Наталья САВКО,
учитель химии,
ГУО «Гимназия №1 им. Ф.Я.Перца г. Пинска»
Цель: изучение строения, физических и химических свойств, применения оксидов углерода.
Задачи:
1 Формировать знания о строении, физических и химических свойствах, получении и применении оксида углерода (II), оксида углерода (IV), оксида кремния (IV), продолжить развитие умений составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства оксидов.
2 Развивать умения сравнивать, обобщать, давать теоретические обоснования, работать с материалом учебного пособия, составлять схемы, анализировать результаты своей работы, применять полученные знания на практике.
3 Воспитывать командный дух, умение работать в группе, умение планировать свою работу при организации учебной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и реактивы: модели молекул оксидов углерода, образцы минералов и горных пород, соляная кислота, раствор известковой воды, индикатор.
Ход учебного занятия
I Организационный момент
II Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается выполнение теста из 10 вопросов по домашнему параграфу.
Выберите правильный ответ:
1 Укажите число электронов на внешнем электронном слое у атома кремния:
а) 8; б) 6; в) 4; г) 2
2 Укажите число простых веществ из приведённых: фуллерен, графит, озон, алмаз, карбин, которые построены из атомов углерода:
а) 5; б) 4; в) 3; г) 2
3 Кристаллическая решётка у алмаза:
а)молекулярная; в) атомная;
б) ионная; г) металлическая
4 Можно ли утверждать, что сорбционные свойства угля широко применяются на химическом производстве для обесцвечивания и очистке сахарного сиропа и питьевой соды?
а) да; б) нет
5 Соединение, в котором углерод проявляет высшую степень окисления:
а) метан; б) СО; в) СО2; г) СаС2
6 Кремний может проявлять только окислительные свойства:
а) да; б) нет
7 Углерод является окислителем в реакции:
а) Са +2С = СаС2;
б) СО2+ ВаО =ВаСО3;
в) СО2 + Н2О = Н2СО3;
г) Н2О + С = СО + Н2
8 Для изготовления противогазов используют:
а) алмаз; в) карбин;
б) графит; г) уголь
9 Можно ли утверждать, что при горении алмаза и графита образуется одно и то же вещество:
а) да; б) нет
10 Бинарные соединения металлов с углеродом и кремнием называются:
а) карбидами и силицидами; в) карбидами и силикатами;
б) карбонатами и силикатами; г) карбонатами и нитридами.
Учащиеся обмениваются тестами и осуществляют взаимопроверку. Ответы предложены на доске.
III Изучение нового материала
Для того чтобы узнать тему урока, необходимо угадать, о каких веществах идёт речь (Вопросы предложены в виде занимательных фактов).
1 А знакомо ли вам понятие «карбокситерапия»? В терапевтических целях используют газообразное вещество. По этой причине подобную методику называют «газовыми уколами». Эта методика используется для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, повышения эластичности кожи. Повышение содержания этого газа в крови говорит о некачественной функции крови.
– О каком веществе идёт речь? Самое удивительное, что оно используется в твёрдом виде в пищевой промышленности для хранения и перевозки продуктов: рыбы, мяса, мороженого. (Ответ: углекислый газ).
2 Пламя этого газа имеет сине-фиолетовый цвет. Его можно наблюдать при горении спички. Нижняя часть спички светящаяся – это цвет за счёт раскалённых частиц углерода (продукта неполного сгорания древесины). Верхняя часть пламени сине-фиолетовая.
– Этот оксид очень ядовит. Образуется при неполном горении топлива, он может привести к сильному отравлению и даже смерти. (Ответ: угарный газ).
3 Что общего между кварцем и опалом? Этот оксид используется в радиотехнике, оптическом приборостроении, как «белая сажа», для получения стекла, керамики, кирпича, цемента. (Ответ: оксид углерода IV).
Учитель знакомит учащихся с темой урока. Совместно обсуждается цель урока.
Класс делится на 4 группы под названием:
«СО», « 1 – СО2», «2 – СО2», «SiO2»
Группы получают задания. С помощью текста учебника заполнить кластеры (каждый кластер расположен на ватмане). После заполнения кластера каждая группа представляет результат своей работы.
3 группы работают по одинаковому плану:
– название вещества;
– физические свойства;
– тип химической связи в молекуле, тип химической связи и кристаллической решётки;
– химические свойства;
– применение.
Группа «2 – СО2» работает с кластером:
– получение в лаборатории;
– получение в промышленности;
– качественная реакция на углекислый газ. При выступлении учащиеся демонстрируют опыт.
IV Закрепление материала
1 Используя изученную информацию, предложите по изученному материалу 5 «тонких» и 5 «толстых» вопросов (по технологии развития критического мышления).
2 Дополнительная задача. Какой объём углекислого газа (н.у.) заполнит помещение кухни, если Саша в отсутствие родителей решил прокалить на газе 800 г толчённого мела, в котором 1 % примесей. Так он решил проверить правдивость утверждения своего учителя химии о необходимости постоянного проветривания помещения, где проводится такой опыт. Что произойдёт, если Саша не откроет форточку?
V Рефлексия
Домашнее задание
§16, с. 57 задания 2, 7, 10
Дополнительное (по желанию)
Одним из составных компонентов Соса-Соlа является углекислый газ. Приведите факты, которые доказывают отрицательное влияние этого газа на желудочно-кишечный тракт человека.