Антон БАЗЫЛЕНКО,
учитель трудового обучения
средней школы № 62 Гомеля
Аннотация:
Материал может использоваться на уроках технического труда в общеобразовательной школе. Не только в вариативной части, но и в инвариантном компоненте при изучении тем: «Технологическая документация», «Пиление лобзиком», «Отделка древесины» и др., а также на занятиях системы дополнительного образования соответствующей специализации.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: «Изготовление сувенира-брелока“Хатка”».
Возраст учащихся: 11–13 лет.
Тип занятия: занятие по введению нового материала.
Форма занятия: занятие-мастерская.
Уровень изучения: базовый.
Учебно-методический комплекс
Наглядные материалы:
— образец сувенира-брелока «Хатка»;
— макеты различных типов белорусских крестьянских дворов;
— технологическая карта изготовления сувенира-брелока «Хатка»
— эскиз сувенира-брелока «Хатка»;
— фотоинструкция «Алгоритм сборки сувенира-брелока «Хатка».
Методические материалы:
— образовательная программа;
— технологическая карта занятия;
— маршрутная карта изготовления сувенира-брелока «Хатка».
Раздаточный материал:
— деревянные рейки, нитки.
Оборудование и материалы:
— карандаш, линейка, гелиевая ручка (чёрная);
— наждачная бумага, ножницы;
— клей ПВА, морилка, кисточка;
— лобзик, выпиловочный столик.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Цель: формирование умений и навыков изготовления сувениров, изготовление сувенира-брелока «Хатка».
Задачи:
— закрепить знания об особенностях конструкции архитектурных строений белорусского крестьянского двора;
— познакомить с особенностями конструирования белорусской хаты;
— формировать умения сборки деталей конструкции“Белорусская хата”;
— развивать пространственное мышление, конструкторские способности;
— формировать представление о связи архитектурного сооружения с культурой страны, воспитывать патриотические чувства;
— воспитывать настойчивость, терпение, аккуратность.
Основной метод обучения: репродуктивный.
Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Планируемое время |
Содержание |
||||
Предметно-целевой компонент этапа |
Взаимодействие педагога и учащихся |
Методы, приемы, технологии |
|||
1 Организационно-подготовительный этап (4 мин) |
|||||
2 мин |
Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя |
Педагог и учащиеся приветствуют друг друга. Педагог спрашивает у ребят, какое у них настроение, как они провели выходные, какие деревянные дома и постройки видели на улицах города Учащиеся отвечают на вопросы |
Прием «Блиц-общение»
|
||
2 мин |
Содействие внутренней мобилизации учащихся на учебный процесс. Подготовка учебного места |
Педагог предлагает всем учащимся проверить наличие необходимых материалов и заготовок для занятия. Учащиеся готовят свое учебное место для работы |
Самостоятельная работа |
||
2 Основной этап (37 мин) |
|||||
5 мин |
Введение в тему.
Актуализация знаний учащихся о конструкции белорусского крестьянского двора |
Педагог демонстрирует слайд-фильм «Белорусская хата», знакомит учащихся с архитектурой Педагог предлагает учащимся рассмотреть макеты различных типов белорусских крестьянских дворов, и назвать, какие технические особенности строительства крестьянской хаты они знают. Учащиеся отвечают |
Объяснительно-иллюстративный метод
Наглядный метод
Мини-беседа |
||
2 мин |
Обоснование темы и цели занятия |
Педагог предлагает ребятам изготовитьмини-хату в качестве сувенира-брелока «Хатка». Педагог акцентирует внимание ребятна то, что основой постройки хаты является фундамент, Педагогподчеркивает важность качественного выполнения деталей мини-хатки |
Объяснительно-иллюстративный метод
|
||
4 мин |
Развитие познавательной сферы учащихся.
Ознакомление с конструкцией сувенира-брелока «Белорусская хата» |
Педагог предлагает ребятам рассмотреть конструкцию сувенира-брелока «Хатка» и определить, какие технологические операции обработки древесины используются при изготовлении сувенира. Учащиеся отвечают. |
Метод создания учебных
|
||
14 мин |
Включение учащихся в практическую работу.
Объяснение и показ процесса изготовления сувенира-брелока |
Педагог показывает и разъясняет, из каких деталей состоит сувенир-брелок «Хатка». Педагог демонстрирует на экране инструкцию «Алгоритм сборки сувенира-брелока «Хатка» Педагог объясняет последовательность изготовления и склеивания деталей для сувенира-брелока (Приложение 1) Педагог обращает внимание учащихся на технику безопасности при работе с инструментами и клеем. Учащиеся выполняют задание. Педагог контролирует, помогает и корректирует работу учащихся |
Наглядный метод
Объяснительно-иллюстративный метод
Репродуктивный метод Текущий контроль
|
||
2 мин |
Организация отдыха учащихся. Снятие мышечного напряжения |
Педагог проводит физкультминутку. Учащиеся выполняют упражнения |
Игровой прием «Веселая динамика» |
||
10 мин |
Объяснение и показ процесса окончательной сборки сувенира-брелока |
Педагог объясняет технологию соединения Учащиеся выполняют задание (Приложение 2). Педагог контролирует, помогает и корректирует работу учащихся |
Объяснительно-иллюстративный метод
Репродуктивный метод
Текущий контроль |
||
3 Итоговый этап (4 мин) |
|||||
2 мин |
Закрепление и актуализация |
Педагог проводит с учащимися игру «Дом моей мечты» |
Игровой метод |
||
2 мин |
Подведение итогов. Развитие |
Педагог просит учащихся ответить на вопросы «Что нового вы узнали на занятии? Чему научились?» |
Прием «Вопрос–ответ» |
Ход занятия
1 Организационный этап
– Добрый день, ребята и уважаемые гости. Какое у вас сегодня настроение? Все готовы к занятию?
Дети отвечают.
– Скажите, ребята, какие деревянные дома и постройки вы видели на улицах нашего города. Кому из вас приходилось отдыхать в деревне у бабушки? Наверняка вы видели там деревянные дома.
Дети отвечают.
2 Основной этап
– Зачем человеку дом? Зачем он тратит столько сил, чтобы его построить? Самый простой ответ: чтобы защитить себя от внешних воздействий природы: дождя, холода, жары, солнца, а также диких зверей и лихих людей. Однако это ответ неполный. Человеку надо было отделить себя от злых стихий природы, создать свой защитный мир. Но ведь человек никогда не мыслил себя вне природы, поэтому все свои знания об окружающем мире он перенес на жилище, сконцентрировал их в понятие дом.
Давайте совершим маленькое историческое путешествие в наше прошлое и познакомимся с архитектурным строением белорусского крестьянского двора. Посмотрим, что представляло собой белорусское крестьянское подворье? По каким канонам оно строилось и что в него входило?
Педагог демонстрирует слайд-фильм «Белорусская хата» знакомит учащихся с архитектурой белорусского крестьянского двора.
– В белорусской деревне преобладали три вида усадеб: веночная, погонная и двор с несвязанными постройками.
Богатый крестьянский двор состоял из жилого дома – хаты, клети, хлева, конюшни, гумна, сеновала, адрыны, бани. Но таких дворов было немного.
Крестьянский двор делился на две части: по одну сторону дома располагался чистый двор, по другую – скотный с хлевами. Но всегда дом ставился к улице. Таким образом, крестьянский двор состоял из отдельных построек, приставленных друг к другу или расположенных на некотором расстоянии. Подобная группировка образовывала своеобразную живописную композицию, архитектурный ансамбль, отдельные части которого были тесно связаны между собой.
В основе погонной застройки – расположение жилых, подсобных и хозяйственных помещений (звеньев). Погонная застройка отразилась в облике современной деревни, сохранив свои черты в новых социальных и хозяйственных условиях и встречается в Рогачёвском, Буда-Кошелёвском, Ветковском районах. Давайте рассмотрим основной элемент белорусского погона – хату.
В прошлые века люди предпочитали жить в деревянных домах.
На первый взгляд, деревянный дом − самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Наши предки называли свои дома хатами. Согласитесь, по-белорусски “хата” звучит мелодично. Однако в устройстве хаты нельзя не увидеть свойственную белорусскому народу природную красоту. Поэтому хаты − это не только памятники быта и истории, но и произведения архитектуры. Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все гармонично и совершенно.
Как тип жилища хата исторически развилась из землянки (полуземлянки). На Беларуси с I–II вв. известно однокамерное жилище с печью без дымохода (курная хата) и узкими окошками с засовами. С XIX в. курная хата начала вытесняться так называемой белой хатой (печь с дымоходом), а однокамерная планировка двухкамерной (хата + сени) и трехкамерной (хата + сени + хата; хата + хата + сени; хата + сени + хоз. постройка).
Белорусское крестьянское жилище представляло собой срубную постройку. Сруб – прямоугольное помещение, близкое к квадрату. Модулем для белорусского сруба являлось бревно, длина бревна зависела от размера плана жилья, диаметра, высоты. В белорусском народном строительстве применялись две основные конструкции сруба – столбовая и веночная.
Столбовая конструкция представляла собой четыре отдельно стоящих вкопанных в землю массивных столба, а вертикальные пазы, в которые вставлялись горизонтальные бревна, образовывали сплошную стену.
Сруб веночной конструкции состоял из четырех бревен соединенных концами и образовывавших в плане прямоугольник – венок. Соединение концов бревен в срубе веночной конструкции происходило двумя способами –в угол с остатком, и в угол без остатка («чистый угол»).
Почти до середины XIX в. крестьяне обходились без каких-либо привозных материалов. Строили дом из сосны, ели. В некоторых местах из сосны делалась нижняя половина дома, а верхняя из ели. Если рядом с деревней не было соснового и елового леса, брали осину, изредка ольху. Общим правилом было то, что хозяйственные постройки сооружались из материалахудшего, чем жилой дом. Если последний принадлежал зажиточному крестьянину, рассчитывающему на прочность постройки, то нижние бревна могли быть дубовыми.
Строительный лес готовили на исходе зимы или ранней весной, когда соки еще не набрали силу. Потомснимали кору и обтесывали со всех сторон.
Фундамент в крестьянском жилище появился не ранее середины XIX в. До этого времени обычно сруб ставился прямо на землю. В некоторых местностях под углы хаты подкладывались деревянные колоды или большие валуны. Вокруг стен делалась земляная насыпь – завалина (прызьба). Венцы сруба по углам соединялись так называемым простым углом (у обла, у чашку). Этот прием рубки является древнейшим способом соединения венцов сруба. Сруб сооружался из неотесанных круглых бревен. Между бревнами сруба прокладывался мох. Нижние бревна, выдерживающие тяжесть всего дома являлись простейшим фундаментом и назывались падруба. Они лежали непосредственно на земле, были подвержены сырости, и забота крестьянина об их особой прочности понятна.
Фундаментом являлись и толстые колоды, врываемые на три четверти в землю. Такие колоды в разных местностях назывались по-разному: штемпалы, стулы, шкандары, шкандарты. Дальнейшее развитие фундамента заключалось в том, что под падрубы, обычно под четыре угла, подкладывались большие камни, выполняющие роль фундамента, в значительной степени освобождая падрубы от вредных воздействий почвы.
Реже делали цельный каменный фундамент. При этом камень либо складывался без цемента, либо спаивался глиной, известью. Для этого брались неотесанные булыжники. Если каменный фундамент был из глины или извести, то он был очень низким.
Непременная принадлежность белорусской хаты – завалинка, или по-белорусски прызьба. Ее назначение – оградить жилой дом от холода и сырости. Обычно это – насыпь вокруг хаты, высотой 30–40 см, удерживаемая досками и вбитыми в землю кольями.
Наиболее распространенной формой крыши белорусской крестьянской избы издавна была двухскатная. Четырехскатная крыша преобладала только на крайнем юге. Преобладающей конструкцией крыши в феодальную эпоху была крыша «закотом» и крыша на ключах. С середины XIX в. в крестьянском строительстве широко распространилась стропильная конструкция крыши. Обычным кровельным материалом в белорусской деревне в XIX в. была солома. В приречных и приозерных местах встречалась также камышовая (чаротавая) кровля. Наиболее древним по своей конструкции типом потолка, бытовавшим еще в XIX в., был потолок сводчатый, позднее его вытеснил плоский потолок.
Окна в хате прорубались обычно небольшие. В древности они не имели рам и стекла, были волоковыми, т.е. задвигались дощечкой. Со второй половины XIX в. волоковые окна встречались только в сенях и коморах. С появлением стекла в оконные проемы начали вставлять раму с мелким переплетом. Зимних рам в старинных крестьянских хатах не было совсем, поэтому во время сильных морозов на окна навешивали сплетенные из соломы маты. По обычаю в хатах белорусов прорубались три окна, из которых одно находилось против дверей, в передней поперечной стене, выходящей к улице, а два других размещались по смежной длинной стене ближе к углам хаты.
Пол в хатах был глинобитный или просто земляной.
Педагог предлагает учащимся рассмотреть макеты различных типов белорусских крестьянских дворов, и назвать, какие технические особенности строительства крестьянской хаты они знают.
Учащиеся отвечают.
Теперь, на начало ХХІ столетия, многое изменилось в жизни белорусского народа. Изменилась и белорусская хата, ее облик. Сегодня при строительствехат используются новые технологии и материалы.
Однако новую жизнь получает экологическое строительство, которое тесно связано с традициями наших предков.
Я человек асфальта,
Троллейбусных столбов,
Но сельская мне хата
Дороже всех дворцов.
В ней дышится свободно,
Прохладно и тепло.
Может, не так уж модна,
Зато живет село.
Н.Липов
– Сегодня мы не сможем изготовить точную копию белорусской хаты. Я предлагаю изготовить мини-хатку в качестве сувенира-брелока «Хатка», который станет прототипом белорусской хаты.
Педагог показывает и разъясняет, из каких деталей состоит сувенир-брелок «Хатка», демонстрирует на экране инструкцию «Алгоритм сборки сувенира-брелока «Хатка», объясняет последовательность изготовления и склеивания деталей для сувенира-брелока.
Педагог обращает внимание учащихся на технику безопасности при работе с инструментами и клеем.
Учащиеся приступают к самостоятельной практической работе
Педагог контролирует, помогает и корректирует работу учащихся.
Когда выполнены работы по изготовлению деталей и узлов, проводится физкультминутка.«Веселая динамика»
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы работу,
Уберем мы с плеч ломоту.
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Учащиеся выполняют упражнения.
– Ребята, вы отдохнули и теперь снова готовы к работе.
Педагог объясняет технологию соединения деталей и узлов (фундамент, стены, крыша), предлагает учащимся посмотреть, как это выглядит на готовом изделии.
Учащиеся выполняют задание.
3 Итоговый этап
– Вижу, ребята, вы закончили работу. Все справились, молодцы! Давайте изготовленные сувениры установим на столе. Какая красивая выставка «хаток» у нас получилась! Сегодня мы познакомились с архитектурой белорусского крестьянского двора и особенностями строительства крестьянской хаты, смогли изготовить мини-хатки в качестве сувенира-брелока. Давайте немного поиграем и построим дом своей мечты.
Под музыку дети начинают передавать друг другу сувенир-брелок, на ком музыка останавливается, встает и рассказывает, где и какой дом построил бы для себя.
– Ребята, наше занятие подошло к концу. Что нового вы узнали на занятии? Чему научились?
Дети отвечают
– Я рад, что наша встреча принесла нам всем приятные минуты общения. Примите на память о ней эти сувениры-брелоки «Хатка». До свидания!
Приложение 1
к занятию № 18
МАРШРУТНАЯ КАРТА
Изготовление деталей и узлов сувенира-брелока «Хатка»
№ |
Последовательность операций |
Инструменты и приспособления |
1 |
Выбрать заготовку-рейку с выемками, наметить размер и отпилить деталь 1 (3 шт.) |
Линейка, карандаш, лобзик |
2 |
Зачистить и отшлифовать детали |
Наждачная бумага |
3 |
Выбрать заготовку-рейку |
Линейка, карандаш, лобзик |
4 |
Зачистить и отшлифовать детали |
Наждачная бумага |
5 |
Выбрать заготовку-рейку |
Линейка, карандаш, лобзик |
6 |
Зачистить и отшлифовать деталь |
Наждачная бумага |
7 |
Выбрать заготовку-рейку |
Линейка, карандаш, лобзик |
8 |
Зачистить и отшлифовать деталь |
Наждачная бумага |
9 |
Выбрать треугольную заготовку-рейку и отпилить деталь 3 (1 шт.) |
Линейка, карандаш, лобзик |
10 |
Зачистить и отшлифовать деталь |
Наждачная бумага |
11 |
Выбрать заготовку и отпилить деталь 6 (1 шт.) |
Линейка, карандаш, лобзик |
12 |
Зачистить и отшлифовать деталь |
Наждачная бумага |
13 |
Склеить в ряд между собой деталь 1 (2 шт.), пропилами наружу |
Клей ПВА |
14 |
Приклеить деталь 2 (2 шт.) пропилами наружу с торцов склейки узла из деталей 1 (фундамент) |
Клей ПВА |
15 |
Приклеиваем к детали 5 деталь 4 |
Клей ПВА |
16 |
Выполнить художественное оформление сборочных узлов крыши (деталь 3) и фундамента |
Морилка, кисточка |
Приложение 2
к занятию № 18
МАРШРУТНАЯ КАРТА
Сборка сувенира-брелока «Хатка»
№ |
Последовательность операций |
Инструменты и приспособления |
1 |
Склеить узлы фундамента и стен между собой (основание) |
Клей ПВА |
2 |
Склеить основание с крышей (деталь 3) между собой |
Клей ПВА |
3 |
Приклеить деталь 6 на крышу сувенира |
Клей ПВА |
4 |
Приклеить деталь-окно на стену сувенира |
Клей ПВА |
5 |
Продеть нить в ушко сувенира и завязать |
|