Игры и игровые упражнения по формированию предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (4–6 лет)

- 11:13КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

В коррекционной работе наиболее эффективным является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Целью предлагаемых дидактических игр и упражнений по формированию предложно-падежных конструкций является обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи умению слышать в речи предлоги, правильно понимать их значение, дифференцировать, пользоваться ими в собственной речи.

 

Инна МИХАЛОВСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 4 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

В своей работе я использую следующие игры и упражнения по формированию предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста:

– игры и игровые упражнения для формирования умения употреблять простые предлоги в речи;
– игры и игровые упражнения для формирования умения употреблять и различать простые предлоги;
– игры для формирования умения составлять предложения с простыми предлогами.

 

Игры и игровые упражнения для формирования умения употреблять простые предлоги в речи

 

Игра «Бабочка»

Задача: формировать умение употреблять в речи простые предлоги.

Игровое задание: «Куда садится бабочка?»

Игровые действия: имитация полета бабочки.

Оборудование: игрушка бабочка.

Ход игры. Назвать, куда садится бабочка, на какие предметы еще она может сесть.

Прилетела бабочка,
Села на окошко,
Посиди, красавица,
Ты у нас немножко.
Посиди, не улетай!
Ну, куда же ты? – Ай! Ай!

 

Игра «Дождик»

Задача: формировать умение употреблять в речи простые предлоги.

Игровое задание: «Мы от дождя спрятались, а дождевые капельки продолжают падать. Куда, на что падают капли?»

Игровые действия: имитация звука дождя.

Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.

Игра «Угадай, на что смотрю»

Задача: уточнять умение употреблять в речи предлог на.

Игровое задание: «Договори начатую фразу».

Игровые действия: отвечать на вопросы.

Материал для игры: предметные картинки.

Ход игры. «Я смотрю на игрушку (на птицу, на насекомое и т.п.). Угадай, на что (на кого?) я смотрю».

 

Игра «Дополни предложение»

Задача: формировать умение употреблять в речи предлог в.

Игровое задание: «Договори начатую фразу».

Игровые действия: поймать брошенный мяч.

Оборудование: мяч.

Я люблю играть… (в футбол, в прятки и т.д.)
Я люблю ходить… (в парк, в лес и т.д.)
Я люблю смотреть… (в окно, в зеркало и т.д.)

Игра «Узнай животное»

Задача: формировать умение употреблять в речи предлоги.

Игровое задание: по вопросам нужно узнать, о каком животном идет речь и ответить.

Оборудование: предметное лото.

– У кого рога? (У лося) У кого длинные уши? У кого быстрые ноги? У кого острые когти? У кого длинный пушистый хвост?  И т.д.

Игра «Что в чем?»

Задача: формировать умение употреблять в речи простые предлоги, закреплять форму предложного падежа существительного с предлогом.

Игровые действия: отвечать на вопросы.

Оборудование: картинки с изображением посуды.

Ход игры. Дети отвечают на вопросы, выбирая нужную картинку.

– В чем варят суп? В чем носят воду из колодца?
– Где лежит хлеб? Где лежит салат? Где лежат конфеты? И т.д.

Игра «Откуда хлеб пришел?»

Задача: формировать умение употреблять в речи простые предлоги.

Игровые действия: отвечать на вопросы.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры. Дети отвечают на вопросы, выбирая нужную картинку.

– Откуда хлеб приносят домой? – Из магазина.
– Откуда хлеб попадает в магазин? – Из пекарни.
– Из чего в пекарне пекут хлеб? – Из муки.
– Из чего делают муку? – Из зерна.
– Откуда берут зерна? – Из колоска.
– Откуда привозят колосья? – С поля.

 

Игры и игровые упражнения для формирования умения употреблять и различать простые предлоги

Игра «Солнечный зайчик»

Задача: формировать умение различать предлоги.

Игровое задание: «Где находится солнечный зайчик?»

Игровые действия: пускать солнечных зайчиков и называть, где они.

Оборудование: маленькие зеркала.

Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
Перепрыгнул на картинку,
Задержался на ботинке,
Поплясал на потолке,
Притаился в уголке.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем его искать!

 

Игра «Найдем маму малышу»

Задача: формировать умение употреблять и различать в речи простые предлоги.

Игровое задание: «Потерялись детеныши, у какого животного детеныш щенок, лисенок…»

Игровые действия: отвечать на вопросы.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных и их детенышей.

Вышли детки погулять,
Порезвиться, поскакать,
Заигрались, потерялись
И без мамочек остались.

 

Игра «Знайки»

Задача: формировать умения употреблять и различать в речи простые предлоги.

Игровое задание: «У кого хобот? У кого нос пятачком? У кого длинные уши? И т.д.»

Игровые действия: отвечать на вопросы.

Оборудование: фишки.

Задается вопрос, дети должны быстро и правильно на него ответить. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, у кого фишек окажется больше.

 

Игра «Что без чего»

Задача: формировать умения употреблять и различать в речи простые предлоги.

Игровое задание: «Что без чего?»

Игровые действия: отвечать на вопросы.

Оборудование: предметные картинки.

Задается вопрос: «Что без чего?»

(Кофта без пуговиц, грузовик без фары и т.д.)

Игра «Ателье»

Задача: формировать умения употреблять и различать в речи простые предлоги.

Игровое задание: «От какой одежды деталь».

Игровые действия: отвечать на вопросы.

Оборудование: сумка, предметные картинки, кукла Незнайка.

«В нашем ателье похозяйничал Незнайка, и, конечно же, перепутал все детали одежды. Мы не сможем работать, пока не наведем порядок: надо разобраться, от какой одежды каждая деталь».

(Рукав от рубашки, капюшон от шубы и т.д.)

Игра «Для чего эта посуда?»

Задача: формировать умения употреблять и различать в речи простые предлоги.

Игровое задание: «Для чего эта посуда».

Игровые действия: отвечать на вопросы.

Оборудование: предметные картинки с изображением посуды.

Показываются картинки, и задается вопрос: «Для чего эта посуда?» (Кастрюля для супа, графин для воды и т.д.).

Игра «Листопад»

Задача: формировать умения различать и употреблять в речи простые предлоги.

Игровое задание: «С какого дерева упал лист».

Игровые действия: отвечать на вопросы, танцевать с листочками.

Оборудование: засушенные листья с разных деревьев.

Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где еще такой найдешь?!

Дети называют, с какого дерева упал лист: лист с осины, лист с березы и др.

 

Игра «Скажи, куда мы положили»

Задача: формировать умения различать и употреблять в речи простые предлоги.

Игровое задание: «Куда спрятали игрушку».

Игровые действия: найти игрушку, отвечать на вопросы.

Оборудование: игрушки, мелкие предметы.

Один ребенок выходит за дверь, остальные прячут игрушки или предметы в разные места. Ребенок возвращается и ищет. Дети подсказывают: кукла на (за, в, около и др.). Ребенок отыскивает и называет, где был предмет: кукла на шкафу.

 

Игра «Волшебники»

Задача: формировать умения различать и употреблять в речи простые предлоги.

Игровое задание: «Изменить слова по образцу».

Игровые действия: отвечать на вопросы.

Оборудование: предметные картинки.

Я пока малыш-волшебник,
Подрасту сперва,
Но уже я научился
Изменять слова!

Надо изменить слова по образцу: настенные часы – часы на стене, подземный переход – переход под землей, настольная лампа – лампа на столе.

 

Игры и игровые упражнения для формирования умения составлять предложения с простыми предлогами

 

Игра «Маша-растеряша»

Задача: формировать умения составлять предложения с предлогами.

Игровое задание: «Назвать, где лежат вещи куклы Маши».

Игровые действия: составить предложение, используя предлоги около, возле, перед, под.

Оборудование: кукла Маша.

«Посмотрите-ка, ребята, к нам в гости пришла кукла Маша. Но как она одета! Потеряла свои туфли, носочки, шляпку. Давайте поищем ее вещи. Вы называйте, где они могут лежать, и вместе мы их отыщем».

(Носочки лежат под столом, на столе и т.д.)

 

Игра «Что на что похоже»

Задача: формировать умение составлять предложения с предлогами по образцу.

Игровое задание: «Что на что похоже».

Игровые действия: составлять предложения по заданному образцу.

Оборудование: предметные картинки, фишки.

На свете все на все похоже:
Змея – на ремешок из кожи,
Луна – на круглый глаз огромный,
Журавль – на тощий кран подъемный,
Кот полосатый – на пижаму,
Я – на тебя, а ты – на маму.

С опорой на предметные картинки дети составляют предложения по заданному образцу: Луна похожа на глаз и т.д. За каждый ответ получают фишку.

 

Игра «Ехали медведи»

Задача: формировать умение составлять предложения с предлогами.

Игровое задание: «Кто из животных на чем ехал».

Игровые действия: отвечать на вопросы, составлять предложения.

Оборудование: сюжетные картинки, фишки.

Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике.
Жаба на метле.

Дети называют, кто из животных на чем ехал: «Медведи ехали на велосипеде», «Жаба ехала на метле» и т.д.

 

Игра «Паровозик»

Задача: формировать умения составлять предложения с предлогами.

Игровое задание: «Найти колеса паровозика».

Игровые действия: отвечать на вопросы, составлять предложения.

Оборудование: паровоз с вагончиками без колес, небольшие предметы.

Ехал-ехал паровоз
И остался без колес.
Мы колесики доставим,
В дальний путь его отправим.

Колеса находятся вперемешку с предметами на столе: на пенале, в коробке и т.д. Детям нужно «отремонтировать» паровозик: сказать полным предложением, где лежит колесо, и починить паровозик.

 

Игра «Водители»

Задача: формировать умение составлять предложения с предлогами.

Игровое задание: «Рассказать о своем маршруте».

Игровые действия: составить предложения.

Оборудование: маленькие детские машинки, милицейская фуражка.

Дети – «водители» должны выполнять указания «регулировщика»: легковой машине подъехать к школе, машине «Скорой помощи» объехать вокруг детского сада и т.д. После выполнения всех действий каждый должен рассказать о своем маршруте.

 

Игра «Животные зимой»

Задача: формировать умение употреблять слова в нужном падеже с предлогами, закреплять форму предложного падежа существительных с предлогом в.

Игровое задание: «Как зимуют животные».

Игровые действия: составлять предложения.

Оборудование: сюжетные картинки с изображениями животных.

Зимой в берлоге мишка спит,
Под крышей воробей сидит.
Лисичка рыжая – в норе,
Жучка – в теплой конуре.
В логове лежит волчиха,
Под кустом дрожит зайчиха.
Белка спряталась в дупле,
Ежик спит в сухой траве.

Детям показываются картинки. Нужно сказать полным предложением, как зимует каждое животное: «Медведь спит в берлоге» и т.д.

 

Игра «Мяч»

Задача: формировать умения составлять предложения с предлогами, различать предлоги.

Игровое задание: «Какие действия можно производить с мячом».

Игровые действия: составить предложение.

Оборудование: мяч.

На пол бросишь ты его –
Он подпрыгнет высоко.
Скучно не бывает с ним!

Бросаем мяч ребенку, одновременно произносим глагол и вопрос: «Закатить куда?» (Закатить под шкаф, закатить под стол и т.д.)

 

Игра «Щенок Тузик»

Задача: формировать умение составлять предложения с предлогами.

Игровое задание: «Составить предложения».

Игровые действия: составить предложение.

Оборудование: предметные картинки, игрушечный щенок.

Вот он крутится волчком,
Тузик, Тузик, хвост крючком.
Вот летит во весь опор
То на речку, то во двор.
То дежурит у ворот –
Словом, дел невпроворот!

Дети получают инструкцию: составить предложения про то, куда залез щенок Тузик, используя предлоги. Ребята передают игрушку из рук в руки и, глядя на картинки, называют: «Тузик залез на ящик. Тузик залез под крыльцо».

 

Благодаря специально подобранным играм и игровым упражнениям дети с общим недоразвитием речи с удовольствием включаются в процесс обучения, успешно осваивают навыки формирования предложно-падежных конструкций, правильно и осознанно употребляют в речи простые и сложные предлоги.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий