Цель: поделиться опытом работы по развитию читательской грамотности на учебных занятиях по иностранному языку, доказать преимущества учебных занятий с использованием приемов технологии критического мышления.
Антонина МОНЧАК,
учитель иностранного языка
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
Цель: поделиться опытом работы по развитию читательской грамотности на учебных занятиях по иностранному языку, доказать преимущества учебных занятий с использованием приемов технологии критического мышления.
Задачи:
– актуализировать имеющиеся у участников знания по предложенному вопросу, стимулировать их творческий потенциал;
– вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии;
– способствовать формированию у каждого из участников собственных позитивных внутренних установок.
Вступление
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться опытом работы по развитию читательской грамотности на уроке иностранного языка через использование приемов технологии критического мышления. Но прежде чем мы начнем работу, давайте познакомимся. Сделаем это немного необычно. Назовите себя и дайте характеристику по первой букве своего имени. Пожалуйста, напишите имена на табличках. (Выполнение задания.)
«Единственный путь, ведущий к знаниям – деятельность», – говорил Б.Шоу. С ним нельзя не согласиться. Я надеюсь на активную совместную работу.
Скажите, пожалуйста, какие ключевые слова вы видите в теме мастер-класса? Давайте попробуем объяснить значение слов «читательская грамотность» и «критическое мышление». Какие ассоциации вызывают у вас эти слова? (Ответы участников)
Теоретический аспект
Все формы работы, способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке иностранного языка должны быть направлены на формирование компетенций, которые учащийся может перенести в другие сферы своей жизнедеятельности, что в дальнейшем будет способствовать его саморазвитию и реализации как успешной личности.
Одним из показателей успешности образовательного процесса является умение учащихся работать с информацией. Для этого им нужно научиться не просто читать и переводить тексты, но и делать это грамотно.
Грамотное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи, выполнения определенного задания или для получения информации из текста для понимания, преобразования текста и т.д.
В исследовании PISA под грамотностью чтения понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, расширения знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Учащийся должен не просто быть способным прочитать текст, но и извлечь из него нужную информацию, применить эту информацию в дальнейшей своей деятельности. Как же связаны между собой чтение и критическое мышление?
Сегодня в различных научных исследованиях можно найти разное определение термина «критическое мышление». Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи, найти новые возможности для решения определенных задач или проблем. Здесь не должна присутствовать только негативная критика. Имеют место разные подходы. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт.
Таким образом, мы видим четкую взаимосвязь грамотного чтения и критического мышления.
Уважаемые коллеги, у вас на столах лежат таблички:
I know … |
I didn’t know… |
I want to use … |
|
|
|
Пожалуйста, заполняйте их по ходу нашего мероприятия.
Какие же приемы технологии критического мышления можно использовать на учебных занятиях по иностранному языку?
Практический аспект
Предлагаю вашему вниманию текст для 10-го класса (повышенный уровень). Тема – «Наука и техника».
Read the text and do the tasks.
Just a century ago we didn’t even know about computers and the Internet. But today we take them for granted and can’t imagine our life without these inventions. I think that the Internet (or WorldWideWeb) is the greatest invention ever and it has made a significant impact on our lives.
Nowadays the Internet is affordable almost for anyone and it connects people all around the world. You can stay in touch with your friends, relatives and colleagues. Our modern life will stop without the net because it helps to make on-line business transactions, manage our bank accounts, pay our gas or electricity bills and send important e-mails, for example.
The Internet is the largest source of information. There are millions of Internet sites storing plenty of useful data about everything: science, history, psychology, sports, fashion, music, cooking and many other subjects. We can also download our favourite movies or songs, listen to radio channels or play games. Learning or practicing foreign languages is possible with the Internet too.
The Internet saves our time and money. We can do on-line shopping choosing the desirable thing at the best price. And then we just click “Order the delivery”. By the way, we can also sell various things in the net. We often don’t need to go to the library: surfing the net can easily help us to find and open the book we need. Buying stamps and envelopes isn’t required if you’re going to send an e-mail. It takes just a few seconds to send an instant message by e-mail.
The Internet helps shy people or those with low-esteem to find each other on dating sites. On-line chatting through social networking websites is more comfortable for Internet users with the lack of social skills.
I am sure that the Internet has changed our life for the better. There is only one disadvantage about it: some people become rather addicted to it and spend all days long surfing the net, on-line dating or playing games. Over-using the net can be dangerous because new technology victims start neglecting their families, friends, work and real hobbies.
Работа над текстом подразумевает три стадии, которые есть в технологии развития критического мышления:
1 Стадия вызова.
2 Стадия осмысления (вдумчивое чтение текста).
3 Стадия оценивания.
1. Стадия вызова
Для того чтобы правильно выбрать нужную информацию по содержанию текста, нужно первоначально понять, о чем идет речь в тексте. Для этого достаточно посмотреть на название текста или найти ключевые слова в тексте.
– Прием «Ключевое слово»
В предложенном тексте ключевым может быть одно слово – the Internet. Понимая, какую важную роль играет интернет в современном мире, можно легко предсказать содержание предложенного текста: The text is about the Internet and computers, advantages and disadvantages of these inventions.
Находим больше ключевых слов «computers and the Internet, the greatest invention, the largest source of information». Опираясь на ключевые слова, можно выразить основную идею текста следующим образом ‘Nowadays computers and the Internet are the greatest inventions. The Internet is the largest source of information.’
У текста нет названия, поэтому предлагаю учащимся прогнозировать название текста или выбрать из предложенных вариантов.
– Прием «What can be the title of the text?»
1. Computers are a real source of information
2. The Internet and its advantages
3. The Internet and its advantages and disadvantages
4. The Internet is a source of information
На стадии вызова целесообразно использовать прием «Ассоциации». Практически вопрос «Какие ассоциации вызывает у тебя слово интернет?» дает возможность учащимся, не читая текст, очень точно предсказать содержание текста, поскольку текст современен, опирается на личный опыт учащихся.
– Прием «Словесная путаница»
Один из интересных и важных приемов для поиска нужной информации в тексте: соотнести лексические единицы с их дефинициями. Дефиниции дают возможность расширять словарный запас, помогают объяснять значение слов, что играет важную роль в более точном воспроизведении содержания текста.
Match the words with their definitions.
invention |
a. the action of delivering letters, parcels, or goods |
source |
b. the ability to do something well |
desirable |
c. a condition or situation that causes |
delivery |
d. you do not give enough care or attention to people |
skill |
e. the process of creating something that has never been made before |
disadvantage |
f. worth having and wanted by most people |
victim |
g. the place something comes from or starts at |
neglect |
h. a person harmed, injured, or killed as a result of a crime, accident, or other event or action. |
2. Стадия осмысления (вдумчивое чтение текста)
На данной стадии осуществляется преобразование и интерпретация текста, для которой характерны:
– умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;
– сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
– обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.
Любой текст можно представить графически, используя схемы, диаграммы, таблицы, логические цепочки.
– Прием «Инсерт»
Приступаем к чтению текста. Один из приемов – «Инсерт». Читайте с карандашом в руках. Делайте пометки на поле справа. Используйте знаки:
V – знаю; + – важно было узнать; – не согласен с этим; ? – есть вопрос, не понимаю.
– Прием «Понятийное колесо»
Найдите синонимы к слову «интернет». В тексте синонимами слову «the Internet» будут WorldWideWeb, the net.
Предложенный выше текст можно представить также в форме таблицы:
What is the Internet? |
Advantages |
Disadvantages |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– Прием – «Логическая цепочка»
Учащиеся могут работать с абзацами текста, выбирая из каждого абзаца ключевые cлова и словосочетания:
computers and the Internet – invention – affordable – a source of information – saves our time and money – online chatting – disadvantage
С помощью такой логической цепочки можно восстановить содержание текста, пересказывая текст по абзацам.
Очень важно уметь находить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых идей.
Prove that
1. The Internet connects people all over the world.
2. The Internet is the largest source of information.
3. The Internet saves our time and money.
4. The Internet helps shy people.
Учащиеся могут не только находить подтверждение выдвинутых идей в тексте, но и добавлять свою информацию, т.е. интерпретировать текст по-своему.
На данном этапе работы можно предложить учащимся сравнить:
Does the Internet have more advantages or disadvantages?
Данное сравнение осуществляется на основании текста. Уместно будет попросить учащихся высказать свою точку зрения на этот счет.
– Прием «Дюжина вопросов»
Один из возможных вариантов: учитель составляет вопросы по содержанию текста, подбирая по одному вопросу к каждому абзацу. Очень важно соблюдать логику: вопросы задаются по порядку, не меняя абзацы местами.
Answer the questions according to the text.
1) Can we imagine our life without computers and the Internet?
2) How does the Internet help in everyday life?
3) In what way can the Internet save our time and money?
4) Does the Internet help shy people find each other?
5) Are there any disadvantages about the Internet?
– Прием «Ромашка Блума»
Если учащиеся хорошо подготовлены, они могут сами задать вопросы. Для этого можно использовать прием «Ромашка Блума». (Участники пробуют составлять вопросы.)
В ромашке Блума – шесть лепестков:
1) простые вопросы, ответами на которые будут факты из текста;
2) уточняющие вопросы, которые нужны, чтобы уточнить какую-либо информацию;
3) интерпретационные вопросы: почему?
4) творческие вопросы: что было бы, если…?
5) оценочные вопросы: нужно оценить предложенную информацию;
6) практические вопросы: связываем теорию и практику.
Каждый учитель может подготовить свои вопросы, ориентируясь на требования к составлению вопросов с помощью ромашки Блума.
3. Стадия оценивания
Существует множество приемов для оценивания полученной информации.
– Прием «Телеграмма»
Можно попросить учащихся составить текст телеграммы, выбрав только самое важное. Здесь необходимо вспомнить требования к написанию телеграмм (краткость, лаконичность, точность).
– Прием «Ключевая фраза»
Опираясь на содержание текста, выбираю ключевую фразу: The Internet has changed our life greatly. What is your opinion? Can you prove it? Доказать предложенное утверждение можно, используя материал текста, а также выразить свое отношение. Можно предложить учащимся самим определить ключевую идею текста.
– Прием «Дебаты»
Обсудить содержание текста можно, предложив такую форму, как «Дебаты», разделив учащихся на две группы: «молодое поколение» и «поколение постарше».
При этом поменяем формулировку вопроса: The internet has changed our life greatly. What is more: pluses or minuses?
Учащиеся, которые будут выступать в роли старшего поколения, в первую очередь, будут опираться на опыт своей семьи, своих бабушек и дедушек. Таким образом, оценка информации будет осуществляться с позиции разных поколений.
Еще один пример: Текст «Кревский замок», 11-й класс. Один из важных вопросов по оценке полученной информации может быть вопрос «Was the information in the text useful for you? Where and under what circumstances can you use it?»
– Прием «Докажи»
Докажите, что люди следующих профессий могут успешно применить полученную информацию:
– Guides
– Travellers
– Historians
– Students
– Journalists
Считаю, что данный опыт дает возможность учащимся применить полученную информацию на практике, провести сравнение со своим личным опытом. Эти умения очень важны на завершающей стадии обучения в 11-м классе, поскольку задания ЦТ и ЦЭ ориентированы на них. В частности, речь идет о текстах, где нужно уметь находить нужную информацию.
Овладение читательскими умениями и означает овладение смысловым чтением. В конечном итоге, насколько сформирована читательская грамотность, можно легко понять, анализируя, насколько успешно учащиеся 11-го класса могут работать с текстами ЦТ и ЦЭ.
Тексты, предложенные в ЦТ и ЦЭ, бывают разными по уровню сложности, отличаются тематикой, лексическим наполнением. Однако важно показать учащимся, что, порой, не понимая все лексические единицы, опираясь на ключевые слова, используя языковую догадку, личный опыт, можно быть успешным.
– Прием «Двойной дневник»
Одним из самых удачных приемов работы над текстами ЦЭ или ЦТ считаю прием «Двойной дневник». Для этого делим лист тетради пополам. С левой стороны учащиеся дают ответы на вопросы, исходя из своего или чужого жизненного опыта (при этом текст не читают), с правой стороны подбираются ответы уже при чтении текста. Затем сравнивают свои предсказания и информацию в тексте.
– Алгоритм работы с текстом
Таким образом, за годы работы сложился следующий алгоритм, как работать с текстом. Можно пошагово расписать все действия:
1. Обрати внимание на название текста. Попробуй представить, о чем может идти речь в тексте.
2. Если нет названия, а есть предложение, выделенное курсивом, внимательно прочитай его и пойми его содержание. Это и есть основная идея текста.
3. Если же нет названия и ключевого предложения, ищи ключевые слова. По ним ты тоже поймешь, о чем текст.
4. Постарайся прочитать текст, обращая внимание на 4 вопроса, на которые нужно найти ответы. Помни, что в тексте ответы могут быть завуалированы. Убери те варианты, о которых вообще в тексте речь не идет. Логически размышляя, ты получишь правильный ответ.
5. Есть тексты, где очень легко подобрать ответ, опираясь на свой или чужой жизненный опыт. Остается только проверить, совпадает ли этот опыт с мнением автора. Помни, что во многих случаях совпадает, но проверяй все равно.
6. Обрати внимание, в вариантах ответов могут присутствовать синонимы тех слов, которые играют важную роль в тексте. Не упускай их из вида.
Вывод. Таким образом, изучив тактику анализа текста, учащийся успешно справляется с заданиями, а это доказывает, что читательская грамотность сформирована.
Рефлексия для участников
Заполняем таблицы, обмениваемся впечатлениями.
– Прием «Корзина идей»
Участники наполняют корзину идеями, интересными приемами и объясняют свой выбор.
Предложенный опыт по развитию читательской грамотности учащихся имеет практическую направленность, может быть использован учителями иностранного языка на учебных занятиях и при подготовке учащихся к сдаче ЦТ и ЦЭ.
Считаю, что, развивая читательскую грамотность учащихся, мы воспитываем думающего человека, который способен не только воспринимать написанный текст, но и видеть его глубокий смысл, критически оценивать содержание прочитанного, соотносить его с личным опытом.