Задания для повторения тем «Ядовитые растения Республики Беларусь», «Ядовитые грибы Республики Беларусь» и «Ядовитые животные Республики Беларусь».
Елена СКРЯБИНА,
учитель биологии
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
При подготовке к централизованному экзамену по учебному предмету «Биология» учащиеся нуждаются в изучении и повторении раздела «Человек в окружающей среде». Особое внимание уделяется повторению тем «Ядовитые растения Республики Беларусь», «Ядовитые грибы Республики Беларусь» и «Ядовитые животные Республики Беларусь». При повторении этих тем необходимо знать видовые названия ядовитых грибов, растений и животных нашей страны, основные их характеристики и особенности оказания первой помощи при отправлении грибами или растениями, а также меры профилактики укусов ядовитых животных.
І уровень
Определите термин.
1) _________________ – это токсические вещества различной химической природы, вырабатываемые животными и используемые ими в целях защиты или нападения. (Животные яды / зоотоксины).
2) ________________ – ядовитые вещества, вырабатываемые растениями, представляющие угрозу для здоровья человека. (Фитотоксины).
ІІ уровень
Заполните пропуски в предложениях.
1) … животные имеют особые органы, вырабатывающие яд. Этих животных принято делить на вооруженных и невооруженных. (Активно-ядовитые.)
2) Эти виды грибов содержат вредные вещества … , устойчивые к обычным методам кулинарной обработки и способны вызвать различные пищевые отравления. Эти грибы относят к …. (Микотоксины, ядовитым.)
3) Виды грибов которые содержат … , устойчивее к обычным методам кулинарной обработки и способны вызвать различные отравления относятся к … . (Микотоксины, ядовитым.)
4) В своём составе лекарственные растения содержат … , поэтому они широко используются как в … , так и в …. целях. (Ценные химические вещества, медицине, профилактических.)
5) … называются грибы, содержащие … . Для того чтобы защитить себя от отравления грибами, нужно уметь отличать … грибы от съедобных. При появлении первых симптомов отравления грибами необходимо обратиться в … . (Ядовитыми, микотоксин, ядовитые, больницу.)
6) Первая … при отравлении грибами. При появлении даже небольшого недомогания после употребления в пищу … необходимо срочно обратиться за … помощью, очистить желудок от попавших в него …. Можно пить …, … . (Помощь, грибов, медицинской, микотоксинов (ядовитых грибов), крепкий черный чай, минеральную или негазированную воду.)
ІІІ уровень
Отметьте знаком «+» верное утверждения.
1) Ядовитые насекомые имеют кожные железы с едким или сильно пахнущим секретом, отпугивающим врагов. (+)
2) Ядовитыми называют грибы, содержащие ядовитые вещества фитотоксины.
3) Растительные яды поражают в основном пищеварительную и центральную нервную систему. (+)
4) Лекарственные растения содержат ценные химические вещества, в том числе витамины и фитонциды. (+)
5) Микотоксины – это вещества, вырабатываемые ядовитыми животными. (+)
6) Ядовитые растения вырабатывают микотоксины.
7) Растительные яды поражают в основном периферическую нервную системы. (-)
8) При поедании белена чёрная вызывает острый психоз с галлюцинациями. (+)
9) У невооруженных ядовитых животных нет ранящего аппарата. (+)
10) Яд вооруженных ядовитых животных при попадании на кожу жертвы всасывается через повреждённые места и слизистые оболочки. Пассивно-ядовитые животные имеют особые органы, вырабатывающие яд.
ІV уровень
Установите соответствия. Ответ запишите в виде сочетания цифр и букв.
Животные |
Воздействие на организм |
1. Жук нарывник |
А) Боль в месте поражения, слабость, тошнота, головокружение; возможно нарушение сердечно-сосудистой деятельности |
2. Шершень обыкновенный |
Б) Укус болезненный и вызывает отек, воспаление, тошнота, иногда летальный исход. |
3. Гадюка обыкновенная |
В) Токсические вещества слюны приводят к покраснению и болезненному отеку кожи, раны долго кровоточат и не заживают. |
4. Слепень бычий |
Г) Укус болезненный, вызывает покраснение и отек, зуд. |
5. Оса обыкновенная |
Д) Укус оставляет на теле волдыри, оказывает плохое влияние на работу мочевыводящих путей и почек. |
Ответ: 1-Д, 2-Б, 3-А, 4-В, 5-Г.
Растение |
Воздействие на организм |
1) Волчье лыко |
А) Все части растения ядовиты. Наблюдаются судороги с потерей сознания, повышается температура. Возможен летальный исход. |
2) Бузина красная |
Б) При поедании плодов (красных ягод) наблюдаются бледность кожи, сильная тошнота, боли в животе, неукротимая рвота, сонливость. |
3) Борщевик Сосновского |
В) При употреблении плодов может наблюдаться сильная диарея, рвота, жар, сильное раздражение кожи, тяжелое поражение желудка, кишечника. |
4) Белена черная |
Г) При поедании плодов может наблюдаться бледность кожи, боли в животе, резкая слабость, нарушение сознания. |
5) Ландыш майский |
Д) Сок и роса растения вызывают ожоги кожи вплоть до ІІІ степени. Сок или пыльца при попадании в глаза может вызвать слепоту. |
Ответ: 1-В, 2-Б, 3-Д, 4-А, 5-Г.
V уровень
Ответьте на вопросы.
1) Какие механизмы адаптации выработали ядовитые животные для выживания в условиях климата Беларуси?
(Маскировка: гадюки имеют защитную окраску, которая помогает им сливаться с окружающей средой. Яд: является средством охоты и защиты. Способность к зимовке: гадюка впадает в спячку на зимний период, чтобы пережить холод и нехватку пищи.)
2) Какую пользу приносят ядовитые грибы?
(Грибы – санитары природы. Они разрушают растительные остатки (пни, опавшие листья, сломанные ветки) и превращают их в перегной. Грибы помогают деревьям добывать из почвы воду и минеральные соли.)
3) Чем опасна азалия домашняя?
(Азалию называют королевой домашних растений за ее необычайную красоту и прихотливость. Но азалия – это еще и опасная «королева», листья которой содержат ядовитое вещество гликозид. При попадании в организм это вещество вызывает отравление, а впоследствии аритмию и летальный исход.)
4) Почему ядовитость не свойственна представителям Класса млекопитающие?
(Высокое совершенство нервной системы по сравнению со всеми другими классами позвоночных позволило млекопитающим выработать достаточно эффективные средства защиты и способы нападения путем различных рефлекторных и поведенческих реакций.)