Оксиды углерода и кремния. Конспект учебного занятия в IX классе

- 19:53II И III СТУПЕНИ, Методичка, Химия. Сценарии

 

Наталья САВКО,
учитель химии,
ГУО «Гимназия №1 им. Ф.Я.Перца г. Пинска»

 

 

 

 

 

Цель: изучение строения, физических и химических свойств, применения оксидов углерода.

Задачи:

1 Формировать знания о строении, физических и химических свойствах, получении и применении оксида углерода (II), оксида углерода (IV), оксида кремния (IV), продолжить развитие умений составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства оксидов.

2 Развивать умения сравнивать, обобщать, давать теоретические обоснования, работать с материалом учебного пособия, составлять схемы, анализировать результаты своей работы, применять полученные знания на практике.

3 Воспитывать командный дух, умение работать в группе, умение планировать свою работу при организации учебной деятельности.

 

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и реактивы: модели молекул оксидов углерода, образцы минералов и горных пород, соляная кислота, раствор известковой воды, индикатор.

 

Ход учебного занятия

 

I Организационный момент

 

II Проверка домашнего задания

Учащимся предлагается выполнение теста из 10 вопросов по домашнему параграфу.

 

Выберите правильный ответ:

     1 Укажите число электронов на внешнем электронном слое у атома кремния:  
     а) 8; б) 6; в) 4; г) 2

     2 Укажите число простых веществ из приведённых: фуллерен, графит, озон, алмаз, карбин, которые построены из атомов углерода:
     а) 5;  б) 4; в) 3; г) 2

     3 Кристаллическая решётка у алмаза:
     а)молекулярная;      в) атомная;
     б) ионная;                  г) металлическая

     4 Можно ли утверждать, что сорбционные свойства угля широко применяются на химическом производстве для обесцвечивания и очистке сахарного сиропа и питьевой соды?
     а) да;   б) нет

     5 Соединение, в котором углерод проявляет высшую степень окисления:
     а) метан;  б) СО;  в) СО2; г) СаС2

     6 Кремний может проявлять только окислительные свойства:
     а) да;   б) нет

     7 Углерод является окислителем в реакции:
     а) Са +2С = СаС2;
     б) СО2+ ВаО =ВаСО3;
     в) СО2 + Н2О = Н2СО3;
     г) Н2О + С = СО + Н2

      8 Для изготовления противогазов используют:
     а) алмаз;              в) карбин;
     б) графит;            г) уголь

     9 Можно ли утверждать, что при горении алмаза и графита образуется одно и то же вещество:
     а) да;   б) нет

     10 Бинарные соединения металлов с углеродом и кремнием называются:
     а) карбидами и силицидами;           в) карбидами и силикатами;
     б) карбонатами и силикатами;        г) карбонатами и нитридами.

Учащиеся обмениваются тестами и осуществляют взаимопроверку. Ответы предложены на доске.

 

III Изучение нового материала

Для того чтобы узнать тему урока, необходимо угадать, о каких веществах идёт речь (Вопросы предложены в виде занимательных фактов).

     1 А знакомо ли вам понятие «карбокситерапия»? В терапевтических целях используют газообразное вещество. По этой причине подобную методику называют «газовыми уколами». Эта методика используется для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, повышения эластичности кожи. Повышение содержания этого газа в крови говорит о некачественной функции крови. 
     – О каком веществе идёт речь? Самое удивительное, что оно используется в твёрдом виде в пищевой промышленности для хранения и перевозки продуктов: рыбы, мяса, мороженого. (Ответ: углекислый газ).

     2 Пламя этого газа имеет сине-фиолетовый цвет. Его можно наблюдать при горении спички. Нижняя часть спички светящаяся – это цвет за счёт раскалённых частиц углерода (продукта неполного сгорания древесины). Верхняя часть пламени сине-фиолетовая. 
     – Этот оксид очень ядовит. Образуется при неполном горении топлива, он может привести к сильному отравлению и даже смерти. (Ответ: угарный газ).

     3 Что общего между кварцем и опалом? Этот оксид используется в радиотехнике, оптическом приборостроении, как «белая сажа», для получения стекла, керамики, кирпича, цемента. (Ответ: оксид углерода IV).

Учитель знакомит учащихся с темой урока. Совместно обсуждается цель урока.

Класс делится на 4 группы под названием:
     «СО», « 1 – СО2», «2 – СО2», «SiO2»

Группы получают задания. С помощью текста учебника заполнить кластеры (каждый кластер расположен на ватмане). После заполнения кластера каждая группа представляет результат своей работы.

3 группы работают по одинаковому плану:
     – название вещества;
     – физические свойства;
     – тип химической связи в молекуле, тип химической связи и кристаллической решётки;
     – химические свойства;
     – применение.

Группа «2 – СО2» работает с кластером:
     – получение в лаборатории;
     – получение в промышленности;
     – качественная реакция на углекислый газ. При выступлении учащиеся демонстрируют опыт.

 

IV Закрепление материала

     1 Используя изученную информацию, предложите по изученному материалу 5 «тонких» и 5 «толстых» вопросов (по технологии развития критического мышления).

     2 Дополнительная задача. Какой объём углекислого газа (н.у.) заполнит помещение кухни, если Саша в отсутствие родителей решил прокалить на газе 800 г толчённого мела, в котором 1 % примесей. Так он решил проверить правдивость утверждения своего учителя химии о необходимости постоянного проветривания помещения, где проводится такой опыт. Что произойдёт, если Саша не откроет форточку?

 

V Рефлексия

 

Домашнее задание
§16, с. 57 задания 2, 7, 10

Дополнительное (по желанию)

Одним из составных компонентов Соса-Соlа является углекислый газ. Приведите факты, которые доказывают отрицательное влияние этого газа на желудочно-кишечный тракт человека.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий