Татьяна ХОРУНЖАЯ,
учитель математики
Тимоновской средней школы
Климовичского района
Могилевской области
Современная жизнь в условиях технического развития диктует свои правила. Человек должен быть конкурентоспособным, постоянно развиваться и уметь самореализовываться.
Слова Конфуция: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь», – в современном образовательном процессе актуальны как никогда. В обучении математике большое значение уделяется практико-ориентированному подходу. Недостаточно сказать ученику, что знания математики ему пригодятся, важно показать, где, когда и как он сможет ими воспользоваться. Обучение с использованием практико-ориентированных задач приводит к более прочному усвоению информации.
Особенность этих заданий в том, что они вызывают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Поэтому решение практико-ориентированных задач играет важную роль в формировании читательской и математической грамотности учащихся.
В исследовании РISA отмечается: «Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Именно процесс осознанного восприятия условия задачи и ее анализ позволяет формировать специальные читательские умения:
– учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в задаче;
– найти и выявить в условии известные и неизвестные данные, которые представлены в различной форме;
– уметь сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
Далее идет процесс моделирования задачи, как первый этап формирования математической грамотности, а именно умение интерпретировать условие задачи на математическом языке. Концепция PISA: «Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину». Формирование читательской и математической грамотности прослеживается в деятельности учащихся на каждом этапе решения практико-ориентированной задачи.
Этапы решения задачи |
Деятельность учащихся |
Анализ текста задачи |
Выделяют объекты, которые описаны в задаче |
Перевод текста |
Замена исходных объектов и отношений |
Установление отношений между данными и вопросом |
Устанавливают соответствие объекта в зависимости от условий |
Составление |
Оценивают полноту исходных данных |
Осуществление |
Выбирают подходящие методы исследования реальных объектов в зависимости от поставленной задачи |
Проверка и оценка |
Анализируют использованные математические |
Необходимо понимать различие между текстовой задачей и задачей практического содержания.
Текстовая задача в 5-м классе:
Велосипедист движется со средней скоростью на 10 км/ч больше, чем пешеход. На один и тот же путь велосипедисту требуется 2 ч, а пешеходу – 7 ч. Найдите средние скорости велосипедиста и пешехода. После ее решения можно предложить практико-ориентированную задачу: Успеете ли вы прийти в школу без опоздания к первому уроку, если выйдете из дома в 8 часов 45 минут и будете идти с постоянной скоростью (средняя скорость пешехода найдена в предыдущей задаче, а расстояние у каждого своё)?
Решая подобные задачи, ученики выходят за рамки привычных алгоритмов и ищут новые способы решения, что способствует развитию не только математической грамотности, но и любознательности, творческой активности, самостоятельности. Дети получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.
Следует учитывать методические особенности обучения решению практико-ориентированных задач:
– чтобы учащиеся полностью включились в работу над решением задачи и это являлось целью их учебной деятельности в определенный период времени, очень важно правильно сформулировать условие задачи: она должна быть привлекательна и по форме, и по содержанию;
– предлагая для решения учащимся практико-ориентированную задачу, следует помнить о том, что она должна быть интересна для учащихся определенного возраста;
– при подборе или разработке практико-ориентированной задачи необходимо учитывать интересы учащихся в их повседневной жизни и опираться на имеющийся у них жизненный опыт.
Как участник инновационного проекта нашей школы, целью которого является формирование профессионального самоопределения учащихся, я уделяю большое внимание решению практико-ориентированных задач, а также задач профессиональной направленности.
Для создания условий по формированию математической грамотности я использую различные формы и методы работы.
1) Развитию способности определять и понимать роль математики помогает моделирование проблемных ситуаций.
В 8-м классе большинство учащихся – это подростки-мальчики, которые утверждают, что математика им не пригодится.
Постановка проблемы: нужны ли знания математики водителю, и какие математические задачи приходится решать людям этой профессии?
Задача (расход топлива):
Автомобиль проехал 60 километров по городу и 190 километров по трассе, израсходовав при этом 26,2 литра топлива. Известно, что автомобилю на каждые 100 километров пробега по городу требуется на 2 литра топлива больше, чем на каждые 100 километров пробега по трассе. Сколько литров топлива автомобиль израсходовал на трассе?
Целью таких занятий является не просто решение задач. Это и формирование интереса к предмету, и пополнение словарного запаса, и приобретение новых знаний в конкретной области, ну и, конечно же, такие занятия позволяют всерьез задуматься о роли математики в жизни.
2) Развитию способности высказывать обоснованные суждения содействует исследовательская деятельность.
В 9-м классе тема исследования: «Математика в профессии». Цель: установить, нужны ли математические знания людям определенных профессий. Результат работы – защита проекта.
3) Самый практико-значимый аспект математической грамотности – это способность использовать математические знания в жизни. Содержание отдельных тем учебной программы просто обязывает опираться на практико-ориентированные задачи. Несомненно, они есть и в учебниках, но очень часто дети подталкивают нас к постановке таких задач, а нередко сами их формулируют. Важно только уметь уловить вопрос в словах ребенка и не упустить момент его интереса к данной проблеме.
Например:
– мы с детьми учимся рассчитывать ежемесячный расход потребляемой электроэнергии, газа, воды с целью экономии семейного бюджета;
– учимся выбирать тариф оператора мобильной связи и интернет-провайдера с максимальной выгодой;
– повышаем финансовую грамотность: рассчитываем проценты по кредитованию, лизингу и т.п., анализируем и делаем выводы.
Задача:
Влад Быстров хочет купить скоростной спортивный велосипед «Titanium». Он внимательно изучил цены на эту модель в разных магазинах города, используя специальные приложения («Едадил», «SuperSale»), позволяющие сравнивать цены. В каком из магазинов будет более выгодно купить велосипед?
а) В магазине «СпортМастер» велосипед стоит 999 руб. + доставка 55 руб.
б) В магазине «СпортЛандия» велосипед стоит 1171 руб. + бесплатная доставка.
в) В магазине «Стадион» велосипед продается со скидкой 10 % от 1218 руб. + 35 руб. доставка.
г) В магазине «SportLife» велосипед продается со скидкой 20 % от1486 руб.+ бесплатная доставка.
Одним словом, развитие математической грамотности – это своего рода подготовка учащихся к самостоятельной жизни. В современном обществе необходим человек, умеющий решать реальные жизненные проблемы, опираясь на предметные знания и умения. Чтобы ваши ученики не задавались вопросами: зачем им математика, как она пригодится в дальнейшем, как знания формул и теорем помогут в повседневной жизни,– предложите детям решить задачу прикладного характера. Для меня как для педагога главная задача заключается в том, чтобы научить ребенка самореализовываться, делать правильный выбор и уверенно идти к поставленной цели.