- Метадычка, Пачаткова школа. Матэрыялы

Формируем читательскую грамотность

 

 

Татьяна САКОВИЧ,
учитель начальных классов
Залесского яслей-сада – средней школы
Чечерского района 

 

В наше время, где большая часть времени уделяется просмотру телевидения, компьютерным играм, переходу на электронные носители информации, дети теряют интерес к чтению и книге. Научить детей правильному, осознанному, выразительному, беглому чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.

В своей практике учителя начальных классов сталкиваются со следующими проблемами:

     – учащиеся стали медленнее читать;

     – зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

     – не могут найти необходимую информацию в тексте;

     – затрудняются кратко пересказать содержание текста.

Итак, возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

Что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять над ними, заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В своей работе я использую разные виды заданий и упражнений. Они помогают моим учащимся улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.

Задания для 1 класса (на уровне слова)

     1. Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А: АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О: МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

     2. Прочитай слова без лишнего слога:

тюлалень  леокапард  лягушника  дязател  инжидюк кастфурюля 

     3. Читай только первые слоги. Какие слова получились?

канат  лента  дача рисунок
сани  ракета  фантазия
концерт  феникс  тарелка

     4. В каждой строчке найди 5 слов: ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ

     5. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите –  вновь из букв его сложите:

оядлео     лушкяга   змлнеякиа     фрноаь        сзтекроа       пиодмор   сзакка уебинчк    пдосонулх  кхнуя                

Задания для 2 класса (на уровне предложения)

     1. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

 L П R F S Г Q Р W G Н Z h А U М L t П V F О S R Ё G Д Z L Y А W J Е S N Х F О G S Д Z N И Y W Т R L Ш J f У S Y Б Q W АИ Z U К L G A R t ФS E ТАU Н

По горам, по долам ходит шуба и кафтан. ( Баран)

     2. Читай предложения наоборот справа налево:

вомодхашырканилсивопикьлусосеикьненотикниженсеиконидотюадапабеногонрумсапсяьтсилеинделсопилетселбаззёребхяьчусанимактеномимытолоз

     3. Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки):

Дерево живёт друзьями, а человек корнями.
Труд портит, а лень – кормит.
За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.
Один раз отмерь – семь раз отрежь.

Задания для 3–4 класса (на уровне текста)

     1. Работа с деформированными текстами.

Вызвать интерес – далеко не единственная задача этих упражнений. При переходе от чтения деформированных текстов к обычным, учащиеся чувствуют себя более уверенно. Ребенку легко читать, он чувствует связь между словами, охватывает все предложение целиком.

 1) Использование принципа решения анаграмм для прочтения завершенных коротких текстов. Напомню, что смысл анаграммы в том, чтобы переставить буквы или звуки в слове, чтобы получилось другое слово.

маЗи
лашПри  миаз.  лисьПопасы  с  бане  тыешипус  кижинсен.  лымБе  ровком  лигел  ино  ан  ляпо ,  ан  ширык  модов.  верЗаскал  ан  целнсо  сел.  перьТе  ножмо  тьдихо  ан  жахлы,  габеть  ан кахнько оп  дуль.  рошоХо  мойзи!

 2) Вставь подходящие по смыслу слова.

Кот Васька
Кот Васька ________ на дереве гнездо. Он быстро _________ к гнезду. Старый дрозд ________ злодея и ________ Ваську в лоб. _______ кот и ________ с дерева.

Слова для справок: полез спрыгнул увидел испугался заметил клюнул

 

Отдельно хочется выделить приём синквейн. Пишется синквейн по определённым правилам:

 1 строчка – это существительное. Тема, о которой пойдёт речь.

 2 строчка – это два прилагательных или причастия, описывающих предмет.

 3 строчка – это три глагола, которые описывают действия предмета по выбранной теме.

 4 строчка – это фраза, которая показывает отношение автора к теме.

 5 строчка – это существительное, которое ассоциируется с темой синквейна.

Составление синквейна – это полезная весёлая игра, которая обогащает словарный запас, развивает речь и мышление, а также хороший способ контроля и самоконтроля. Синквейны можно составлять по прочитанным сказкам, рассказам, стихотворениям. Начинать составление синквейна надо с самого простого:

  • по заданной теме
    чтение

    интересное увлекательное
    помогает учит развивает
    Кто много читает, тот много знает.
    Знание

 

  • по стихотворению

Льётся он косой стеной
И стучит по нашим окнам.
Этот дождик проливной.
А в саду беседки мокнут.
Лист осенний долго кружит,
Чтоб потом спуститься в лужу.
С мамой мы пошли гулять.
Стал он землю поливать.
Поливал да поливал –
Всех под зонтики загнал.

 

дождик
проливной холодный
капает стучит моросит
Дождь – это когда осень плачет.
грусть

 

 

  • по загадке

Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.

 

книга
полезная интересная
учит помогает советует
Книга – лучший друг.
Библиотека

 

Применяя в работе данные приёмы и упражнения, я пришла к убеждению, что всё это способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской грамотности младших школьников.

 

 

Поделиться ссылкой:

Пакінуць адказ