи, выражающиеся в их приобщении к никотину, алкоголю, наркотикам, в ранних половых контактах, суицидальном поведении, следствием чего нередко является алкоголизм, наркомания, правонарушения, беременность несовершеннолетних, заражение ИППП, ВИЧ-инфекцией.

При проведении анкетирования выявлено, что подростки, при появлении каких-то сложностей в жизни, за советом и поддержкой обращаются к сверстникам. В подростково-молодежном возрасте проявляется стремление к солидаризации, к групповому объединению. Немаловажно и то, что молодые люди общаются друг с другом открыто, свободно и непринужденно, на одном языке, что делает поступающую от сверстника к сверстнику информацию более доступной и принимаемой. Следовательно, в среде учащихся через специально подготовленных сверстников можно распространять жизненно важные знания, модели поведения, способствовать присвоению ими нравственных норм.

Современная социально-культурная ситуация предъявляет высокие требования и к формированию личности обучающихся: обладать духовно-нравственной культурой, социальной активностью, быть конкурентоспособным и мобильным, обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности, подразумевающей «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми».

Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей, она обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Это способствует повышению готовности молодых людей, особенно подростков, жить в сложном полиэтническом и поликультурном пространстве, приобретению умения разрешать конфликты, сообща принимать решения, договариваться в позитивном ключе, что минимизирует факторы, влияющие на рост преступности и саморазрушающего поведения.

Наиболее эффективным механизмом формирования и развития коммуникативной компетентности, лидерских качеств, активной гражданской позиции, формирования навыков здорового образа жизни обучающихся является принцип равного обучения. Он хорошо известен в мире и получил широкое распространение в практике решения проблем, связанных с профилактикой ВИЧ-инфекции. Обучение по этому принципу соответствует приоритетам современного образования, отраженным в законодательных и нормативных актах нашей страны.

Учащиеся, прошедшие специальную подготовку по принципу равного обучения, могут проводить со сверстниками внеурочные занятия, содействующие формированию культуры здорового образа жизни, нравственных качеств, норм безопасного и ответственного поведения и др.

Цель проекта: продолжить внедрение и реализацию принципа равного обучения в систему работы учреждений образования района с подростками по предупреждению и профилактике проявлений рискованного поведения, в том числе выработки негативного отношения к употреблению наркотических средств и их аналогов.

Задачи проекта:

– внедрить и усовершенствовать с учетом специфики учреждений образования принцип равного обучения для работы с подростками Октябрьского района г. Витебска по предупреждению и профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних;
– создать условия для действенной пропаганды ценностей здорового образа жизни, стойкого негативного отношения к употреблению наркотических средств и их аналогов, осознания необходимости ответственного поведения;
– содействовать получению необходимых знаний и навыков для формирования лидерских и коммуникативных качеств у подростков и учащейся молодежи, выступающих в роли волонтеров-инструкторов;
– организовать содержательный досуг несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (далее – ИПР), комплексная реабилитация (далее – КР);
– содействовать повышению нравственного потенциала в подростково-молодежной среде и формированию культуры поведения.

Новизна проекта заключается:

– в создании антинаркотической площадки для молодежи, важным компонентом которой является привлечение волонтеров (учащихся с которыми проводится ИПР, КР к работе со сверстниками;
– в разработке и внедрении активных, интерактивных, коллективных творческих, проектных и игровых методов, волонтерской и иной социально значимой деятельности, равного обучения, способствующих формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений;
– в разработке методических рекомендаций и материалов по внедрению принципа «Равный обучает равного» в работе с подростками по предупреждению и профилактике проявлений рискованного поведения на уровне педагогического опыта района.

В рамках концепции под обучением по принципу равного обучения понимается обучение, направленное на формирование у учащихся (с учетом (гендерного подхода) культуры здорового образа жизни, ответственного поведения и отношения к собственному здоровью, выработка стойкого негативного отношения к наркомании.

 

Структура и содержание внедряемого проекта по принципу равного обучения (антинаркотическая площадка)

Подход «Равный обучает равного или От подростка к подростку» – специально организованная система деятельности, которая обеспечивает передачу достоверной социально значимой информации через доверительное общение на равных подготовленных волонтеров-инструкторов со сверстниками – обучающимися (детьми, подростками, молодыми людьми).

Теоретическое обоснование необходимости реализации подхода в образовании связано с переходом от цели – «формирование определенного набора знаний» к более значимой цели – «формирование конструктивного типа поведения и коммуникации» на основе социальных установок, сформированных в результате общения с авторитетными сверстниками.

Включение сверстника в структуру воспитательного взаимодействия обосновано особенностями детского, подросткового и молодежного общения, в котором мнение авторитетных сверстников становится более значимым, чем мнение социализирующих взрослых. Роль сверстника не тождественна роли педагога: он не обучает и не воспитывает, а передает знания, позитивный опыт, переживания и свое отношение, сформированные на основе знаний. Эффективность воздействия здесь определяется совпадением модели социальной действительности у волонтера-инструктора и учащегося, включенного в общение с ним. В соответствии с двухуровневой теорией коммуникации наибольшее доверие у учащихся вызовет та информация, которая обсуждена, а не та, которая воспринята непосредственно от источника – педагога, родителей, средств массовой информации, специалистов. Как правило, она обсуждается с лидерами детских и молодежных групп, которые не только воспроизводят информацию, но привлекают внимание к сообщениям, дают им соответствующую оценку. Таким образом, данный подход способствует формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся в процессе общения со сверстниками, стойкого негативного отношения к различным наркотическим средствам и в целом противоправному поведению.

Основные принципы деятельности – развития, непрерывности, доступности, самоорганизации, самоуправления, сотрудничества.

Организация волонтёрской деятельности по принципу равного обучения состоит из пяти основных этапов:

– планирование деятельности;
– привлечение (набор) волонтеров (учащихся, с которыми проводится ИПР, КР);
– обучение;
– стажировка (выезды в учреждения района);
– сопровождение.

Работа на каждом этапе предполагает свою технологию. В учреждении созданы алгоритмы реализации этих этапов.

К примеру, технология подготовки волонтеров включает в себя:

организационный этап (семинар для учащихся, с которыми проводится ИПР, КР, выявление активистов) и его результат – создание групп волонтеров, работающих по разным направлениям;

обучение (занятия в группах равного обучения с куратором (заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних администрации Октябрьского района г. Витебска, начальник отдела по воспитательной работе c молодежью филиал УО «Белорусский государственный технологический университет» «Витебский государственный технологический колледж») для волонтеров I уровня; его результат – привлечение каждым волонтером 2–5 человек к волонтерской деятельности;

 стажировку (посещение учреждений образования района, проведение занятий волонтерами со сверстниками, отбор и обучение волонтеров II уровня и привлечение их к деятельности); его результат – приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия, полезная занятость;

контрольно-аналитический этап – подведение итогов волонтерской деятельности – поощрение наиболее активных участников волонтерского движения; результат – выпускник учреждения – волонтер – человек с принятыми духовно-нравственными ценностями, с активной гражданской позицией.

 

Организационный этап

Выявление активистов с помощью анкетирования, акцент на учащихся, с которыми проводится ИПР, КР

Семинар

Информация о волонтерском движении

Моделирование и проигрывание ситуаций

Результат: создание групп волонтеров, работающих по разным направлениям

 

Обучение для волонтеров I уровня
(занятия в группах «Равный обучает равного», с куратором)

Работа с информацией

Участие:

– в мини-тренингах;

– проведении анкетирования;

– в акциях, мероприятиях;

– в планировании мероприятий;

– подборе материалов для выпуска информационных брошюр, буклетов

Активная социальная

позиция

Участие:

– в краеведческой

деятельности;

– социальных акциях и мероприятиях;

– совместных

мероприятиях с

общественными

объединениями, в том

числе и ОО «БРСМ»

Позитивная социальная

деятельность:

– подготовка сценариев;

– репетиции;

– оказание помощи в 

проведении досуговых

мероприятий

Результат: привлечение каждым волонтером 4–5 чел. к волонтерской деятельности, организация полезной занятости

 

Стажировка

(практическая волонтерская деятельность)

Отбор и обучение волонтеров II уровня и привлечение их к деятельности

Осуществление супервизии кураторами

Работа с информацией

Проведение:

– мини-тренингов;

– акций мероприятий;

– самостоятельная разработка мероприятий

– выпуск информационных буклетов, брошюр;

 – анализ анкетирования

Активная социальная

позиция

Проведение:

– краеведческой работы;

– социальных мероприятий и акций;

– совместных мероприятий с общественными объединениями и организациями

Позитивная социальная

деятельность:

– написание сценариев;

– проведение репетиций;

– организация досуговых мероприятий

Результат – приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия

       

 

Контрольно-аналитический этап

Подведение итогов волонтерской деятельности по направлению равного обучения.

Поощрение наиболее активных участников волонтерского движения

Результат: выпускник учреждения – волонтер – человек с принятыми духовно-нравственными ценностями, с активной гражданской позицией, уменьшение «группы риска»

 

Принцип равного обучения стал эффективным способом формирования ценностей молодёжной культуры, направленной на неприятия социально опасных привычек, ориентации на здоровый образ жизни, сознательный отказ от потребления алкоголя и наркотических веществ. Поэтому основной целью волонтёрской работы по направлению равного обучения учащихся Октябрьского района г. Витебска в современных условиях является пропаганда здорового образа жизни и профилактика аддиктивного и рискованного поведения среди учащихся путем формирования социальной компетентности (ценностные ориентации, культура, традиции), правовой грамотности и жизненной успешности всех участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты

При реализации проекта у подростков будет происходить формирование и развитие гуманистических ценностей, изменение психологических качеств, мотивация на участие в общественно-полезной деятельности, утверждаться отношение к себе и к окружающим людям. Кроме того, это способствует усвоению социально-нравственных норм, знаний, формированию социального опыта, а также овладению технологией, приёмами и формами организации волонтёрской деятельности (организаторские навыки) и решает вопрос организации свободного времени подростка вне семьи и учебного заведения.

База реализации: филиал УО «Белорусский государственный технологический университет» «Витебский государственный технологический колледж».

 

Календарный план

реализации проекта «Равный обучает равного или от подростка к подростку» (антинаркотическая площадка) на 2023/2024 учебный год

 

Содержание работы

Сроки

1

Торжественное открытие проекта

До 30.09.2023

2

Формирование творческой команды по организационной и научно-методической поддержке проекта

Сентябрь 2023

3

Освещение хода работы по проекту на сайте учреждения образования, телеграм-канале района

Сентябрь 2023– июнь 2024

4

Расширение сети партнерских контактов с государственными учреждениями, детскими и молодежными общественными объединениями в рамках реализации творческой деятельности

Сентябрь 2023– май 2024

5

Создание электронной библиотеки и информационных ресурсов для педагогов и учащихся по теме проекта

Сентябрь 2023– май 2024

6

Проведение обучающих занятий для волонтеров-инструкторов

Октябрь 2023,
Январь 2024,
Март 2024

7

Деятельность волонтёров-инструкторов равного обучения посредством проведения тренингов, акций, флешмобов по формированию у учащихся навыков конструктивного общения с окружающими

По отдельному плану

8

Презентация результатов работы с обучающимися

Май 2024

9

Подготовка справки по результатам работы антинаркотической площадки в 2023/2024 учебном году

Май 2024

 

План-график проведения занятий по направлению равного обучения на учебный год

 

Занятия с волонтёрами

Учреждения, в которых планируется провести занятия волонтёрами-инструкторами

Занятие 1.
«Понятие здорового образа жизни. Ценность здоровья в жизни человека»

УО «Витебский государственный индустриальный колледж»
УО «Витебский государственный технический колледж»

Занятие 2.
«Формирование гендерной культуры молодых людей»

ГУО «Гимназия № 1 г. Витебска им. Ж.И.Алфёрова»
ГУО «Средняя школа № 29 г. Витебска им. В.В.Пименова»
ГУО «Средняя школа № 44 г. Витебска»

Занятие 3.
«Предупреждение приобщения молодежи к употреблению психоактивных, наркотических веществ»

Филиал УО «Белорусский государственный технологический университет» «Витебский государственный технологический колледж»
УО «Витебский государственный колледж легкой промышленности и технологий»
ГУО «Средняя школа № 29 г. Витебска им. В.В.Пименова»

Занятие 4.
«Профилактика насилия в молодежной среде»

ГУО «Средняя школа № 3 г. Витебска им. Л.Н.Белицкого»
ГУО «Средняя школа № 4 г. Витебска»
ГУО «Средняя школа № 5 г. Витебска им. Г.И. Богомазова»

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий