Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
средней школы № 7 г. Сморгони
Образовательная цель урока: предполагается, что к окончанию урока учащиеся
будут знать основные правила постановки двоеточия в БСП;
будут уметь:
– различать БСП и простые предложения с обобщающим словом
при однородных членах предложения;
– правильно определять смысловые отношения между частями БСП
и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;
– правильно интонировать БСП;
– преобразовывать БСП в синонимичные союзные на основе общности значения;
смогут написать мини-диктант.
Задачи развития и воспитания учащихся:
– создать условия для развития логического мышления посредством определения логико-смысловых отношений между частями БСП;
– содействовать воспитанию чувства уважения и любви к малой родине.
Ход урока
I Организационный момент
– Предлагаю начать урок с просмотра видео. Ваша задача – определить, почему именно это видео я выбрала к уроку, с каким событием оно связано.
Просмотр отрывка видео «Сморгонь – два храма и сквер в центре города» https://www.youtube.com/watch?v=a6A9w8Makjg (1 мин.)
Ответы учащихся: 15 января 2020 г. исполнилось 80 лет Сморгонскому району.
– Говорят, дома и стены помогают. Уверена, что сегодня на уроке экскурсия
по Сморгони – нашей малой родине – поможет вам усвоить новую тему.
Запишите дату, словосочетание «Классная работа». Строчку для записи темы оставьте свободной.
II Актуализация знаний
– Чтобы хорошо усвоить новый материал, предлагаю повторить то, что мы уже знаем. И делать мы это будем в центральном городском парке.
СЛАЙД 1, 2
Посмотрите на данные схемы. Охарактеризуйте предложения, которые спрятались за ними. (Прием «Неподнятая рука»)
СЛАЙД 3
Ответы учащихся:
1 – ССП с противительным союзом а;
2 – СПП;
3 – СПП с однородным подчинением;
4 – простое предложение, осложнённое ОЧП с обобщающим словом;
5 – БСП.
– От чего зависит постановка знаков препинания в БСП? Когда в БСП ставится запятая? (При перечислительных отношениях)
– Прочитайте 1-ю часть текста. Определите стиль. (Публицистический) Найдите в тексте предложения, соответствующие данным схемам. Соотнесите номера схем и предложений.
Сморгонь – моя малая родина
1) Вдумываюсь в значение словосочетания «малая родина» и осознаю, что для каждого человека в этих словах содержится что-то свое.
2) Малой родиной мы называем то место, где родились и где всё для нас близко и дорого. 3) Но просто любить родную землю и гордиться ей недостаточно. 4) Надо знать свой родной край: его историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки.
5) Моя малая родина – это чистый и уютный город Сморгонь, я люблю его с самого детства. 6) Мне очень нравятся вечерние прогулки по центральному парку: он очень красив. 7) Летом его украшают высокие липы с пышными кронами, а рядом с аллеей тихо протекает речушка Оксна.
(ВЗАИМОПРОВЕРКА. СЛАЙД 4 Ключ: 1-7, 2-1, 3-2, 4-4, 5-5. (2 б.))
– Были ли ошибки? В чём заключались?
III Переход к теме
– Какое предложение вызвало у вас затруднения при выполнении задания? Что оно собой представляет? (БСП) Знакомы ли вы с таким знаком препинания в БСП? Сформулируйте и запишите тему урока. (Двоеточие в БСП)
IV Целеполагание
– Определите, какие задачи вы перед собой поставите на урок.
СЛАЙД 5
Задачи:
будем знать правила постановки двоеточия в БСП;
будем уметь:
– различать БСП и простые предложения с обобщающим словом;
– правильно ставить знаки препинания в таких предложениях;
– преобразовывать БСП в синонимичные союзные предложения;
сможем написать мини-диктант (поскольку сдаём экзамен, необходимы тренировки).
Для того чтобы вы могли понять, насколько результативным был для вас урок, предлагаю ознакомиться с критериями НаШтоБуЗУ. Эти критерии – на бланках, которые лежат у вас на столе.
НаШтоБуЗУ к уроку
«Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
Фамилия, имя | ||
Задание | Максимальный балл | Заработанный балл |
1 Правильно отвечу домашнее задание | 2 б | |
2 Запишу предложения, правильно расставив знаки препинания и составив схемы | 3 б | |
3 Преобразую БСП в СПП | 1 б | |
4 Правильно напишу мини-диктант | 3 б | |
5 Правильно отвечу на вопросы во время урока, буду аккуратно писать в тетради | 1 б | |
Самооценка | ||
Оценка учителя |
На протяжении урока вы будете выполнять задания и получать баллы, которые нужно будет фиксировать в бланке. В конце урока 5 человек сдадут тетради на проверку. Кто это будет, определим с помощью приёма неподнятой руки.
Записи выполняйте аккуратно. За правильные ответы и аккуратные записи можно заработать бонусный балл.
Запишите, сколько баллов вы заработали за домашнее задание.
V Изучение новой темы
1) Беседа (что известно с уроков белорусского языка).
2) А что об этом говорит учебник?
(Работа с учебником и озвучивание ОК): СЛАЙД 6
(Прием «Неподнятая рука»)
Вывод: двоеточие ставится, если между частями складываются пояснительные, изъяснительные и причинные отношения и если во второй части содержится прямой вопрос.
VI Первичное закрепление
1) Фронтальная устная работа с предложениями упр. 277 – прочитать предложения, соблюдая предупредительную интонацию, объяснить постановку двоеточия.
(Прием «Неподнятая рука»)
2) Работа со 2-й частью текста (расстановка знаков препинания, составление схем) – по вариантам.
– Мы с вами проложили своеобразный мостик через речушку Оксну, то есть познакомились с правилами, и сейчас можем продолжать нашу экскурсию дальше.
Перед нами два храма: Спасо-Преображенская церковь и костёл Святого Михаила Архангела. СЛАЙД 7
Что вы знаете о них? (Ответы учащихся)
Обратимся ко 2-й части текста.
8) Перейдя по мостику на другую сторону Оксны, видишь: величественно и спокойно возвышается Спасо-Преображенская церковь. 9) Золотые купола храма просматриваются с любой стороны города: его высота достигает сорока метров. 10) Всё лето и до глубокой осени здесь благоухают разные цветы: тюльпаны, пионы, анютины глазки, хризантемы.
11) Недалеко от церкви находится другой храм: на противоположной стороне Оксны расположен костел Святого Михаила Архангела. 12) Много бед перенёс этот храм за годы своего существования: последствия Польского восстания, разрушения Первой мировой войны. 13) Сегодня сюда приезжают путешественники: храм является историко-архитектурным памятником Беларуси 17 века.
Задание по вариантам: записать предложения, расставить недостающие знаки препинания, составить схемы предложений, объясняющие постановку знаков препинания. (3 б.)
(САМОПРОВЕРКА по ключу (каждое предложение – 1 б.))
Вариант 1
Вариант 2
Задайте вопросы, если что-то не понятно. Проставьте баллы.
V Гимнастика для глаз
VI Закрепление
1) Слово учителя
– Продолжаем экскурсию по Сморгони. Мы говорили о красоте природы и храмов. А ещё Сморгонщина славится талантливыми людьми.
На слайде вы видите их портреты. Кого-нибудь узнали?
СЛАЙДЫ 9-12
Алла Леонидовна Клеменок (Страшинская) – поэтесса, член Союза белорусских писателей.
Виктор Владимирович Ровдо – народный артист Беларуси, дирижёр. Его именем названа улица в Сморгони.
Владимир Васильевич Теребун – скульптор, автор многих памятников, которые находятся в Сморгони и других городах нашей страны.
Александр Викторович Иванов – художник, который после травмы позвоночника вынужден был 30 лет рисовать ртом, потому что руки отказали.
2) Творческое задание (преобразование БСП в СПП).
– Обратитесь к НаШтоБуЗУ. Что нам сейчас предстоит сделать?
Преобразование предложений.
СЛАЙД 13
Глядя на картины Александра Иванова, что вы можете о них сказать?
(Ответы учащихся: несмотря на то что автор был инвалидом, они передают весёлое и оптимистичное настроение. От картин веет теплом и добротой).
Прочитаем, что о них пишут поклонники его творчества в 3-й части текста.
- Я смотрю на картины Александра Иванова и думаю: в нем столько оптимизма.
- Работы притягивают своей простотой: в них царит неброская красота
окружающего пейзажа. - Полотна художника остаются в памяти навсегда: искренность автора придаёт им неповторимый колорит.
Выполните небольшое творческое задание: запишите предложение (по рядам), преобразовав его в СПП. Составьте схему, определите вид придаточной части. (1 б.)
Для образца – СЛАЙД 14
Сморгонщина славится талантливыми людьми: здесь родились Владимир Теребун, Алла Клеменок, Виктор Ровдо, Александр Иванов. –
Сморгонщина славится талантливыми людьми, потому что здесь родились Владимир Теребун, Алла Клеменок, Виктор Ровдо, Александр Иванов.
СЛАЙД 15 Ключ:
- Я смотрю на картины Александра Иванова и думаю, что в нем столько оптимизма!
[гл.], (что …). – СПП с придаточной изъяснительной.
- Работы притягивают своей простотой, потому то в них царит неброская красота окружающего пейзажа.
[ ], (потому что …) – СПП с придаточной причины.
- Полотна художника остаются в памяти навсегда, потому что искренность автора придаёт им неповторимый колорит.
[ ], (потому что …) – СПП с придаточной причины.
VII Обобщение
Слово учителя.
– Наша экскурсия по Сморгони подходит к концу. Мы побывали в парке, посмотрели храмы, познакомились с талантливыми людьми Сморгонщины и их творчеством.
А что мы сделали по теме урока? Обратитесь к НаШтоБуЗУ.
VIII Контрольно-оценочный этап
Мини-диктант (предложения из сборника экзаменационных диктантов).
Выглядела она привлекательно: посередине находилась клумба, вокруг было трамвайное кольцо. С. 139 «Ворота города»
Вся природа обновилась: она дышала любовью, звучала радостными криками, забыла о бурях и ненастьях. С. 117 «Росянка»
При свете сияния я видел выступавшие из темноты предметы: макушки деревьев, крыши домов, заборы. С. 87 «Северное сияние»
(САМОПРОВЕРКА по ключу. 3 б.)
СЛАЙД 16
IX Подведение итогов урока. Оценивание
Сложить баллы.
Бонусный балл за ответы на уроке.
Тетради сдают 5 человек. (Прием «Неподнятая рука»)
X Домашнее задание
У кого 10 или 9 – повторить § 30, тему “Двоеточие в предложениях с прямой речью”. СЛАЙД 17
Если что-то не получилось – дополнительно упр. 280 (з.1)
XI Рефлексия. Беседа
– Вспомним задачи урока. Все ли мы их решили? СЛАЙД 18
– Сможете ли вы теперь объяснить постановку двоеточия в 1-м задании (6-е предложение)?
Мне очень нравятся вечерние прогулки по центральному парку: он очень красив.
(Это БСП, между частями которого складываются причинные отношения – можно вставить союз «потому что»).
Прочитаем концовку текста:
Я учусь в восьмом классе, и мне очень нравится рисовать. Одним из источников моего вдохновения является природа и достопримечательности моего городка. На своих рисунках я стараюсь передать, как прекрасна Сморгонь, как чудесен каждый уголок моей малой родины.
Соавтор текста – Карпович Диана, учащаяся 9 «А» класса. На слайде – её рисунок. Желаю вам, ребята, чтобы здесь, на родной Сморгонщине, вы тоже нашли своё вдохновение. СЛАЙД 19
Ссылка для скачивания презентации: https://drive.google.com/file/d/1xlIjRHjJouY-kqKYDOxi2n_7sqOmzp3U/view?usp=sharing