Сувенир. Его специфика в архитектурном моделировании. Колодец и его типы

- 14:20Методичка, Трудовое обучение

Мастер-класс

 

Антон БАЗЫЛЕНКО,
учитель трудового обучения
средней школы № 62 Гомеля

 

Тип мероприятия – комбинированный
Продолжительность – 3 ч.

 

Тема: Сувенир. Его специфика в архитектурном моделировании. Колодец и его типы.

Цель: формирование умений и навыков изготовления сувениров, изготовление сувенира «Колодец»

Задачи:

          – закрепить знания об особенностях конструкции архитектурных строений белорусского быта;

          – познакомить с особенностями построения объекта быта (колодца) в стендовом моделировании;

          – формировать умения и навыки необходимые для построения архитектурных объектов;

          – формировать представление о связи архитектурного сооружения с культурой страны;

          – развивать пространственное мышление, конструкторские способности;

          – воспитыватьпатриотические чувства.

 

Оборудование: карандаш, линейка, развёртка-эскиз, лобзик, выпиловочный столик, коловорот, сверло, клей ПВА, плоскогубцы, зубочистка, морилка, кисточки, ёмкости, шило, гуашь красного и зелёного цвета.

 

Ход мастер-класса

I Организационная часть

          1 Проверка явки слушателей.
          2 Проверка готовности групп к занятию.

– Добрый день,ребята. Какое у вас сегодня настроение? Все готовы к работе?

– Давайте вспомним, когда мы бывали в деревнях, а особенно на хуторах, в жаркий полдень наш взгляд подсознательно искал источник влаги. И испокон веков таким источником был…(колодец).

 

II Сообщение темы и цели занятия

– Молодцы! Правильно. Тема нашего занятия: «Колодец и его типы», а также специфика их изготовления в макетировании. Сегодня мы с вами изготовим макет-сувенир «Колодец», предварительно рассмотрев виды колодцев, чтобы выбрать наиболее приемлемую модель для своего изделия.

 

III Вводный инструктаж по ТБ (теория – 15 мин., проводится в форме беседы с учащимися).

          1 Правила поведения в мастерской.
          2 Организация рабочего места.
          3 Правила и последовательность при выполнении работы и пилении лобзиком.

 

IV Основная часть (теория – 15 мин.).

          1 Возможности занятости учащихся на уроках трудового обучения и объединений по интересам.

Занятие может использоваться на уроках технического труда в общеобразовательной школе.Не только в вариативной части, но и в инвариантном компоненте при изучении тем: «Технологическая документация», «Пиление лобзиком», «Отделка древесины» и др. Также на занятиях системы дополнительного образования соответствующей специализации.

 

          2 Приобщение к этнографическому наследию края через архитектурное моделирование, взаимосвязь с историей.

Слово учителя

– Колодец издревле ассоциировался с чем-то мистическим. Это мы встречаем и в сказках и в преданиях, даже в верованиях наших предков.

Так что же мы называем колодцем? Какие существуют виды колодцев?

Колодец – гидротехническое сооружение для добывания грунтовых вод, обычно представляющее собой вертикальное углубление с укреплёнными стенками и механизмом подъёма воды на поверхность (ведро на верёвке или насос). От скважины колодец отличается тем, что намного шире её, поскольку копается, как правило, вручную.

             

Колодцы отличаются по уровню и объёму грунтовых вод.

Шадуф – это колодец, из которого вода добывалась рычаговой системой журавля и использовалась еще египтянами для орошения земли.

Русский колодец – крытая бревенчатая шахта с воротом, к которому цепью привязывается ведро. Барабан вращается рукояткой, однако возможно и вращение за колесо, находящееся на одной оси с барабаном. Чтобы ведро при спуске в глубокий колодец не набрало большую скорость и не повредилось при ударе об воду, используется ленточный тормоз. Чтобы ведро не плавало на поверхности и быстро зачерпнуло воду, на стенку в верхней части прикрепляется груз (смещается центр тяжести).

Вместности с близким залеганием грунтовых вод практикуется коромысловый тип колодца – так называемый «журавль».

Колодец архимедова винта – для непрерывной подачи воды с помощью винта, который крутил осёл.

Абиссинский или нортоновский колодец – вид артезианского колодца, состоящего из трубы, диаметром 25–45 мм, снабжённой ситообразным наконечником. Труба вводится посредством бурава в водоносный слой и снабжается насосом.

Колодцы у славян.

До начала XX века колодец делали в виде деревянного сруба, чаще дубового. Обычно над срубом устанавливался ворот или журавль для поднятия воды. Отверстие колодца закрывалось крышкой.

Колодцы, как родники, озёра и реки считались священными. Они являлись местами поклонения. Почти в каждой деревне имелся свой святой источник, вода которого считалась целебной. Возникновение того или иного святого источника связывалась с именем Параскевы-Пятницы (в народе Прасковеи), культ которой сливался с культом Богородицы. По преданиям, родник появлялся там, где прошли или присели отдохнуть святая Параскева или Божья Матерь.

Возле колодцев и источников до начала XX века совершали жертвоприношения, произносили клятвы, заключали брачные союзы.

В связи с развитием садоводства и огородничества получил распространение колодец в виде скважины, в которую опускается погружной насос, приводимый в действие электричеством от бытовой электросети.

