Автор предлагает варианты заданий по литературе для 5-го класса. Они выполняются по мере изучения программного материала и не требуют особых временных затрат.
Татьяна ИСТРАТЬКОВА,
учитель русского языка и литературы
средней школы № 1 Сморгони
Подготовка учащихся к олимпиаде – это процесс перманентный. Для эффективной подготовки важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после проведения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиаде должна быть систематической. Начинается она с первых дней учебного года, активизируется непосредственно перед испытанием и продолжается до окончания учебного года.
Готовить учащихся к олимпиаде необходимо на каждом уроке (индивидуальные задания на карточках, дифференцированное домашнее задание). Известно, что способные учащиеся быстро справляются с упражнениями на уроке, и чтобы они не «скучали», можно раздать им листы с олимпиадными заданиями, которые они могут выполнять в свободное время, как на уроке, так и дома (время выполнения не ограничивается, но, как правило, учащиеся стремятся сделать быстрее и получить новый блок заданий). После проверки задания возвращаются учащимся с подробными комментариями учителя.
В подготовке к олимпиаде по русскому языку и литературе, как правило, приоритет отдаётся рассмотрению языковых заданий, литературные же оставляются на потом. Однако задания по литературе, как никакие другие, требуют системности в изучении.
Предлагаю варианты заданий по литературе для 5 класса. Они выполняются по мере изучения программного материала и не требуют особых временных затрат.
Разделы «Устное народное творчество и литература», «Эпические произведения»
1. Из какого языка пришли к нам слова фольклор, литература, эпос и как они переводятся? Ответ оформите в виде таблицы:
Термин | Язык | Значение |
фольклор | ||
литература | ||
эпос |
2. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. Распределите героев в соответствии с видом сказки. Ответ оформите в виде таблицы.
Кощей, лиса, Змей Горыныч, крестьянин, волк, Баба Яга, заяц, солдат, поп, Водяной.
Волшебные | Бытовые | О животных |
3. В сказках о животных действуют хорошо знакомые всем звери: лиса – хитрая обманщица, волк – хищник, заяц – трусишка, кот – баловень, лакомка. Из сказки в сказку переходят и их прозвища, например, Лиса – рыжая краса. Вспомните и запишите прозвища животных из русских народных сказок, указанных в таблице.
Животное | Прозвище |
Заяц (зайчик, заюнок) | |
Волк (волчок) | |
Лиса (лисичка) | |
Лягушка | |
Мышка | |
Медведь |
4. Число «три» часто встречается в сказках: в них обычно три брата, три сестры, три ночи герой выходит на дозор и т. д. Назовите, в каких случаях встречается число «три» в сказке «Царевна-лягушка». Например, три брата.
5. Прочитайте отрывок из сказки «Царевна-лягушка». Подчеркните «сказочные выражения». Например, в некотором царстве, в некотором государстве, добрый молодец.
Какие ещё сказочные выражения вы знаете. Допишите свои примеры.
А Иван-царевич воротился домой невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
– Ква-ква, Иван-царевич, – говорит квакушка, – почто печалишься? Иль услышал от отца слово недоброе?
– Как мне не печалиться! – отвечает Иван-царевич. – Батюшка приказал за одну ночь соткать ему ковёр узорчатый!
– Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать: утро вечера мудренее!
Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковёр ткать. Кольнёт иглой раз – цветок зацветёт, кольнёт другой – хитрые узоры идут, кольнёт третий – птицы летят.
Солнышко ещё не взошло, а ковёр уж готов.
Утром проснулся Иван-царевич, глянул на ковёр – так и ахнул: такой этот ковёр чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!
6. Ответьте на вопрос: Чему учит сказка «Царевна-лягушка»? Запишите небольшое сочинение-рассуждение.
7. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина близка к народной. Назовите признаки волшебной сказки в данном произведении.
8. Кому из героев «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина принадлежат слова? Ответ запишите в таблицу.
№ | Цитата | Герой |
1 |
Свет мой, зеркальце! скажи, |
|
2 |
Ты прекрасна, спору нет; |
|
3 |
Жизнь моя! |
|
4 |
Что за диво! |
|
5 |
Ветер, ветер! Ты могуч, |
9. Назовите героя произведения по портрету (описанию внешности), название произведения и его автора.
№ | Портрет | Герой | Произведение | Автор |
1 |
Белолица, черноброва, |
|||
2 |
Высока, стройна, бела, |
|||
3 | «…сама, как солнце ясное, светится. Все на неё дивятся-любуются, от удивления слова промолвить не могут». |
|||
4 |
«Глаза её сияли, как |
|||
5 | «…была ростом с Герду, но сильнее, шире ее в плечах и гораздо смуглее; волосы у нее были темные, а глаза совсем черные и грустные». |
10. Внимание к деталям. Прочитайте описание глаз. Определите, о каком герое «Снежной королевы» идет речь. Как вы можете охарактеризовать героя по описанию глаз? Ответ оформите в таблице.
№ | Деталь | Герой | Характеристика |
1 | «…лед быстро оттаивал, и получалось чудесное окошко, такое круглое, круглое – в нем показывался веселый, ласковый глазок…» | ||
2 | «…глаза ее сияли, как две ясные звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя». | ||
3 | «…была ростом с Герду, но сильнее, шире ее в плечах и гораздо смуглее; волосы у нее были темные, а глаза совсем черные и грустные». | ||
4 | «…молча слушала его [оленя] и только мигала своими умными глазами». |
11. Расставьте эпизоды в логической последовательности. Ответ запишите цифрами.
1. Кай и Снежная королева летели над лесами и озёрами, над морями и сушей. Под ними дули холодные ветры, выли волки, сверкал снег, пролетали с криком чёрные вороны, а над ними сиял большой ясный месяц. Кай смотрел на него всю долгую-долгую зимнюю ночь, а днём он спал в ногах у Снежной королевы.
2. За окном порхали снежинки, одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти. Росла-росла, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звёздочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!
3. И, посадив мальчика в сани, она завернула его в свою шубу. Кай словно провалился в снежный сугроб. – Всё ещё мёрзнешь? – спросила она и поцеловала его в лоб.
4. – Ай, – вскрикнул вдруг мальчик. – Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз! Девочка обвила ручонками его шею, но ничего не заметила в глазу, хотя мальчик мигал, стараясь освободиться от соринки. – Должно быть, сама выскочила, – сказал он наконец.
5. С того дня всякий раз, как девочка приносила ему книжку с картинками, он говорил, что эти картинки хороши только для грудных ребят; всякий раз, как бабушка что-нибудь рассказывала, он придирался к каждому слову; а потом… дошёл и до того, что стал её передразнивать: наденет очки и крадётся за нею, подражая её походке и голосу.
12. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы (выделены)? Назовите героя, произведение и автора. Ответ оформите в таблице.
№ | Предмет | Герой | Произведение | Автор |
1 | «…пришёл в больших рукавицах, с салазками за спиной и крикнул…» | |||
2 |
Ей в приданое дано Было зеркальце одно… |
|||
3 | «…долго не мог найти свою стрелу…» | |||
4 | «Как-то раз он был в особенно хорошем настроении, потому что смастерил зеркало, отражаясь в котором всё доброе и прекрасное почти исчезало…» |
13. Узнай бога.
1. «…сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, прекрасное лицо…»
2. «Она созывает собрания богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, не нарушился ли порядок и закон».
3. «Из рога изобилия, сыплет она дары людям…»
4. «Вот входит величественная богиня … Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде … входит в пиршественный зал, все боги встаюти склоняются …».
14. Что означает выражение «яблоко раздора», «сизифов труд», «танталовы муки», «авгиевы конюшни»? О чем рассказывают мифы?
№ | Выражение | Значение | Содержание мифа |
1 | яблоко раздора | ||
2 | сизифов труд | ||
3 | танталовы муки | ||
4 | авгиевы конюшни |
15. Установите соответствия.
Выражение |
Значение |
||
1. |
Танталовы муки |
а |
Очень грязное место, где всё находится в полнейшем беспорядке. |
2. |
Сизифов труд |
б |
Мучения из-за близости желанной цели, которую невозможно достичь. |
3. |
Авгиевы конюшни |
в |
Тяжёлая, бесконечная и безрезультатная работа и муки. |
4. |
Яблоко раздора |
г |
Незначительная вещь или событие, которое может привести к масштабным, непредсказуемым и, зачастую, разрушительным последствиям. |
16. Почему так называется?
Каша «Геркулес», газовая плита «Гефест», краска для волос «Ирида», спортивно-оздоровительный центр «Олимп», салон красоты «Афродита».
Список использованных источников
- Мифологические антропонимы в названиях фирм[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.microarticles.ru/article/mifologicheskie-antroponimi-v-nazvanijah-firm.html. – Дата доступа: 15.10.2020.
- Мушинская, Т.Ф. и др. Русская литература в 5 классе, ч. 1 : под ред. А.И. Гараниной. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения.– Минск: НИО: Аверсэв, 2019. – 147 с.
- Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org. – Дата доступа: 15.10.2020.