Мария ЛЮЛЯК,
воспитатель высшей категории
санаторного яслей—сада № 94 Гродно
Огромное значение для поддержания интереса детей к играм, занятиям имеет использование воспитателями в работе нестандартного оборудования. Основные критерии, характеризующие такое оборудование – новизна и оригинальность.
Такая «палочка-выручалочка» в моей деятельности с детьми – «воздушный шар» – круг, сшитый из нескольких ярких полосок ткани и сделанный таким образом, что при взмахе он как бы «надувается». Открыла я его для себя давно и стала использовать в различных видах деятельности: на занятиях, в играх, в самостоятельной и свободной совместной деятельности детей и воспитателя. В силу своей яркости и необычности этот шар способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. Даже простое появление шара вызывает у детей волнение и радость.
Использование шара помогает решить много задач:
– развитие зрительных, тактильных, слуховых и двигательных умений и навыков;
– развитие чувства безопасности;
– познание собственного тела;
– развитие пространственной ориентации;
– воспитание взаимопомощи, взаимопонимания и т.д.
Так, обычные подвижные игры проходят намного интереснее с шаром. Мы используем его в играх «Пузырь», «Карусели», «Колпачок», «Найди свой домик» и т.д.
Для восстановления дыхания делаем следующие упражнения: держимся за ручки шара, медленно поднимаем руки вверх – вдох носом, так же медленно опускаем вниз и произносим звук «ш-ш-ш» – выдох.
Очень нравится детям игра «Поменяемся местами», когда взрослый, не называя ребенка по имени, описывает его одежду. И эта пара ребят меняется местами, пробегая под шаром в тот момент, когда дети его поднимают. «Кого не хватает». Дети держат в руках шар, закрывают глаза. В это время воспитатель выбирает ребенка, который прячется под шаром. Все открывают глаза и угадывают, кого нет.
Такие упражнения развивают у детей дошкольного возраста память, наблюдательность, сосредоточенность, ведь они должны запомнить не только свою одежду, но и соотнести словесное описание с одеждой друзей, угадать, кто спрятался.
И конечно, самая любимая игра с шаром – в футбол. Тут уж у детей взрыв эмоций и бурная радость! Суть игры в том, что дети держатся за ручки шара и проводят с ним манипуляции (опускают, поднимают, делают легкие «волны»). Словом, делают всё, чтобы небольшой пластмассовый шарик катался по поверхности. Цель – не дать ему упасть на пол. Это неоценимое упражнение для развития быстроты реакции у ребят.
Похожее упражнение «Бильярд». Дети держат шар за ручки и машут шаром, на поверхности которого лежит небольшой мяч. Мяч должен упасть в отверстие посередине.
«Шторм». На поверхности шара – мелкие предметы. Цель: не дать им упасть на пол.
«Ищем цвет». Шар лежит на полу. Дети «гуляют» вокруг него. Воспитатель: вокруг нас зеленые деревья – дети становятся на зеленый участок шара. (Вокруг нас синяя вода; мы стоим на желтом песке; мы смотрим на красный закат солнца).
Для закрепления названий фруктов (овощей) играем в игру «Фруктовый (овощной) салат». У детей – эмблемы с изображением фруктов (овощей). Воспитатель называет пары фруктов (овощей), шар высоко поднимается детьми, а названные фрукты (овощи), пробегая под шаром, меняются местами.
Игра «Солнце светит – дождь идет». Развивает внимание, концентрацию у детей. Дети идут по кругу, держась за ручку шара. Произносят слова «Солнце светит». Воспитатель говорит: «Дождь идет». Все быстро поднимают шар и прячутся под ним.
Для развития чувства ритма можно использовать игру «Танцующий шар», когда дети, держа шар, двигаются с ним в ритм различной музыки.
Его можно использовать и в работе с родителями. На собрании предлагала им эти упражнения. Очень понравилась и детям, и их родителям совместная игра «Дождевая туча». Когда с одной стороны зала стояли родители, держали шар над головой, с противоположной стороны – дети. Задача родителей – накрыть «тучей» как можно больше детей.
Во второй младшей и средней группе шар очень пригодился нам для закрепления названий цветов (игра «Найди свой домик», «Найди такой же цвет»), запоминания сказок («Найди свою сказку), когда на каждую полоску шара я прикрепляла иллюстрацию из знакомой сказки. Дети по изображению героя на своей картинке ищут нужную сказку. Найдут – перечисляют героев, называют её.
В старшей группе задания усложняются. Я использую шар для игр «Найди свою цифру», «Реши пример».
Огромное значение имеет использование шара в решении вопросов развития творческой двигательной активности у детей дошкольного возраста. Так мы играем в сказку «Три поросенка», «Золушка», «Красная шапочка».
А вот как я использую шар на прогулке с детьми.
Воспитатель | Дети |
Далеко-далеко, за тридевять земель, в тридесятом царстве находится огромная страна Сказок. Там побывали все дети нашей планеты. Отправимся в страну Сказок сегодня и мы. Как вы думаете, ребята, на чем туда можно добраться? (на самолете, на ковре-самолете, на ступе Бабы Яги, на воздушном шаре) |
|
Да, отправимся мы сегодня в эту страну на воздушном шаре. Давайте мы его надуем | Дети поднимают шар над головой – вдох носом, наклон – выдох со звуком «ш-ш-ш» (3 раза) |
Вот мы и оказались в сказке «Золушка» | |
Далеко-далеко, за лесами, за горами жил один бедный дровосек со своей дочкой-сироткой | Руки вперед, вверх |
Жили они бедно, но счастливо | Помахать руками над головой |
По утрам отец уходил на работу, а девочка оставалась дома, убирала, готовила еду, а потом выходила из дома и кормила птиц |
Упражнение «Дровосеки»; прыжки с продвижением вперед-назад; присесть, спинка прямая |
Мы сейчас превратимся в птиц и поиграем в игру «Перелет птиц» |
Игра «Перелет птиц» – 5 раз |
Однажды в доме поселилась злая мачеха со своими дочками. Они заставляли Золушку выполнять самую тяжелую работу по дому |
Дети попарно меняются местами, пробегая под шаром |
Как-то раз мимо дровосека проезжал царский гонец | Дети бегут по кругу, одна рука держится за круг, другая на поясе, бег с высоким подниманием колен |
«Слушайте все! Царь приглашает всех на бал!» | Остановились. Натянули шар на себя |
Сестры стали готовиться к балу | Быстрое поочередное поднимание рук |
Бедная Золушка не имела ни одной свободной минуты, помогала им | Бег по кругу |
А когда они уехали, девочка села и заплакала | Сесть, спина прямая «утирание» слез шаром |
Но тут появилась добрая Фея и предложила свою помощь. Она завела Золушку в кладовку, где в мышеловках было много мышей | Игра «Мышеловка» – 5 раз |
Фея наколдовала и отправила девочку в золоченой карете на бал |
Бег с высоким подниманием колен |
На балу Золушка очень понравилась принцу, он только с ней и танцевал |
Девочка под шаром, дети делают «цветок» |
Но вот часы пробили 12, Золушка бросилась бежать. По дороге она потеряла туфельку | Бег по кругу |
Принц послал своих слуг во все концы королевства, они примеряли туфельку всем девушкам королевства | Прыжки, ногу вперед, тянут носок |
Нашли Золушку и привели ее во дворец | Бег по кругу с высоким подниманием колен |
Нам пора возвращаться в детский сад. Надуем шар и полетим |
Поднять шар – вдох, опустить – выдох со звуком «ш-ш-ш» |
Я уверена, что такие игры создают обстановку ненасилия, свободы, активизируют и стимулируют детскую фантазию, решают проблему взаимосвязи личности и творчества.