Проверка знаний по разделу «Человек в окружающей среде»

- 11:28Подготовка к ЦЭ/ЦТ

Задания для повторения тем «Ядовитые растения Республики Беларусь», «Ядовитые грибы Республики Беларусь» и «Ядовитые животные Республики Беларусь».

Елена СКРЯБИНА,
учитель биологии
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

 

 

При подготовке к централизованному экзамену по учебному предмету «Биология» учащиеся нуждаются в изучении и повторении раздела «Человек в окружающей среде». Особое внимание уделяется повторению тем «Ядовитые растения Республики Беларусь», «Ядовитые грибы Республики Беларусь» и «Ядовитые животные Республики Беларусь». При повторении этих тем необходимо знать видовые названия ядовитых грибов, растений и животных нашей страны, основные их характеристики и особенности оказания первой помощи при отправлении грибами или растениями, а также меры профилактики укусов ядовитых животных.

 

І уровень

Определите термин. 

1) _________________ – это токсические вещества различной химической природы, вырабатываемые животными и используемые ими в целях защиты или нападения. (Животные яды / зоотоксины). 

2) ________________ – ядовитые вещества, вырабатываемые растениями, представляющие угрозу для здоровья человека. (Фитотоксины).

 

ІІ уровень

Заполните пропуски в предложениях.

1) … животные имеют особые органы, вырабатывающие яд. Этих животных принято делить на вооруженных и невооруженных. (Активно-ядовитые.)

2) Эти виды грибов содержат вредные вещества … , устойчивые к обычным методам кулинарной обработки и способны вызвать различные пищевые отравления. Эти грибы относят к …. (Микотоксины, ядовитым.)

3) Виды грибов которые содержат … , устойчивее к обычным методам кулинарной обработки и способны вызвать различные отравления относятся к … . (Микотоксины, ядовитым.)

4) В своём составе лекарственные растения содержат … , поэтому они широко используются как в … , так и в …. целях. (Ценные химические вещества, медицине, профилактических.)

5) … называются грибы, содержащие … . Для того чтобы защитить себя от отравления грибами, нужно уметь отличать … грибы от съедобных. При появлении первых симптомов отравления грибами необходимо обратиться в … . (Ядовитыми, микотоксин, ядовитые, больницу.)

6) Первая … при отравлении грибами. При появлении даже небольшого недомогания после употребления в пищу … необходимо срочно обратиться за … помощью, очистить желудок от попавших в него …. Можно пить …, … .  (Помощь, грибов, медицинской, микотоксинов (ядовитых грибов), крепкий черный чай, минеральную или негазированную воду.)

 

ІІІ уровень 

Отметьте знаком «+» верное утверждения.

1) Ядовитые насекомые имеют кожные железы с едким или сильно пахнущим секретом, отпугивающим врагов. (+)

2) Ядовитыми называют грибы, содержащие ядовитые вещества фитотоксины.

3) Растительные яды поражают в основном пищеварительную и центральную нервную систему. (+)

4) Лекарственные растения содержат ценные химические вещества, в том числе витамины и фитонциды. (+)

5) Микотоксины – это вещества, вырабатываемые ядовитыми животными. (+)

6) Ядовитые растения вырабатывают микотоксины.

7) Растительные яды поражают в основном периферическую нервную системы. (-)

8) При поедании белена чёрная вызывает острый психоз с галлюцинациями. (+)

9) У невооруженных ядовитых животных нет ранящего аппарата. (+)

10) Яд вооруженных ядовитых животных при попадании на кожу жертвы всасывается через повреждённые места и слизистые оболочки. Пассивно-ядовитые животные имеют особые органы, вырабатывающие яд.

 

ІV уровень

Установите соответствия. Ответ запишите в виде сочетания цифр и букв.

Животные

Воздействие на организм

1. Жук нарывник

А) Боль в месте поражения, слабость, тошнота, головокружение; возможно нарушение сердечно-сосудистой деятельности

2. Шершень обыкновенный

Б) Укус болезненный и вызывает отек, воспаление, тошнота, иногда летальный исход.

3. Гадюка обыкновенная

В) Токсические вещества слюны приводят к покраснению и болезненному отеку кожи, раны долго кровоточат и не заживают.

4. Слепень бычий

Г) Укус болезненный, вызывает покраснение и отек, зуд.

5. Оса обыкновенная

Д) Укус оставляет на теле волдыри, оказывает плохое влияние на работу мочевыводящих путей и почек.

Ответ: 1-Д, 2-Б, 3-А, 4-В, 5-Г.

 

Растение

Воздействие на организм

1) Волчье лыко

А) Все части растения ядовиты. Наблюдаются судороги с потерей сознания, повышается температура. Возможен летальный исход.

2) Бузина красная

Б) При поедании плодов (красных ягод) наблюдаются бледность кожи, сильная тошнота, боли в животе, неукротимая рвота, сонливость.

3) Борщевик Сосновского

В) При употреблении плодов может наблюдаться сильная диарея, рвота, жар, сильное раздражение кожи, тяжелое поражение желудка, кишечника.

4) Белена черная

Г) При поедании плодов может наблюдаться бледность кожи, боли в животе, резкая слабость, нарушение сознания.

5) Ландыш майский

Д) Сок и роса растения вызывают ожоги кожи вплоть до ІІІ степени. Сок или пыльца при попадании в глаза может вызвать слепоту.

Ответ: 1-В, 2-Б, 3-Д, 4-А, 5-Г.

 

V уровень

Ответьте на вопросы.

1) Какие механизмы адаптации выработали ядовитые животные для выживания в условиях климата Беларуси?

(Маскировка: гадюки имеют защитную окраску, которая помогает им сливаться с окружающей средой. Яд: является средством охоты и защиты. Способность к зимовке: гадюка впадает в спячку на зимний период, чтобы пережить холод и нехватку пищи.)

2) Какую пользу приносят ядовитые грибы?

(Грибы – санитары природы. Они разрушают растительные остатки (пни, опавшие листья, сломанные ветки) и превращают их в перегной. Грибы помогают деревьям добывать из почвы воду и минеральные соли.)

3) Чем опасна азалия домашняя?

(Азалию называют королевой домашних растений за ее необычайную красоту и прихотливость. Но азалия – это еще и опасная «королева», листья которой содержат ядовитое вещество гликозид. При попадании в организм это вещество вызывает отравление, а впоследствии аритмию и летальный исход.)

4) Почему ядовитость не свойственна представителям Класса млекопитающие?

(Высокое совершенство нервной системы по сравнению со всеми другими классами позвоночных позволило млекопитающим выработать достаточно эффективные средства защиты и способы нападения путем различных рефлекторных и поведенческих реакций.)

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий