Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения

- 8:56Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

 

Елена КАШЕВИЧ,
учитель-дефектолог
санаторного яслей-сада № 13 г.Мозыря

onnikke@yandex.by

 

 

Работа над звуком от его постановки до употребления в самостоятельной речи – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить монотонную работу над звуком в увлекательную игру.

Проводя коррекционные занятия, отметила, что воспитанники с нарушениями речи имеют недостаточно устойчивое внимание, им присущи быстрая утомляемость и пониженная работоспособность. Поэтому возникла необходимость искать новые подходы в коррекции звукопроизношения, облегчающие процесс усвоения нового материала.

На начальном этапе работы использовала игровые упражнения, направленные на развитие полноценных артикуляционных движений, выработку направленной воздушной струи.

В игре «Собери гусеничку» использовала картинки-символы упражнений с изображением различных предметов, объектов, явлений, образ которых в дальнейшем ассоциировался с определенным артикуляционным упражнением.

Фото 1                                                       Фото 2

На занятие «приглашала» львенка Симбу, рассказывала ребёнку занимательную историю о сказочном путешествии львенка, которая, по сути, является словесной

инструкцией по выполнению артикуляционных упражнений, облаченной в сказочную форму (фото 1,2).

Небольшие сказочные истории вызывали интерес у детей и задавали положительный эмоциональный настрой к выполнению артикуляционной гимнастики.

     Фото 3                                                       Фото 4

Для развития речевого дыхания использовала игровые пособия «Бабочки», «Прожорливые фрукты» (фото 3,4).

Фото 5                                                       Фото 6

Для работы на этапе автоматизации звука изолированно, подбирала игровые задания в виде звукоподражаний «Машина едет по дорожке», «Лесенка» (фото 5,6).

Когда ребенок достаточно свободно выполнял нужные артикуляционные упражнения, правильно произносил изолированно звук, переходила к следующему этапу автоматизации звуков в слогах.

На этом этапе работы использовала игры:

«Вертолёт» с картинкой – символом звука (ребёнок управлял вертолётом, перелетая от облака к облаку с гласными звуками, образуя слоги прямые, обратные в интервокальной позиции);

Фото 7                                                                  Фото 8

«Цветочная полянка» (ребёнок собирал букет из цветов и проговаривал речевой материал) (фото 7,8).

Самым продолжительным этапом формирования звука является этап автоматизации звука в словах, предложениях, самостоятельной речи. На данном этапе работы использовала многофункциональные пособия. Так, например, пособие «Логопедический домик» позволяет не только автоматизировать поставленный звук, но и выполнять звукобуквенный анализ слов, закреплять понятие «гласные, согласные твердые, мягкие звуки».

Фото 9                                                                  Фото 10

С помощью логопедического пособия «Веселый поезд» дети быстро научились делить слова на слоги и соотносить со «схемой» (вагончиком). В качестве дополнительного задания предлагала детям составить словосочетания и предложения с этими слова (фото 9,10).

Фото 11

Большой интерес детей вызывала дидактическая игра «Грамматический кубик». На каждой грани кубика изображена картинка-символ игрового упражнения. Кубик включал игры, направленные не только на автоматизацию звуков, но и на развитие лексико-грамматического строя речи (фото 11).

На этапе работы по автоматизации звуков в связной речи использовала задания «Составь рассказ по сюжетной картинке», «Составь рассказ по серии сюжетных картинок», «Перескажи рассказ с опорой на сюжетную картинку». В этих играх ребёнку предлагала установить причинно-следственные связи и последовательно пересказать содержание рассказа.

Фото 12                                                                             Фото 13

Затем переходила к заучиванию стихотворений. Для привлечения внимания и улучшения запоминания стихотворений использовала мнемотаблицы. Использование опорных рисунков для заучивания стихотворений увлекало детей, превращало занятие в игру (фото 12, 13).

Анализируя свою деятельность, пришла к выводу, что использование дидактических игр позволяет более эффективно устранять недостатки звукопроизношения, способствует совершенствованию лексико-грамматического строя речи, развитию артикуляционной моторики, фонематического слуха, связной речи и в целом повышает качество коррекционно-педагогической работы.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий