- Дадатковая адукацыя, Метадычка

Методика проведения похода экологической направленности

 

 

Валентина ХЛЕБИНА,
педагог дополнительного образования
Гомельского городского центра
дополнительного образования детей и молодёжи

 

 

Поход экологической направленности отличается от остальных походов тем, что его участники не только знакомятся с жизнью растений и животных в их естественной среде обитания, но отслеживают связи и взаимосвязи с окружающей средой, учатся видеть экологические нарушения по вине человека: выгоревшую лужайку, свалки мусора, срубленные деревья, сброшенные в водоёмы отслужившие машины и многое другое.

Планируя режим дня участников похода, руководителю следует выделить время для познавательной, краеведческой и общественно-полезной работы, занятий по интересам в зависимости от индивидуальных наклонностей и увлечений ребят.

Большие привалы и остановки следует активно использовать для проведения с участниками похода природопознавательных, исследовательских и природоохранных мероприятий, широко применяя методы интерактивного обучения.

Важным средством, способствующим пробуждению у участников похода эстетического восприятия окружающей среды, является чтение стихов о природе. Под воздействием художественного слова дети острее воспринимают красоту природы.

Для более успешного осуществления работы по экологическому воспитанию юных туристов рекомендуется организовывать встречи с интересными людьми: знатоками местной природы, лесничими, работниками Института леса. Такие встречи сыграют положительную роль в формировании бережного отношения к природе у участников похода.

 

План подготовки к экологическому походу:

     1. Определить тему экологического похода.

     2. На занятиях познакомить участников похода с основными биоценозами республики.

     3. Разработать маршрут похода.

     4. Определить объекты показа и рассказа.

     5. Определить, что наблюдать, как наблюдать, на что обратить особое внимание, как вести записи в дневнике наблюдения.

     6. Рекомендовать литературу для самостоятельной проработки.

     7. Обсудить, как экипироваться в экологический поход.

     8. Повторить правила поведения в природе: не шуметь, продвигаться след в след, не ломать деревья и кустарники, не лазить по деревьям, не рвать цветы, не ловить земноводных, жуков и бабочек, не трогать птичьи гнезда, не мусорить, не разжигать в лесу костёр.

     9. Составить план проведения похода по следующим разделам: цели и задачи похода, маршрут, протяжённость, объекты наблюдения (каждый этап похода имеет свои цели и задачи, содержание и методы подачи материала), остановки для отдыха (задания для самостоятельной работы, интерактивные игры во время отдыха, викторины, творческие минутки).

Любой поход начинается с вводной беседы и заканчивается обобщающей беседой или интерактивной игрой. Когда отряд прибудет к месту начала похода (имеется в виду природная среда), можно провести интерактивную игру «Снежный ком».

Участники похода выстраиваются в круг. Стоя в кругу, руководитель предлагает закончить фразы: «Здравствуй, природа! Я пришла к тебе в гости другом! Я не сделаю тебе ничего плохого, не сломаю зря ветку…». Стоящий рядом участник повторяет текст, сказанный руководителем, и добавляет своё правило. Когда очередь дойдёт до последнего участника, будут усвоены правила поведения в природе.

Затем руководитель озвучивает цель похода, маршрут, его протяженность, основные объекты наблюдения, говорит о запланированных остановках, продолжительности похода, обращает внимание на общие впечатления, которые участники похода получат в процессе похода: запахи краски, звуки.

Красоту природы, отдельных её участков, можно подчёркивать, пользуясь художественными образами из литературы.

Также художественные образы можно использовать в качестве логического перехода от объекта к объекту. Например, при подходе к ивнякам можно прочитать следующий отрывок:

                              Сказывают, ива девушкой была
                              Долго, терпеливо милого ждала.
                             Не дождавшись друга, горе затая,
                             Ивушкой зелёной в бережок вросла.

 

Растения и животные описываются по плану:

     1) видовое название;
     2) представление о месте обитания;
     3) распространение вида в данной местности;
     4) сведения о биологии вида: размер, окраска, приспособленность к жизни; для животных – питание, способы добывания пищи, характер размножения, количество детёнышей, особенности их выращивания, последующая связь с родителями, враги, конкуренты, болезни;
     5) хозяйственное и эстетическое значение для человека;
     6) состояние численности вида в данном месте и характер его изменения: по естественным причинам, в связи с человеческой деятельностью.

Объектом наблюдения и рассказа могут быть следы жизнедеятельности животных: кротовины, следы на влажной земле или снегу, повадки, остатки пищи, погрызы, говорящие о присутствии животных. Наблюдения сопровождаются кратким рассказом о том или другом животном.

Обязательным является показ экологических нарушений в природном комплексе в связи с деятельностью человека: автомагистрали, сельскохозяйственные комплексы, трубопроводы. Необходим анализ с оценкой достоинств и недостатков, пути предотвращения и устранения этих недостатков. Здесь уместно будет использовать интерактивный метод «1×2×4».

 

Алгоритм реализации метода «1×2×4»:

     1) педагог называет метод и поясняет его суть: решение проблемы будет осуществляться сначала индивидуально каждым, затем – в парах, потом – в творческих группах;

     2) организатор похода сначала выдвигает проблему (вопрос) и предлагает всем участникам индивидуально в течение 3 – 5 минут найти решение этой проблемы (ответ на вопрос);

     3) пять – семь участников озвучивают свои варианты решения проблемы;

     4) создаются пары участников (по желанию, по жребию);

     5) парам предлагается в течение 3 – 5 минут сравнить тексты по решению проблемы каждого из участников и создать общий текст, расширив и углубив его содержание;

     6) три – пять пар представляют результаты своей работы, озвучивают написанные тексты;

     7) затем каждые две пары объединяются в творческие группы по четыре человека;

     8) творческим группам предлагается в течение 7 – 10 мин сравнить варианты текстов, созданных в парах, расширить и углубить их содержание;

     9) каждая творческая представляет свой вариант текста по решению проблемы;

      10) организуется рефлексия состоявшегося взаимодействия.

 

Организатору экологического похода

     1. Чётко определите тему похода, изучите маршрут, составьте план подачи материала.

     2. Строго придерживайтесь плана похода.

     3. Удачно сочетайте методы показа и рассказа.

     4. При определённых условиях (следы жизнедеятельности животных) используйте метод реконструкции события.

     5. Не оставляйте участников похода пассивными слушателями, побуждайте к диалогу.

     6. Учите участников похода видеть экологические нарушения и искать пути их решения.

     7. Умейте сконцентрировать внимание участников похода на нужном объекте, эмоционально воздействуя на их чувства.

     8. Избегайте долгих объяснений.

     9. Широко используйте интерактивные технологии во время отдыха на стоянках по теме похода, это не позволит никому пассивно отсидеться.

     10. По окончании похода подведите итоги похода, закрепите полученные в походе знания повторением.

 

Завершите поход интерактивной игрой «Закончи фразу», например: «Спасибо, природа за то, что ты меня сегодня порадовала пением птиц…, журчанием ручейка, …шумом ветра и т.д. (фразу дополняет каждый участник похода).

 

Использованная литература

1. Кашлев, С.С. Игры – путешествия с экологическим содержанием. – Минск : НМЦентр, 1997. – С. 105.

2. Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения. – Минск : Белорусский верасень, 2005.

3. Кронберг, И.Н. Природопознавательные прогулки и походы с детьми и подростками. – М., 1985.

 

 

Поделиться ссылкой:

Пакінуць адказ