Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Урок русского языка в 9 классе

- 12:26II И III СТУПЕНИ, Методичка, Русский язык и литература. Сценарии

 

Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
средней школы № 7 г. Сморгони

 

 

Образовательная цель урока: предполагается, что к окончанию урока учащиеся

будут знать     основные правила постановки двоеточия в БСП;

будут уметь:

– различать БСП и простые предложения с обобщающим словом
при однородных членах предложения;
– правильно определять смысловые отношения между частями БСП
и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;
– правильно интонировать БСП;
– преобразовывать БСП в синонимичные союзные на основе общности значения;

смогут написать мини-диктант.

 

Задачи развития и воспитания учащихся:

– создать условия для развития логического мышления посредством определения логико-смысловых отношений между частями БСП;

– содействовать воспитанию чувства уважения и любви к малой родине.

 

Ход урока

 

I Организационный момент

– Предлагаю начать урок с просмотра видео. Ваша задача – определить, почему именно это видео я выбрала к уроку, с каким событием оно связано.

Просмотр отрывка видео «Сморгонь – два храма и сквер в центре города» https://www.youtube.com/watch?v=a6A9w8Makjg (1 мин.)

Ответы учащихся: 15 января 2020 г. исполнилось 80 лет Сморгонскому району.

– Говорят, дома и стены помогают. Уверена, что сегодня на уроке экскурсия
по Сморгони – нашей малой родине – поможет вам усвоить новую тему.

Запишите дату, словосочетание «Классная работа». Строчку для записи темы оставьте свободной.

 

II Актуализация знаний

– Чтобы хорошо усвоить новый материал, предлагаю повторить то, что мы уже знаем. И делать мы это будем в центральном городском парке.

СЛАЙД 1, 2

Посмотрите на данные схемы. Охарактеризуйте предложения, которые спрятались за ними. (Прием «Неподнятая рука»)

СЛАЙД 3

 

Ответы учащихся:

1 – ССП с противительным союзом а;
2 – СПП;
3 – СПП с однородным подчинением;
4 – простое предложение, осложнённое ОЧП с обобщающим словом;
5 – БСП.

– От чего зависит постановка знаков препинания в БСП? Когда в БСП ставится запятая? (При перечислительных отношениях)

 

– Прочитайте 1-ю часть текста. Определите стиль. (Публицистический) Найдите в тексте предложения, соответствующие данным схемам. Соотнесите номера схем и предложений.

Сморгонь – моя малая родина

     1) Вдумываюсь в значение словосочетания «малая родина» и осознаю, что для каждого человека в этих словах содержится что-то свое.

     2) Малой родиной мы называем то место, где родились и где всё для нас близко и дорого. 3) Но просто любить родную землю и гордиться ей недостаточно. 4) Надо знать свой родной край: его историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки.

     5) Моя малая родина – это чистый и уютный город Сморгонь, я люблю его с самого детства. 6) Мне очень нравятся вечерние прогулки по центральному парку: он очень красив. 7) Летом его украшают высокие липы с пышными кронами, а рядом  с аллеей тихо протекает речушка Оксна.

(ВЗАИМОПРОВЕРКА. СЛАЙД 4 Ключ: 1-7, 2-1, 3-2, 4-4, 5-5.  (2 б.))

– Были ли ошибки? В чём заключались?

 

III Переход к теме

– Какое предложение вызвало у вас затруднения при выполнении задания? Что оно собой представляет? (БСП) Знакомы ли вы с таким знаком препинания в БСП? Сформулируйте и запишите тему урока. (Двоеточие в БСП)

 

IV Целеполагание

– Определите, какие задачи вы перед собой поставите на урок.

СЛАЙД 5

Задачи:

будем знать правила постановки двоеточия в БСП;

будем уметь:

– различать БСП и простые предложения с обобщающим словом;
– правильно ставить знаки препинания в таких предложениях;
– преобразовывать БСП в синонимичные союзные предложения;

сможем написать мини-диктант (поскольку сдаём экзамен, необходимы тренировки).

 

Для того чтобы вы могли понять, насколько результативным был для вас урок, предлагаю ознакомиться с критериями НаШтоБуЗУ. Эти критерии – на бланках, которые лежат у вас на столе.

НаШтоБуЗУ к уроку

«Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Фамилия, имя    
Задание Максимальный балл Заработанный балл
1 Правильно отвечу домашнее задание 2 б  
2 Запишу предложения, правильно расставив знаки препинания и составив схемы 3 б  
3 Преобразую БСП в СПП 1 б  
4 Правильно напишу мини-диктант 3 б  
5 Правильно отвечу на вопросы во время урока, буду аккуратно писать в тетради 1 б  
Самооценка    
Оценка учителя    

 

На протяжении урока вы будете выполнять задания и получать баллы, которые нужно будет фиксировать в бланке. В конце урока 5 человек сдадут тетради на проверку. Кто это будет, определим с помощью приёма неподнятой руки.

Записи выполняйте аккуратно. За правильные ответы и аккуратные записи можно заработать бонусный балл.

Запишите, сколько баллов вы заработали за домашнее задание.

 

V Изучение новой темы

     1) Беседа (что известно с уроков белорусского языка).
     2) А что об этом говорит учебник?

(Работа с учебником и озвучивание ОК): СЛАЙД 6

(Прием «Неподнятая рука»)

Вывод: двоеточие ставится, если между частями складываются пояснительные, изъяснительные и причинные отношения и если во второй части содержится прямой вопрос.

 

VI Первичное закрепление

     1) Фронтальная устная работа с предложениями упр. 277 – прочитать предложения, соблюдая предупредительную интонацию, объяснить постановку двоеточия.

(Прием «Неподнятая рука»)

     2) Работа со 2-й частью текста (расстановка знаков препинания, составление схем) – по вариантам.

 

– Мы с вами проложили своеобразный мостик через речушку Оксну, то есть познакомились с правилами,  и сейчас можем продолжать нашу экскурсию дальше.

Перед нами два храма: Спасо-Преображенская церковь и костёл Святого Михаила Архангела. СЛАЙД 7

Что вы знаете о них? (Ответы учащихся)

 

Обратимся ко 2-й части текста.

     8) Перейдя по мостику на другую сторону Оксны, видишь: величественно и спокойно возвышается  Спасо-Преображенская церковь. 9) Золотые купола храма просматриваются с любой стороны города: его высота достигает сорока метров. 10) Всё лето и до глубокой осени здесь благоухают разные цветы: тюльпаны, пионы, анютины глазки, хризантемы.

     11) Недалеко от церкви находится другой храм: на противоположной стороне Оксны расположен костел Святого Михаила Архангела. 12) Много бед перенёс этот храм за годы своего существования: последствия Польского восстания, разрушения Первой мировой войны. 13) Сегодня сюда приезжают путешественники: храм является историко-архитектурным памятником Беларуси 17 века.

 

Задание по вариантам: записать предложения, расставить недостающие знаки препинания, составить схемы предложений, объясняющие постановку знаков препинания.  (3 б.)

(САМОПРОВЕРКА по ключу (каждое предложение – 1 б.))

Вариант 1

 

Вариант 2

 

Задайте вопросы, если что-то не понятно. Проставьте баллы.

 

V Гимнастика для глаз

 

VI Закрепление

     1) Слово учителя

– Продолжаем экскурсию по Сморгони. Мы говорили о красоте природы и храмов. А ещё Сморгонщина славится талантливыми людьми.

На слайде вы видите их портреты. Кого-нибудь узнали?

СЛАЙДЫ 9-12

Алла Леонидовна Клеменок (Страшинская) – поэтесса, член Союза белорусских писателей.

Виктор Владимирович Ровдо – народный артист Беларуси, дирижёр. Его именем названа улица в Сморгони.

Владимир Васильевич Теребун – скульптор, автор многих памятников, которые находятся в Сморгони и других городах нашей страны.

Александр Викторович Иванов – художник, который после травмы позвоночника вынужден был 30 лет рисовать ртом, потому что руки отказали. 

 

     2) Творческое задание (преобразование БСП в СПП).

– Обратитесь к НаШтоБуЗУ. Что нам сейчас предстоит сделать?

Преобразование предложений.

СЛАЙД 13

Глядя на картины Александра Иванова, что вы можете о них сказать?

(Ответы учащихся: несмотря на то что автор был инвалидом, они передают весёлое и оптимистичное настроение. От картин веет теплом и добротой).

 

Прочитаем, что о них пишут поклонники его творчества в 3-й части текста.

  1. Я смотрю на картины Александра Иванова и думаю: в нем столько оптимизма.
  2. Работы притягивают своей простотой: в них царит неброская красота
    окружающего пейзажа.
  3. Полотна художника остаются в памяти навсегда: искренность автора придаёт им неповторимый колорит.

 

Выполните небольшое творческое задание: запишите предложение (по рядам), преобразовав его в СПП. Составьте схему, определите вид придаточной части. (1 б.)

Для образца – СЛАЙД 14

Сморгонщина славится талантливыми людьми: здесь родились Владимир Теребун, Алла Клеменок, Виктор Ровдо, Александр Иванов. –

Сморгонщина славится талантливыми людьми, потому что здесь родились Владимир Теребун, Алла Клеменок, Виктор Ровдо, Александр Иванов.

 

СЛАЙД 15 Ключ:

  1. Я смотрю на картины Александра Иванова и думаю, что в нем столько оптимизма!

[гл.], (что …). – СПП с придаточной изъяснительной.

  1. Работы притягивают своей простотой, потому то в них царит неброская красота окружающего пейзажа.

[  ], (потому что …) – СПП с придаточной причины.

  1. Полотна художника остаются в памяти навсегда, потому что искренность автора придаёт им неповторимый колорит.

[  ], (потому что …) – СПП с придаточной причины.

 

VII Обобщение

Слово учителя.

– Наша экскурсия по Сморгони подходит к концу. Мы побывали в парке, посмотрели храмы, познакомились с талантливыми людьми Сморгонщины и их творчеством.

А что мы сделали по теме урока? Обратитесь к НаШтоБуЗУ.

 

VIII Контрольно-оценочный этап

Мини-диктант (предложения из сборника экзаменационных диктантов).

Выглядела она привлекательно: посередине находилась клумба, вокруг было трамвайное кольцо. С. 139 «Ворота города»

Вся природа обновилась: она дышала любовью, звучала радостными криками, забыла о бурях и ненастьях. С. 117 «Росянка»

При свете сияния я видел выступавшие из темноты предметы: макушки деревьев, крыши домов, заборы. С. 87 «Северное сияние»

(САМОПРОВЕРКА по ключу. 3 б.)
СЛАЙД 16

 

IX Подведение итогов урока. Оценивание

Сложить баллы.

Бонусный балл за ответы на уроке.

Тетради сдают 5 человек. (Прием «Неподнятая рука»)

 

X Домашнее задание

У кого 10 или 9 – повторить § 30, тему “Двоеточие в предложениях с прямой речью”. СЛАЙД 17

Если что-то не получилось – дополнительно упр. 280 (з.1)

 

XI Рефлексия. Беседа

– Вспомним задачи урока. Все ли мы их решили? СЛАЙД 18

– Сможете ли вы теперь объяснить постановку двоеточия в 1-м задании (6-е предложение)?

Мне очень нравятся вечерние прогулки по центральному парку: он очень красив.

 (Это БСП, между частями которого складываются причинные отношения – можно вставить союз «потому что»).

Прочитаем концовку текста:

Я учусь в восьмом классе, и мне очень нравится рисовать. Одним из источников моего вдохновения является природа и достопримечательности моего городка. На своих рисунках я стараюсь передать, как прекрасна Сморгонь, как чудесен каждый уголок моей малой родины.

 

Соавтор текста – Карпович Диана, учащаяся 9 «А» класса. На слайде – её рисунок. Желаю вам, ребята, чтобы здесь, на родной Сморгонщине, вы тоже нашли своё вдохновение. СЛАЙД 19

 

Ссылка для скачивания презентации: https://drive.google.com/file/d/1xlIjRHjJouY-kqKYDOxi2n_7sqOmzp3U/view?usp=sharing

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий