- Методичка, Русский язык и литература. Идеи

Система оценивания учебных достижений обучающихся в условиях получения общего среднего образования

 

Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
средней школы № 7 Сморгони

 

 

 

В статье рассматриваются приёмы активной оценки НаШтоБуЗУ и обратная связь как средство оценивания учебных достижений учащихся. В качестве примеров предлагаются материалы из опыта работы в преподавании русского языка и литературы.

 

«Понимание – начало согласия», – утверждал Спиноза. В самом деле, если учитель чётко представляет себе, что и как он будет оценивать, а учащийся понимает, что от него хотят, то оба придут к взаимному согласию.

В своей работе оценивание знаний учащихся я провожу в соответствии с формулой

«НаШтоБуЗУ+Обратная связь».

Эти две составляющие оценивания – элементы метода активной оценки, который я использую на протяжении шести лет. Данная формула, как и методика, на мой взгляд, оправдывает себя, так как недопонимания со стороны учащихся по поводу отметки у меня сведены к минимуму.

НаШтоБуЗУ – это своеобразный план, задача которого заключается в том, чтобы чётко назвать критерии, которые покажут учащемуся, что конкретно ему предстоит сделать, а также в какой мере у него получилось достичь цели урока. Открытость учителя способствует возникновению доверия со стороны учащихся, мотивирует их к активной познавательной деятельности [2].

НаШтоБуЗУ учащимся я предъявляю на слайде, на карточке и даже в социальной сети «ВКонтакте».

 

Примеры НаШтоБуЗУ

Толстый и Тонкий: общее и различное

1 Вступление (два предложения):

Толстый и Тонкий – это герои рассказа …. Их зовут …

2 Общее (не менее трех).

Их объединяет то, что, во-первых,…, во-вторых, …

3 Различное (не менее трех).

Однако, несмотря на общее, эти герои противоположны друг другу:
   – семейное положение
   – социальный статус
   – внешний вид
   – характер

4 Вывод (одно-два предложения).

Таким образом, …

НаШтоБуЗУ к сочинению басни

     1 Выбери тему для СВОЕЙ басни. Для этого определи, какой человеческий порок ты хотел бы показать.

     2 Подбери для своей басни пословицу, которая будет отражать основную мысль. Она станет моралью твоей басни.

     3 Подумай, какие животные или предметы будут героями басни, кто из них станет олицетворением порока, а кто – воспитателем, наставником.

     4 Какие события должны произойти с героями, чтобы порок был наказан или понял свою неправоту?

     5 Подумай, в какой форме ты напишешь свою басню: стихотворной (не обязательно, но приветствуется) или прозаической.

     6 Оформи свою басню на АККУРАТНОМ двойном тетрадном листе или листе формата А4. Обязательно напиши НАЗВАНИЕ басни, не забудь, что она должна быть выделена (отступом, стержнем другого цвета и т.д.)

     7 Помни о том, что ГРАМОТНАЯ запись, а также КАЧЕСТВЕННАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ даёт возможность получить балл выше, а вот ПЛАГИАТ (т.е. списывание чужого текста из ИНТЕРНЕТА или другого источника) приравнивается к воровству.

Желаю творческого вдохновения!

 

Обратная связь (ОС) – это отзыв о выполненной работе, комментарий, что сделано хорошо, а что нужно исправить и как это сделать. Это значит, что вместо исправления ошибок и выставления отметки учитель даёт учащемуся возможность улучшить свой результат, а соответственно, сделать знания более прочными [1].

Помимо традиционного учительского комментария в устной или письменной форме на стикере в тетради или на карточке, я применяю такие формы обратной связи, как написание комментариев в личных сообщениях в социальной сети «ВКонтакте».

Обратная связь имеет четыре составляющих:

     1) выделение положительных элементов работы учащегося [++];

     2) определение того, что учащемуся нужно улучшить, над чем поработать дополнительно [–];

     3) объяснение, как учащийся может исправить ошибки и недочёты [D];

     4) подсказки – в каком направлении учащийся должен работать дальше [F].

Примечание: метод активной оценки предполагает, что ОС не будет сочетаться с отметками, потому что рекомендации, содержащиеся в ней, теряют свой вес. Однако в условиях получения общего среднего образования мы обязаны выставлять отметки чаще, чем это предусмотрено в методике.

Предлагаю послушать и оценить ответ учащегося 9 класса на уроке русского языка. (https://drive.google.com/file/d/1gTtsh9TKfx7s9QVdXPYtPn0EbKxPC9u_/view?usp=sharing)

НаШтоБуЗУ (критерии оценивания ответа)

     1 Грамотная запись двух предложений (2 б.).
     2 Определение грамматических основ (2 б.).
     3 Определение главной и придаточной части (2 б.).
     4 Определение вида придаточной части с аргументацией:
         – на какой вопрос отвечает;
         – к чему присоединяется;
         – чем присоединяется (союз или союзное слово) (3 б.).

Помните о том, что в начале нужно сказать о положительных моментах ответа и только в конце о недостатках.

На уроке обратная связь была выполнена одноклассником.

– Данила, ты грамотно записал предложения, правильно подчеркнул грамматическую основу, выделил главную и придаточную часть. Кроме того, ты верно определил виды придаточных частей, правильно задав вопросы и отметив, к чему они присоединяются.

Однако средства связи в данных предложениях ты обозначил неверно. В первом предложении придаточная изъяснительная присоединяется с помощью союза «что», так как его можно опустить. А придаточная определительная во втором предложении присоединена союзным словом «что»: оно выполняет функцию дополнения.

Следовательно, за данный ответ можно поставить 8 баллов из 9 предложенных.

Примечание: дополнительный балл предполагается за работу на уроке.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наличие на уроке критериев НаШтоБуЗУ позволяет выполнить качественную обратную связь к ответу учащегося. А это, в свою очередь, помогает выставить объективную отметку и прокомментировать её.

 

Список литературы

Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-2 / Н.И.Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2010. 256 с.

Запрудский, Н.И. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся: пособие для учителя / Н.И.Запрудский. – Минск:Сэр-Вит, 2012. – 160 с.

 

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий