Олимпиада по русской литературе в 5 классе

- 11:59Методичка, Подготовка к олимпиадам, Русский язык и литература. Материалы к урокам

Автор предлагает варианты заданий по литературе для 5-го класса. Они выполняются по мере изучения программного материала и не требуют особых временных затрат.

 

Татьяна ИСТРАТЬКОВА,
учитель русского языка и литературы
средней школы № 1 Сморгони

 

 

 

 

 

Подготовка учащихся к олимпиаде – это процесс перманентный. Для эффективной подготовки важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после проведения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиаде должна быть систематической. Начинается она с первых дней учебного года, активизируется непосредственно перед испытанием и продолжается до окончания учебного года.

Готовить учащихся к олимпиаде необходимо на каждом уроке (индивидуальные задания на карточках, дифференцированное домашнее задание). Известно, что способные учащиеся быстро справляются с упражнениями на уроке, и чтобы они не «скучали», можно раздать им листы с олимпиадными заданиями, которые они могут выполнять в свободное время, как на уроке, так и дома (время выполнения не ограничивается, но, как правило, учащиеся стремятся сделать быстрее и получить новый блок заданий). После проверки задания возвращаются учащимся с подробными комментариями учителя.

В подготовке к олимпиаде по русскому языку и литературе, как правило, приоритет отдаётся рассмотрению языковых заданий, литературные же оставляются на потом. Однако задания по литературе, как никакие другие, требуют системности в изучении.

Предлагаю варианты заданий по литературе для 5 класса. Они выполняются по мере изучения программного материала и не требуют особых временных затрат.

 

Разделы «Устное народное творчество и литература», «Эпические произведения»

 

1. Из какого языка пришли к нам слова фольклор, литература, эпос и как они переводятся? Ответ оформите в виде таблицы:

Термин Язык  Значение
фольклор    
литература    
эпос    

2. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. Распределите героев в соответствии с видом сказки. Ответ оформите в виде таблицы.

Кощей, лиса, Змей Горыныч, крестьянин, волк, Баба Яга, заяц, солдат, поп, Водяной.

Волшебные Бытовые О животных
     
     
     
     

3. В сказках о животных действуют хорошо знакомые всем звери: лиса – хитрая обманщица, волк – хищник, заяц – трусишка, кот – баловень, лакомка. Из сказки в сказку переходят и их прозвища, например, Лиса – рыжая краса. Вспомните и запишите прозвища животных из русских народных сказок, указанных в таблице.

Животное Прозвище
Заяц (зайчик, заюнок)  
Волк (волчок)  
Лиса (лисичка)  
Лягушка  
Мышка  
Медведь  

4. Число «три» часто встречается в сказках: в них обычно три брата, три сестры, три ночи герой выходит на дозор и т. д. Назовите, в каких случаях встречается число «три» в сказке «Царевна-лягушка». Например, три брата.

5. Прочитайте отрывок из сказки «Царевна-лягушка». Подчеркните «сказочные выражения». Например, в некотором царстве, в некотором государстве, добрый молодец.

Какие ещё сказочные выражения вы знаете. Допишите свои  примеры.

     А Иван-царевич воротился домой невесел, ниже плеч буйну голову повесил. 
     – Ква-ква, Иван-царевич, – говорит квакушка, – почто печалишься? Иль услышал от отца слово недоброе?
     – Как мне не печалиться! – отвечает Иван-царевич. – Батюшка приказал за одну ночь соткать ему ковёр узорчатый!
     – Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать: утро вечера мудренее!
     Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковёр ткать. Кольнёт иглой раз – цветок зацветёт, кольнёт другой – хитрые узоры идут, кольнёт третий – птицы летят.
     Солнышко ещё не взошло, а ковёр уж готов.
     Утром проснулся Иван-царевич, глянул на ковёр – так и ахнул: такой этот ковёр чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!

6. Ответьте на вопрос: Чему учит сказка «Царевна-лягушка»? Запишите небольшое сочинение-рассуждение.

7. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина близка к народной. Назовите признаки волшебной сказки в данном произведении.

8. Кому из героев «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина принадлежат слова? Ответ запишите в таблицу.

Цитата Герой
1

Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

 
2

Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.

 
3

Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя.

 
4

Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.

 
5

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.

 

9. Назовите героя произведения по портрету (описанию внешности), название произведения и его автора.

Портрет Герой Произведение Автор
1

Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

     
2

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

     
3 «…сама, как солнце ясное, светится. Все на неё дивятся-любуются,
от удивления слова промолвить не могут».
     
4

«Глаза её сияли, как
звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира».

     
5 «…была ростом с Герду, но сильнее, шире ее в плечах и гораздо смуглее; волосы у нее были темные, а глаза совсем черные и грустные».      

10. Внимание к деталям. Прочитайте описание глаз. Определите, о каком герое «Снежной королевы» идет речь. Как вы можете охарактеризовать героя по описанию глаз? Ответ оформите в таблице.

Деталь Герой Характеристика
1 «…лед быстро оттаивал, и получалось чудесное окошко, такое круглое, круглое – в нем показывался веселый, ласковый глазок…»    
2 «…глаза ее сияли, как две ясные звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя».    
3 «…была ростом с Герду, но сильнее, шире ее в плечах и гораздо смуглее; волосы у нее были темные, а глаза совсем черные и грустные».    
4 «…молча слушала его [оленя] и только мигала своими умными глазами».    

11. Расставьте эпизоды в логической последовательности. Ответ запишите цифрами.

     1. Кай и Снежная королева летели над лесами и озёрами, над морями и сушей. Под ними дули холодные ветры, выли волки, сверкал снег, пролетали с криком чёрные вороны, а над ними сиял большой ясный месяц. Кай смотрел на него всю долгую-долгую зимнюю ночь, а днём он спал в ногах у Снежной королевы.

     2. За окном порхали снежинки, одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти. Росла-росла, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звёздочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!

     3. И, посадив мальчика в сани, она завернула его в свою шубу. Кай словно провалился в снежный сугроб. – Всё ещё мёрзнешь? – спросила она и поцеловала его в лоб.

     4. – Ай, – вскрикнул вдруг мальчик. – Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз! Девочка обвила ручонками его шею, но ничего не заметила в глазу, хотя мальчик мигал, стараясь освободиться от соринки. – Должно быть, сама выскочила, – сказал он наконец.

     5. С того дня всякий раз, как девочка приносила ему книжку с картинками, он говорил, что эти картинки хороши только для грудных ребят; всякий раз, как бабушка что-нибудь рассказывала, он придирался к каждому слову; а потом… дошёл и до того, что стал её передразнивать: наденет очки и крадётся за нею, подражая её походке и голосу.

 

12. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы (выделены)? Назовите героя, произведение и автора. Ответ оформите в таблице.

Предмет Герой Произведение Автор
1 «…пришёл в больших рукавицах, с салазками за спиной и крикнул…»      
2

Ей в приданое дано Было зеркальце одно…

     
3 «…долго не мог найти свою стрелу…»      
4 «Как-то раз он был в особенно хорошем настроении, потому что смастерил зеркало, отражаясь в котором всё доброе и прекрасное почти исчезало…»      

13. Узнай бога.

1. «…сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, прекрасное лицо…»
2. «Она созывает собрания богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, не нарушился ли порядок и закон».
3. «Из рога изобилия, сыплет она дары людям…»
4. «Вот входит величественная богиня … Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде … входит в пиршественный зал, все боги встаюти склоняются …».

14. Что означает выражение «яблоко раздора», «сизифов труд», «танталовы муки», «авгиевы конюшни»? О чем рассказывают мифы?

Выражение  Значение Содержание мифа
1 яблоко раздора    
2 сизифов труд    
3 танталовы муки    
4 авгиевы конюшни    

15. Установите соответствия.

Выражение

Значение

1.

Танталовы муки

а

Очень грязное место, где всё находится в полнейшем беспорядке.

2.

Сизифов труд

б

Мучения из-за близости желанной цели, которую невозможно достичь.

3.

Авгиевы конюшни

в

Тяжёлая, бесконечная и безрезультатная работа и муки.

4.

Яблоко раздора

г

Незначительная вещь или событие, которое может привести к масштабным, непредсказуемым и, зачастую, разрушительным последствиям.

16. Почему так называется?

Каша «Геркулес», газовая плита «Гефест», краска для волос «Ирида», спортивно-оздоровительный центр «Олимп», салон красоты «Афродита».

 

Ответы PDF

 

Список использованных источников

  1. Мифологические антропонимы в названиях фирм[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.microarticles.ru/article/mifologicheskie-antroponimi-v-nazvanijah-firm.html. – Дата доступа: 15.10.2020.
  2. Мушинская, Т.Ф. и др. Русская литература в 5 классе, ч. 1 : под ред. А.И. Гараниной. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения.– Минск: НИО: Аверсэв, 2019. – 147 с.
  3. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org. – Дата доступа: 15.10.2020.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий