Наталья ЗБОРОВСКАЯ,
педагог-психолог
ГУО “Ясли-сад № 28 г. Мозыря”,
Гомельская область
solnyshko.detsad@bk.ru
Проблема развития эмоциональной сферы дошкольников актуальна и достаточно сложна. Современная социальная ситуация далеко не всегда обогащает детей впечатлениями, не всегда полностью насыщает их эмоционально.
В современном мире ребенок предпочитает общаться виртуально, заменяя тем самым реальные отношения со сверстниками и со взрослыми. Поэтому дети довольно часто испытывают трудности не только в понимании чужих эмоций, но и в осознании своих, они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается – ее необходимо развивать.
В связи с этим в практике работы возникла необходимость подбора, изготовления и систематизации комплекса дидактических игр и коррекционно-развивающих упражнений по развитию эмоциональной сферы.
Для развития эмоциональной сферы у детей 5–7 лет я разработала пособие «Карусель эмоций», в котором систематизировала три серии дидактических игр. Пособие представляет собой объемный прямоугольник на пластиковой основе, с одной стороны которого размещены пластиковые карманы различного размера с дидактическими играми на магнитной основе, а с другой стороны – магнитный экран, на котором ребенок может играть. Это делает «Карусель эмоций» многофункциональным и мобильным пособием. А оформила я его в виде телевизора, что вызывает у воспитанников интерес и любопытство.
Первая серия дидактических игр направлена на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и взрослых.
Здесь использовала моторный компонент (мимика, пантомимика), так как с помощью мимики можно определить особенности внешнего проявления эмоций. Стараясь показать эмоции персонажа, дети учатся распознавать, осознавать эмоциональные состояния и эмоции других людей. Сюда вошли игры «Мое настроение», «Четвертый лишний», «Пиктограммы», «Найди и покажи», «Составь портрет», «Встреча эмоций», «Помоги ежику, «Наполни корзинку», «Посади пчелку на цветок».
Вторая серия игр направлена на формирование умения у детей передавать эмоциональное состояние в речи. Этому способствуют такие игры, как «В гостях у Белоснежки», «Угадай, из какой сказки», «Разное настроение», «Подбери героя», «Приключения Колобка» и т.д. Ребёнку предлагается показать эмоцию, состояние, затем рассказать о ней, выразить эмоциональное состояние сказочного персонажа с помощью слов, сказать радостно, со злостью, удивленно и т.д. Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет одновременно и психопрофилактический характер.
Третья серия игр направлена на овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, контролировать, полноценно переживать. В эту серию вошли игры: «Следопыты», «Неоконченные рассказы», «Подбери и объясни», «Кубик эмоций», а также стихотворения про эмоции. В игре «Следопыты» детям требуется отыскать игрока, соответствующего модели эмоционального поведения обозначенного мною. Дидактическая игра «Следопыты» привлекала особое внимание мальчиков. Им хотелось быть разведчиками, и они с удовольствием брали на себя эту роль. В «Неоконченных рассказах» дети непосредственно проникались чувствами героя рассказа и словесно описывали переживаемые чувства, передавали их мимикой, жестами, проигрывали поступки героя с разным эмоциональным состояние. Для удобства использования пособия систематизировала весь комплекс дидактических игр в методичку.
Магнитное пособие «Калейдоскоп эмоций» не только направлено на развитие эмоциональной сферы, но и позволяет решать ряд коррекционно-развивающих задач в работе: вызывает у воспитанников повышенный познавательный интерес, любознательность, положительные эмоции, предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, развивает мелкую моторику, воображение.