 

          3 Подбор материала и особенности его использованияв данном изделии:
     1) выбор материала для основы (шпон от 3мм, фанера, ДВП);
     2) подбор реек по габаритным размерам;
     3) подбор веток для ворота.

 

          4 Необходимость эскиза для воплощения образа (использование наглядности и специальной литературы этнографической организации) – для работы в стендовом моделировании.

Используя теоретическую информацию, полученную на занятии, оформите образ вашего будущего изделияна бумаге в виде технического рисунка. С раскладкой на составляющие элементы. С цельювыполнения правильной последовательности технологических операций по сборке узлов изделия.

 

V Закрепление нового материала (практическая часть – 75 мин.).

Практическая работа по технологической карте (Приложение 1)

          1 Ознакомление с эскизом проекта.
          2 Подготовка рабочего места (инструменты, заготовки).
          3 Создание модели «Колодец».
          4 Цвет как элемент декора (работа с морилкой, гуашью).

 

VI Подведение итогов (теория – 15 мин.).

          1 Анализ работы группы (выставка работ). 
          2 Подведение итогов (определение возможности декорирования макета по собственному замыслу).
          3 Обсуждение перспектив и предложений (возможность постройки цельной сельской усадьбы с элементами быта).
          4 Уборка рабочих мест в мастерской.

 

Используемая литература:

Трудовое обучение. Технический труд: учебное пособие для 5-го класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения /Е.Н.Чернова, Д.В.Цареня; под.ред. М.В.Ильина. – Минск:Народнаяасвета. 2017. – 151 с.: ил.

 

Приложение 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

1 Рассмотрим графическую документацию. Внесём возможные изменения, используя пометки на полях.

2 Располагаем инструменты и рабочие материалы в удобном для работы положении.

                   

3 Возьмём заготовку. Разметим на ней размер основания, используя линейку и карандаш (50×50 мм).

4 Используя лобзик или пилку, выпилим на выпиловочном столике основание.

5 Зачистим основание наждачной бумагой.

6 Разметим расположение сруба на основании, используя линейку и карандаш. В нашем случае оно составит 20×20 мм. Толщина рейки составляет 6 мм.

 

7 Используя рейку, начинаем выкладывать сруб. Вначале положим параллельно 2 рейки, их длина составит по 20 мм каждая. Рейки выкладываются по внешней стороне разметки.

8 Для склеивания используем клей ПВА. При этом намазываем все контактные поверхности по мере их соприкосновения.

9 Следующие 2 рейки мы положим перпендикулярно первым, рейки укладываются в торец первым.

10 Второй слой сруба выкладываем аналогично первому, но уже в обратном порядке. Так, чтобы длинные рейки легли на короткие.

11 Третий слой повторяет первый.

12 Используя цветной картон синего и голубого цвета вырезаем квадрат, равный основанию колодца, и приклеиваем его внутрь конструкции.

13 Берём рейку, и ставя её вертикально, производим примернуювизуальную отметку будущих крепёжных столбов. Подгоняем точный размер линейкой. Отпиливаем так, чтобы верх столба был заострен. Подшлифовываем наждачной бумагой.

14 Возьмём природный необработанный материал (ветка) диаметром не менее 8 мм, замеряем длину будущего ворота (равна ширине сруба минис 1 мм). Прикладываем её к плоскости наших слоёв сверху. Замеряем точный размер, используя линейку. Отпиливаем и зачищаем деталь.

15 Используя коловорот, дрель или сверлильный станок сверлом 2 мм делаем отверстия в крепёжных столбах и в центре ворота так, чтобы собрать будущий подъёмный механизм.

16 С помощью зубочистки и клея ПВА собираем конструкцию. Прикрепляем её к нашему срубу.

17 Возьмём зубочистку и реечку не более 2 мм толщиной, длина заготовки 15 мм и,сделав 2 отверстия в ней, отпиливаем. Прикрепляем на клей ПВА ручку нашего колодца.

18 При помощи рейки, столярного ножа или резака сделаем декоративный фундамент вокруг нашего основания. Отметим в произвольном порядке будущую кирпичную кладку, надпилим лобзиком и подрежем резаком. Приклеивая стилизацию в том же порядке, как и выкладывали слои нашего сруба.

19 С целью безотходного производства и декорирования нашего сувенирного изделия используем опилки от распиловки заготовок рейки для имитации травы. Приклеиваем их к нашему основанию клеем ПВА.

20 Возьмём палочки от мороженого и нарежем их длиной 35 мм. Склеиваем между собой в ряд по 5 штук. После склеивания зачистим наждачной бумагой и приклеим, имитируя крышу.

21 Используя природный материал (ветку) диаметром 10 мм высверливаем несквозное оверстие сверлом 7–8 мм, таким же образом, как при выполнении ворота колодца. Подрезаем, имитируя уши для ручки ведра. С помощью шила делаем в них отверстия. Протягивая проволоку в отверстия и загибая её, имитируем ушки ведра (можно использовать нитку). При помощи резака делаем надрезы на стенках (разметить имитацию досок ведра можно и карандашом), визуально подражая дощатой основе. Обтягивем верёвкой по диаметру сверху и снизу, имитируя кольца.

22 К нашему вороту прикрепляем толстую нитку или цепочку, к которой крепим ведро.

23 Красим гуашью опилки в зелёный цвет, создавая эффект травы. Крышу красим в красный, придавая большую насыщенность нашему сувениру.

– Колодец готов! Молодцы!

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий