В коррекционной работе наиболее эффективным является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Целью предлагаемых дидактических игр и упражнений по формированию предложно-падежных конструкций является обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи умению слышать в речи предлоги, правильно понимать их значение, дифференцировать, пользоваться ими в собственной речи.
Инна МИХАЛОВСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 4 г. Сморгони»,
Гродненская область
В своей работе я использую следующие игры и упражнения по формированию предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста:
– игры и игровые упражнения для формирования умения употреблять простые предлоги в речи;
– игры и игровые упражнения для формирования умения употреблять и различать простые предлоги;
– игры для формирования умения составлять предложения с простыми предлогами.
Игры и игровые упражнения для формирования умения употреблять простые предлоги в речи
Игра «Бабочка»
Задача: формировать умение употреблять в речи простые предлоги.
Игровое задание: «Куда садится бабочка?»
Игровые действия: имитация полета бабочки.
Оборудование: игрушка бабочка.
Ход игры. Назвать, куда садится бабочка, на какие предметы еще она может сесть.
Прилетела бабочка,
Села на окошко,
Посиди, красавица,
Ты у нас немножко.
Посиди, не улетай!
Ну, куда же ты? – Ай! Ай!
Игра «Дождик»
Задача: формировать умение употреблять в речи простые предлоги.
Игровое задание: «Мы от дождя спрятались, а дождевые капельки продолжают падать. Куда, на что падают капли?»
Игровые действия: имитация звука дождя.
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
Игра «Угадай, на что смотрю»
Задача: уточнять умение употреблять в речи предлог на.
Игровое задание: «Договори начатую фразу».
Игровые действия: отвечать на вопросы.
Материал для игры: предметные картинки.
Ход игры. «Я смотрю на игрушку (на птицу, на насекомое и т.п.). Угадай, на что (на кого?) я смотрю».
Игра «Дополни предложение»
Задача: формировать умение употреблять в речи предлог в.
Игровое задание: «Договори начатую фразу».
Игровые действия: поймать брошенный мяч.
Оборудование: мяч.
Я люблю играть… (в футбол, в прятки и т.д.)
Я люблю ходить… (в парк, в лес и т.д.)
Я люблю смотреть… (в окно, в зеркало и т.д.)
Игра «Узнай животное»
Задача: формировать умение употреблять в речи предлоги.
Игровое задание: по вопросам нужно узнать, о каком животном идет речь и ответить.
Оборудование: предметное лото.
– У кого рога? (У лося) У кого длинные уши? У кого быстрые ноги? У кого острые когти? У кого длинный пушистый хвост? И т.д.
Игра «Что в чем?»
Задача: формировать умение употреблять в речи простые предлоги, закреплять форму предложного падежа существительного с предлогом.
Игровые действия: отвечать на вопросы.
Оборудование: картинки с изображением посуды.
Ход игры. Дети отвечают на вопросы, выбирая нужную картинку.
– В чем варят суп? В чем носят воду из колодца?
– Где лежит хлеб? Где лежит салат? Где лежат конфеты? И т.д.
Игра «Откуда хлеб пришел?»
Задача: формировать умение употреблять в речи простые предлоги.
Игровые действия: отвечать на вопросы.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры. Дети отвечают на вопросы, выбирая нужную картинку.
– Откуда хлеб приносят домой? – Из магазина.
– Откуда хлеб попадает в магазин? – Из пекарни.
– Из чего в пекарне пекут хлеб? – Из муки.
– Из чего делают муку? – Из зерна.
– Откуда берут зерна? – Из колоска.
– Откуда привозят колосья? – С поля.
Игры и игровые упражнения для формирования умения употреблять и различать простые предлоги
Игра «Солнечный зайчик»
Задача: формировать умение различать предлоги.
Игровое задание: «Где находится солнечный зайчик?»
Игровые действия: пускать солнечных зайчиков и называть, где они.
Оборудование: маленькие зеркала.
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
Перепрыгнул на картинку,
Задержался на ботинке,
Поплясал на потолке,
Притаился в уголке.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем его искать!
Игра «Найдем маму малышу»
Задача: формировать умение употреблять и различать в речи простые предлоги.
Игровое задание: «Потерялись детеныши, у какого животного детеныш щенок, лисенок…»
Игровые действия: отвечать на вопросы.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных и их детенышей.
Вышли детки погулять,
Порезвиться, поскакать,
Заигрались, потерялись
И без мамочек остались.
Игра «Знайки»
Задача: формировать умения употреблять и различать в речи простые предлоги.
Игровое задание: «У кого хобот? У кого нос пятачком? У кого длинные уши? И т.д.»
Игровые действия: отвечать на вопросы.
Оборудование: фишки.
Задается вопрос, дети должны быстро и правильно на него ответить. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, у кого фишек окажется больше.
Игра «Что без чего»
Задача: формировать умения употреблять и различать в речи простые предлоги.
Игровое задание: «Что без чего?»
Игровые действия: отвечать на вопросы.
Оборудование: предметные картинки.
Задается вопрос: «Что без чего?»
(Кофта без пуговиц, грузовик без фары и т.д.)
Игра «Ателье»
Задача: формировать умения употреблять и различать в речи простые предлоги.
Игровое задание: «От какой одежды деталь».
Игровые действия: отвечать на вопросы.
Оборудование: сумка, предметные картинки, кукла Незнайка.
«В нашем ателье похозяйничал Незнайка, и, конечно же, перепутал все детали одежды. Мы не сможем работать, пока не наведем порядок: надо разобраться, от какой одежды каждая деталь».
(Рукав от рубашки, капюшон от шубы и т.д.)
Игра «Для чего эта посуда?»
Задача: формировать умения употреблять и различать в речи простые предлоги.
Игровое задание: «Для чего эта посуда».
Игровые действия: отвечать на вопросы.
Оборудование: предметные картинки с изображением посуды.
Показываются картинки, и задается вопрос: «Для чего эта посуда?» (Кастрюля для супа, графин для воды и т.д.).
Игра «Листопад»
Задача: формировать умения различать и употреблять в речи простые предлоги.
Игровое задание: «С какого дерева упал лист».
Игровые действия: отвечать на вопросы, танцевать с листочками.
Оборудование: засушенные листья с разных деревьев.
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где еще такой найдешь?!
Дети называют, с какого дерева упал лист: лист с осины, лист с березы и др.
Игра «Скажи, куда мы положили»
Задача: формировать умения различать и употреблять в речи простые предлоги.
Игровое задание: «Куда спрятали игрушку».
Игровые действия: найти игрушку, отвечать на вопросы.
Оборудование: игрушки, мелкие предметы.
Один ребенок выходит за дверь, остальные прячут игрушки или предметы в разные места. Ребенок возвращается и ищет. Дети подсказывают: кукла на (за, в, около и др.). Ребенок отыскивает и называет, где был предмет: кукла на шкафу.
Игра «Волшебники»
Задача: формировать умения различать и употреблять в речи простые предлоги.
Игровое задание: «Изменить слова по образцу».
Игровые действия: отвечать на вопросы.
Оборудование: предметные картинки.
Я пока малыш-волшебник,
Подрасту сперва,
Но уже я научился
Изменять слова!
Надо изменить слова по образцу: настенные часы – часы на стене, подземный переход – переход под землей, настольная лампа – лампа на столе.
Игры и игровые упражнения для формирования умения составлять предложения с простыми предлогами
Игра «Маша-растеряша»
Задача: формировать умения составлять предложения с предлогами.
Игровое задание: «Назвать, где лежат вещи куклы Маши».
Игровые действия: составить предложение, используя предлоги около, возле, перед, под.
Оборудование: кукла Маша.
«Посмотрите-ка, ребята, к нам в гости пришла кукла Маша. Но как она одета! Потеряла свои туфли, носочки, шляпку. Давайте поищем ее вещи. Вы называйте, где они могут лежать, и вместе мы их отыщем».
(Носочки лежат под столом, на столе и т.д.)
Игра «Что на что похоже»
Задача: формировать умение составлять предложения с предлогами по образцу.
Игровое задание: «Что на что похоже».
Игровые действия: составлять предложения по заданному образцу.
Оборудование: предметные картинки, фишки.
На свете все на все похоже:
Змея – на ремешок из кожи,
Луна – на круглый глаз огромный,
Журавль – на тощий кран подъемный,
Кот полосатый – на пижаму,
Я – на тебя, а ты – на маму.
С опорой на предметные картинки дети составляют предложения по заданному образцу: Луна похожа на глаз и т.д. За каждый ответ получают фишку.
Игра «Ехали медведи»
Задача: формировать умение составлять предложения с предлогами.
Игровое задание: «Кто из животных на чем ехал».
Игровые действия: отвечать на вопросы, составлять предложения.
Оборудование: сюжетные картинки, фишки.
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике.
Жаба на метле.
Дети называют, кто из животных на чем ехал: «Медведи ехали на велосипеде», «Жаба ехала на метле» и т.д.
Игра «Паровозик»
Задача: формировать умения составлять предложения с предлогами.
Игровое задание: «Найти колеса паровозика».
Игровые действия: отвечать на вопросы, составлять предложения.
Оборудование: паровоз с вагончиками без колес, небольшие предметы.
Ехал-ехал паровоз
И остался без колес.
Мы колесики доставим,
В дальний путь его отправим.
Колеса находятся вперемешку с предметами на столе: на пенале, в коробке и т.д. Детям нужно «отремонтировать» паровозик: сказать полным предложением, где лежит колесо, и починить паровозик.
Игра «Водители»
Задача: формировать умение составлять предложения с предлогами.
Игровое задание: «Рассказать о своем маршруте».
Игровые действия: составить предложения.
Оборудование: маленькие детские машинки, милицейская фуражка.
Дети – «водители» должны выполнять указания «регулировщика»: легковой машине подъехать к школе, машине «Скорой помощи» объехать вокруг детского сада и т.д. После выполнения всех действий каждый должен рассказать о своем маршруте.
Игра «Животные зимой»
Задача: формировать умение употреблять слова в нужном падеже с предлогами, закреплять форму предложного падежа существительных с предлогом в.
Игровое задание: «Как зимуют животные».
Игровые действия: составлять предложения.
Оборудование: сюжетные картинки с изображениями животных.
Зимой в берлоге мишка спит,
Под крышей воробей сидит.
Лисичка рыжая – в норе,
Жучка – в теплой конуре.
В логове лежит волчиха,
Под кустом дрожит зайчиха.
Белка спряталась в дупле,
Ежик спит в сухой траве.
Детям показываются картинки. Нужно сказать полным предложением, как зимует каждое животное: «Медведь спит в берлоге» и т.д.
Игра «Мяч»
Задача: формировать умения составлять предложения с предлогами, различать предлоги.
Игровое задание: «Какие действия можно производить с мячом».
Игровые действия: составить предложение.
Оборудование: мяч.
На пол бросишь ты его –
Он подпрыгнет высоко.
Скучно не бывает с ним!
Бросаем мяч ребенку, одновременно произносим глагол и вопрос: «Закатить куда?» (Закатить под шкаф, закатить под стол и т.д.)
Игра «Щенок Тузик»
Задача: формировать умение составлять предложения с предлогами.
Игровое задание: «Составить предложения».
Игровые действия: составить предложение.
Оборудование: предметные картинки, игрушечный щенок.
Вот он крутится волчком,
Тузик, Тузик, хвост крючком.
Вот летит во весь опор
То на речку, то во двор.
То дежурит у ворот –
Словом, дел невпроворот!
Дети получают инструкцию: составить предложения про то, куда залез щенок Тузик, используя предлоги. Ребята передают игрушку из рук в руки и, глядя на картинки, называют: «Тузик залез на ящик. Тузик залез под крыльцо».
Благодаря специально подобранным играм и игровым упражнениям дети с общим недоразвитием речи с удовольствием включаются в процесс обучения, успешно осваивают навыки формирования предложно-падежных конструкций, правильно и осознанно употребляют в речи простые и сложные предлоги.