Цель проекта: продолжить внедрение и реализацию принципа равного обучения в систему работы учреждений образования района с подростками по предупреждению и профилактике проявлений рискованного поведения, в том числе выработки негативного отношения к употреблению наркотических средств и их аналогов.
Александра АЛЕКСАНДРЁНОК,
заместитель председателя КДН
администрации Октябрьского района г. Витебска
admoctkdn@vitebskgik.by
В современном обществе серьезную озабоченность вызывают проблемы, связанные с проявлением рискованного поведения детей и молодежи, выражающиеся в их приобщении к никотину, алкоголю, наркотикам, в ранних половых контактах, суицидальном поведении, следствием чего нередко является алкоголизм, наркомания, правонарушения, беременность несовершеннолетних, заражение ИППП, ВИЧ-инфекцией.
При проведении анкетирования выявлено, что подростки, при появлении каких-то сложностей в жизни, за советом и поддержкой обращаются к сверстникам. В подростково-молодежном возрасте проявляется стремление к солидаризации, к групповому объединению. Немаловажно и то, что молодые люди общаются друг с другом открыто, свободно и непринужденно, на одном языке, что делает поступающую от сверстника к сверстнику информацию более доступной и принимаемой. Следовательно, в среде учащихся через специально подготовленных сверстников можно распространять жизненно важные знания, модели поведения, способствовать присвоению ими нравственных норм.
Современная социально-культурная ситуация предъявляет высокие требования и к формированию личности обучающихся: обладать духовно-нравственной культурой, социальной активностью, быть конкурентоспособным и мобильным, обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности, подразумевающей «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми».
Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей, она обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Это способствует повышению готовности молодых людей, особенно подростков, жить в сложном полиэтническом и поликультурном пространстве, приобретению умения разрешать конфликты, сообща принимать решения, договариваться в позитивном ключе, что минимизирует факторы, влияющие на рост преступности и саморазрушающего поведения.
Наиболее эффективным механизмом формирования и развития коммуникативной компетентности, лидерских качеств, активной гражданской позиции, формирования навыков здорового образа жизни обучающихся является принцип равного обучения. Он хорошо известен в мире и получил широкое распространение в практике решения проблем, связанных с профилактикой ВИЧ-инфекции. Обучение по этому принципу соответствует приоритетам современного образования, отраженным в законодательных и нормативных актах нашей страны.
Учащиеся, прошедшие специальную подготовку по принципу равного обучения, могут проводить со сверстниками внеурочные занятия, содействующие формированию культуры здорового образа жизни, нравственных качеств, норм безопасного и ответственного поведения и др.
Цель проекта: продолжить внедрение и реализацию принципа равного обучения в систему работы учреждений образования района с подростками по предупреждению и профилактике проявлений рискованного поведения, в том числе выработки негативного отношения к употреблению наркотических средств и их аналогов.
Задачи проекта:
– внедрить и усовершенствовать с учетом специфики учреждений образования принцип равного обучения для работы с подростками Октябрьского района г. Витебска по предупреждению и профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних;
– создать условия для действенной пропаганды ценностей здорового образа жизни, стойкого негативного отношения к употреблению наркотических средств и их аналогов, осознания необходимости ответственного поведения;
– содействовать получению необходимых знаний и навыков для формирования лидерских и коммуникативных качеств у подростков и учащейся молодежи, выступающих в роли волонтеров-инструкторов;
– организовать содержательный досуг несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (далее – ИПР), комплексная реабилитация (далее – КР);
– содействовать повышению нравственного потенциала в подростково-молодежной среде и формированию культуры поведения.
Новизна проекта заключается:
– в создании антинаркотической площадки для молодежи, важным компонентом которой является привлечение волонтеров (учащихся с которыми проводится ИПР, КР к работе со сверстниками;
– в разработке и внедрении активных, интерактивных, коллективных творческих, проектных и игровых методов, волонтерской и иной социально значимой деятельности, равного обучения, способствующих формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений;
– в разработке методических рекомендаций и материалов по внедрению принципа «Равный обучает равного» в работе с подростками по предупреждению и профилактике проявлений рискованного поведения на уровне педагогического опыта района.
В рамках концепции под обучением по принципу равного обучения понимается обучение, направленное на формирование у учащихся (с учетом (гендерного подхода) культуры здорового образа жизни, ответственного поведения и отношения к собственному здоровью, выработка стойкого негативного отношения к наркомании.
Структура и содержание внедряемого проекта по принципу равного обучения (антинаркотическая площадка)
Подход «Равный обучает равного или От подростка к подростку» – специально организованная система деятельности, которая обеспечивает передачу достоверной социально значимой информации через доверительное общение на равных подготовленных волонтеров-инструкторов со сверстниками – обучающимися (детьми, подростками, молодыми людьми).
Теоретическое обоснование необходимости реализации подхода в образовании связано с переходом от цели – «формирование определенного набора знаний» к более значимой цели – «формирование конструктивного типа поведения и коммуникации» на основе социальных установок, сформированных в результате общения с авторитетными сверстниками.
Включение сверстника в структуру воспитательного взаимодействия обосновано особенностями детского, подросткового и молодежного общения, в котором мнение авторитетных сверстников становится более значимым, чем мнение социализирующих взрослых. Роль сверстника не тождественна роли педагога: он не обучает и не воспитывает, а передает знания, позитивный опыт, переживания и свое отношение, сформированные на основе знаний. Эффективность воздействия здесь определяется совпадением модели социальной действительности у волонтера-инструктора и учащегося, включенного в общение с ним. В соответствии с двухуровневой теорией коммуникации наибольшее доверие у учащихся вызовет та информация, которая обсуждена, а не та, которая воспринята непосредственно от источника – педагога, родителей, средств массовой информации, специалистов. Как правило, она обсуждается с лидерами детских и молодежных групп, которые не только воспроизводят информацию, но привлекают внимание к сообщениям, дают им соответствующую оценку. Таким образом, данный подход способствует формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся в процессе общения со сверстниками, стойкого негативного отношения к различным наркотическим средствам и в целом противоправному поведению.
Основные принципы деятельности – развития, непрерывности, доступности, самоорганизации, самоуправления, сотрудничества.
Организация волонтёрской деятельности по принципу равного обучения состоит из пяти основных этапов:
– планирование деятельности;
– привлечение (набор) волонтеров (учащихся, с которыми проводится ИПР, КР);
– обучение;
– стажировка (выезды в учреждения района);
– сопровождение.
Работа на каждом этапе предполагает свою технологию. В учреждении созданы алгоритмы реализации этих этапов.
К примеру, технология подготовки волонтеров включает в себя:
– организационный этап (семинар для учащихся, с которыми проводится ИПР, КР, выявление активистов) и его результат – создание групп волонтеров, работающих по разным направлениям;
– обучение (занятия в группах равного обучения с куратором (заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних администрации Октябрьского района г. Витебска, начальник отдела по воспитательной работе c молодежью филиал УО «Белорусский государственный технологический университет» «Витебский государственный технологический колледж») для волонтеров I уровня; его результат – привлечение каждым волонтером 2–5 человек к волонтерской деятельности;
– стажировку (посещение учреждений образования района, проведение занятий волонтерами со сверстниками, отбор и обучение волонтеров II уровня и привлечение их к деятельности); его результат – приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия, полезная занятость;
– контрольно-аналитический этап – подведение итогов волонтерской деятельности – поощрение наиболее активных участников волонтерского движения; результат – выпускник учреждения – волонтер – человек с принятыми духовно-нравственными ценностями, с активной гражданской позицией.
Организационный этап |
||
Выявление активистов с помощью анкетирования, акцент на учащихся, с которыми проводится ИПР, КР |
Семинар |
|
Информация о волонтерском движении |
Моделирование и проигрывание ситуаций |
|
Результат: создание групп волонтеров, работающих по разным направлениям |
Обучение для волонтеров I уровня |
||
Работа с информацией Участие: — в мини-тренингах; — проведении анкетирования; — в акциях, мероприятиях; — в планировании мероприятий; — подборе материалов для выпуска информационных брошюр, буклетов |
Активная социальная позиция Участие: — в краеведческой деятельности; — социальных акциях и мероприятиях; — совместных мероприятиях с общественными объединениями, в том числе и ОО «БРСМ» |
Позитивная социальная деятельность: — подготовка сценариев; — репетиции; — оказание помощи в проведении досуговых мероприятий |
Результат: привлечение каждым волонтером 4–5 чел. к волонтерской деятельности, организация полезной занятости |
Стажировка (практическая волонтерская деятельность) |
|||
Отбор и обучение волонтеров II уровня и привлечение их к деятельности |
Осуществление супервизии кураторами |
||
Работа с информацией Проведение: — мини-тренингов; — акций мероприятий; — самостоятельная разработка мероприятий — выпуск информационных буклетов, брошюр; – анализ анкетирования |
Активная социальная позиция Проведение: — краеведческой работы; — социальных мероприятий и акций; — совместных мероприятий с общественными объединениями и организациями |
Позитивная социальная деятельность: — написание сценариев; — проведение репетиций; — организация досуговых мероприятий |
|
Результат – приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия |
|||
Контрольно-аналитический этап |
Подведение итогов волонтерской деятельности по направлению равного обучения. Поощрение наиболее активных участников волонтерского движения |
Результат: выпускник учреждения – волонтер – человек с принятыми духовно-нравственными ценностями, с активной гражданской позицией, уменьшение «группы риска» |
Принцип равного обучения стал эффективным способом формирования ценностей молодёжной культуры, направленной на неприятия социально опасных привычек, ориентации на здоровый образ жизни, сознательный отказ от потребления алкоголя и наркотических веществ. Поэтому основной целью волонтёрской работы по направлению равного обучения учащихся Октябрьского района г. Витебска в современных условиях является пропаганда здорового образа жизни и профилактика аддиктивного и рискованного поведения среди учащихся путем формирования социальной компетентности (ценностные ориентации, культура, традиции), правовой грамотности и жизненной успешности всех участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты
При реализации проекта у подростков будет происходить формирование и развитие гуманистических ценностей, изменение психологических качеств, мотивация на участие в общественно-полезной деятельности, утверждаться отношение к себе и к окружающим людям. Кроме того, это способствует усвоению социально-нравственных норм, знаний, формированию социального опыта, а также овладению технологией, приёмами и формами организации волонтёрской деятельности (организаторские навыки) и решает вопрос организации свободного времени подростка вне семьи и учебного заведения.
База реализации: филиал УО «Белорусский государственный технологический университет» «Витебский государственный технологический колледж».
Календарный план
реализации проекта «Равный обучает равного или от подростка к подростку» (антинаркотическая площадка) на 2023/2024 учебный год
№ |
Содержание работы |
Сроки |
1 |
Торжественное открытие проекта |
До 30.09.2023 |
2 |
Формирование творческой команды по организационной и научно-методической поддержке проекта |
Сентябрь 2023 |
3 |
Освещение хода работы по проекту на сайте учреждения образования, телеграм-канале района |
Сентябрь 2023– июнь 2024 |
4 |
Расширение сети партнерских контактов с государственными учреждениями, детскими и молодежными общественными объединениями в рамках реализации творческой деятельности |
Сентябрь 2023– май 2024 |
5 |
Создание электронной библиотеки и информационных ресурсов для педагогов и учащихся по теме проекта |
Сентябрь 2023– май 2024 |
6 |
Проведение обучающих занятий для волонтеров-инструкторов |
Октябрь 2023, |
7 |
Деятельность волонтёров-инструкторов равного обучения посредством проведения тренингов, акций, флешмобов по формированию у учащихся навыков конструктивного общения с окружающими |
По отдельному плану |
8 |
Презентация результатов работы с обучающимися |
Май 2024 |
9 |
Подготовка справки по результатам работы антинаркотической площадки в 2023/2024 учебном году |
Май 2024 |
План-график проведения занятий по направлению равного обучения на учебный год
Занятия с волонтёрами |
Учреждения, в которых планируется провести занятия волонтёрами-инструкторами |
Занятие 1. |
УО «Витебский государственный индустриальный колледж» |
Занятие 2. |
ГУО «Гимназия № 1 г. Витебска им. Ж.И.Алфёрова» |
Занятие 3. |
Филиал УО «Белорусский государственный технологический университет» «Витебский государственный технологический колледж» |
Занятие 4. |
ГУО «Средняя школа № 3 г. Витебска им. Л.Н.Белицкого» |