Использование метода круговой тренировки на уроках физической культуры и здоровья для совершенствования физической подготовленности учащихся 5-9-х классов

- 9:29Методичка, Физическая культура и здоровье

 

Максим МЕЛЬНИК,
учитель физической культуры и здоровья 
ГУО «Средняя школа № 6 г. Калинковичи»,
Гомельская область

melnikmaximolegivich@mail.ru

 

 

1 Информационный блок

   1.Актуальность опыта

В настоящее время одной из приоритетных задач государственной политики Республики Беларусь является всесторонняя забота о физическом здоровье нации, формировании культуры физической и социальной активности населения [1]. Вместе с тем, все больше учащихся школ имеют различные ограничения к занятиям физической культурой. В этой связи особую актуальность приобретает проблема правильного планирования и проведения уроков физической культуры и здоровья, тщательного продумывания комплексов упражнений и методов обучения, способствующих совершенствованию физической подготовленности и укреплению здоровья подрастающего поколения.

В процессе своей педагогической деятельности я отметил, что одним из эффективных средств решения данной проблемы является применение на уроках метода круговой тренировки. Конкретная направленность круговой тренировки, комплекс включаемых в нее упражнений, дозирование нагрузки качественно влияют на повышение уровня физической подготовленности учащихся, развитие их двигательных умений и навыков,на воспитание активной, целеустремленной, уверенной в своих возможностях личности.Кроме того, как показала практика, уроки с использованием круговой тренировки оказывают положительное влияние на общее физическое состояние учащихся, воспитывают устойчивый интерес к урокам физической культуры, повышают его эффективность.

 

   1.2 Цель опыта:совершенствование физической подготовленности учащихся 5–9-х классов через использование метода круговой тренировки на уроках физической культуры и здоровья.

 

   1.3 Задачи опыта:

     1) отобрать и организовать в комплексы различные типы упражнений для использования в круговой тренировке на уроках физической культуры и здоровья;

     2) включить в образовательный процесс метод круговой тренировки, содержащий комплексы упражнений, нацеленные на совершенствование физической подготовленности учащихся;

     3) проанализировать эффективность использования метода круговой тренировки на предмет повышения уровня физической подготовленности учащихся.

 

   1.Длительность работы над опытом

Продолжительность работы над опытом – с 2016 года и продолжается по настоящее время. В ней можно выделить следующие этапы:

     1) подготовительный этап – отбор и организация в комплексы различных типов упражнений для использования в круговой тренировке;

     2) практический этап – применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры и здоровья в 5–9-х классах;

     3) обобщающий этап – анализ эффективности использования метода круговой тренировки на уроках, проведение открытых уроков и мастер-классов, выступления на заседаниях методических объединений по теме опыта.

 

2 Описание технологии опыта

   2.1 Ведущая идея опыта

Ведущей педагогической идеей моего опыта является применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры и здоровья, включающей в себя комплекс упражнений различной направленности, приемы с использованием современных информационных технологий.

Уроки с использованием метода круговой тренировки позволяют быстрее и эффективнее развивать у учеников физические качества, способствуют повышению уровня физической подготовленности учащихся.

Важную роль для осмысления методического процесса по совершенствованию физической подготовленности учащихся сыграли работы И.С.Барчукова, С.М.Войцеховского, А.А.Нестерова [2, 3]. В научных трудах Р.В.Калашникова, Л.П.Матвеева описаны характеристики и особенности использования кругового метода в образовательном процессе по физической культуре [4, 5]. Исследования И.А.Гуревича посвящены проблеме организации комплексов физических упражнений для круговой тренировки [6].

В научно-методической литературе по предмету подчеркивается, что формированию высокого уровня физической подготовленности учащихся на уроках физической культуры способствуют именно специфические методы физического воспитания [7]. Метод круговой тренировки – один из них. Это традиционный метод, суть которого заключается в выполнении учащимися большого объёма упражнений различной направленности за короткий промежуток времени. Организованные в комплекс упражнения выполняются поочередно друг за другом с перерывом на отдых между станциями равном времени выполнения упражнений. Подбор упражнений осуществляется в соответствии с задачами урока. Занятия по круговому методу характеризуются высокой моторной плотностью. 

 

   2.2 Описание сути опыта

Ни для кого не секрет, что метод круговой тренировки является традиционным для уроков физической культуры и здоровья. Вместе с тем его использование актуально и сегодня. Однако современный урок отличается от традиционного, поэтому я всегда продумываю, как сделать, чтобы применение метода круговой тренировки в образовательном процессе было доступным, результативным и интересным для учащихся.

При составлении комплексов упражнений я ориентируюсь,прежде всего,на возрастные и физические особенности учащихся, доступность и отсутствие страховки при выполнении упражнений. Для того чтобы повысить интерес у учащихся на уроках, использую фитнес-браслеты для пульсометрии, мобильное приложение Plicers для опроса учащихся по разделу «Основы физкультурных знаний», а также видеоотчеты выполнения домашних заданий (Приложение 2).

Так как на сегодняшний день учащиеся имеют большое количество ограничений по состоянию здоровья, я придумал и использую на своих уроках color-метод. Его суть заключается в том, что ученики, имеющие подготовительную медицинскую группу, маркируются с помощью манишки, кепки или повязки яркого цвета с целью выделения их из остальных учащихся класса. Это тем самым облегчает контроль переносимости нагрузки данными учениками.

На своих уроках я систематически организовываю круговые тренировки различной направленности с целью удовлетворения индивидуальных двигательных потребностей учащихся, формирования навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями (Приложение 1). Для эффективного применения данного метода я использую 10–12 упражнений (станций), на каждую станцию размещаю двух учащихся. Таким образом, одновременно занимаются все учащиеся класса, возникает соревновательный момент, повышается эффективность использования метода.

Необходимо отметить, что при выполнении круговой тренировки учащиеся располагаются отдельно друг от друга, и на уроках сохраняется дисциплина на высоком уровне. Считаю нецелесообразным использовать в одном круге более 12 упражнений, так как исходя из моего опыта, теряется эффективность метода.

В своей практике применения на уроках круговой тренировки я использую следующие методы:

– метод длительной, непрерывной работы предусматривает выполнение всех определённых упражнений без перерывов, которые предназначены для прохождения одного–трёх кругов;

– интервальный метод заключается в том, что меру нагрузки определяет интервал отдыха;

– метод повторной работы предполагает нерегламентированный отдых между выполнением одного либо серии (круга) упражнений. Пауза отдыха определяется восстановлением частоты сердечных сокращений (ЧСС) до 120–130 ударов в минуту.

Для развития у учащихся общей выносливости на своих уроках я применяю метод непрерывной работы. Например, в шестом классе при изучении темы «Развитие общей (аэробной) выносливости» в разделе «Лыжная подготовка» я использую пять станций, включающих в себя несложные по технике упражнения. Класс делится на равные по количеству группы. Каждая группа выполняет упражнения на одном снаряде поочередно. Переход между станциями выполняется без перерыва на отдых.

С целью развития у учащихся скоростно-силовых способностей и силы я использую интервальный метод. Так, к примеру, в восьмом классе на уроке по теме «Развитие скоростно-силовых качеств» в разделе «Легкая атлетика» я использую 10–12 упражнений, направленных на развитие быстроты. Класс делится по парам на каждую станцию. Время отдыха необходимо дозировать из расчета того, что время выполнения упражнений должно быть вдвое меньше, чем время отдыха. Для развития общей выносливости и силы большей эффективностью обладает метод повторной работы. Я обращаю внимание учащихся на необходимость соблюдения последовательности выполнения упражнений и отдыха между кругами при прохождении комплекса повторно.

Опыт работы показал, что наиболее эффективны на уроках физической культуры с учащимися среднего возраста два метода – интервальный и метод повторной работы. Применяя эти методы, я в большей степени ориентируюсь на те упражнения, которые рекомендуются в учебной программе по физической культуре, дополняя и усложняя их в зависимости от подготовленности учащихся. В своей практике я использую хорошо усвоенные учащимися движения, чтобы на их разучивание не требовалось дополнительного времени. Для этого я разработал комплексы упражнений для развития всех физических качеств (Приложение 2).

В условиях урока физической культуры и здоровья круговая тренировка позволяет большему количеству учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования. Следует отметить, что круговую тренировку можно связать с любым программным материалом на уроках: по легкой атлетике, лыжной подготовке и гимнастике, организации спортивных игр. Эффективность концентрации нагрузки позволяет ученикам в кратчайший срок развивать общую и специальную физическую подготовку.

Несмотря на все положительные стороны круговой тренировки, ее нельзя рассматривать как универсальный метод, способный заменить все другие. Она должна применяться с другими организационно-методическими формами, в том числе и в отдельных занятиях, занимая в этом случае часть времени (30–35 мин).

 

   2.3 Результативность и эффективность опыта

Для диагностики уровня физической подготовленности учащихся я использовал контрольные упражнения, предложенные Министерством образования Республики Беларусь (Приложение 2). Результаты обрабатывались согласно нормативным требованиям, прописанным в учебной программе по предмету. Сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики позволил установить существенную динамику показателей по всем заявленным критериям.

Таким образом, применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры способствовало тому, что физические качества учащихся развивались в комплексе, эффективно стимулировало положительные функциональные и морфологические изменения в формирующемся организме, активно влияло на развитие двигательных способностей, что в итоге привело к высоким показателям физической подготовленности.

Результатом работы являются также высокие достижения моих учеников в различных районных, областных, республиканских соревнованиях. Они стали победителями областной спортивно-патриотической игры «Зарница», призерами областных и республиканских турниров по боксу. Заняли 2-е место в областных соревнованиях «Школиада».

Опыт использования круговой тренировки на уроках физической культуры представлен мной на педагогических совещаниях, заседаниях районных методических объединений учителей физической культуры и здоровья. Результаты моей работы постоянно освещаются в районной газете «Калінкавіцкія навіны», а также на телеканале «Мозырь».

 

3 Заключение

   3.1 Выводы

Реализация моего опыта на практике показала, что применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры и здоровья способствует совершенствованию физической подготовленности учащихся. Организованные мною в комплексы упражнения разной направленности (с учетом нагрузки и соответствия возрастным особенностям учащихся) позволили повысить уровень развития у учащихся таких качеств, как выносливость, сила, быстрота, ловкость и гибкость. Я считаю, что целесообразное применение метода круговых тренировок на уроках может закономерно влиять на развитие высокого уровня двигательных умений и навыков учащихся, а также на повышение мотивации к занятиям физической культурой. А использование современных информационных технологий позволяет педагогам физической культуры и здоровья сделать урок современным и интересным для учеников.

 

   3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования

В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме, разработать комплексы упражнений для круговой тренировки, ориентированные на учащихся III cтупени общего среднего образования.

 

   3.3 Рекомендации по использованию опыта

Представленный опыт рекомендую для внедрения или распространения учителями не только физической культуры, но и тренерам.

Рекомендации учителям по отбору и применению на уроках физической культуры круговых тренировок, эффективно влияющих на процесс развития физических качеств:

     1) при выборе упражнений для круговой тренировки необходимо учитывать специфику этапа обучения, целей и задач урока, этапа урока;

     2) содержание круговых тренировок следует рационально соотносить с возрастными особенностями учащихся, их возможностями и потенциалом;

     3) нецелесообразно в каждой круговой тренировке предлагать совершенно новые комплексы упражнений, поскольку значительное время будет уходить на их освоение и существенно снизится эффективность воздействия этих упражнений на организм;

     4) следует заранее прогнозировать возможные негативные варианты применения круговых тренировок, продумать соответствующие способы их предупреждения и устранения.

 

Список литературы

     1 Концепция учебного предмета «Физическая культура и здоровье» / Физическая культура / Нормативные правовые акты [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.sporteducation.by.
     2 Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика / И. С.Барчуков, А.А. Нестеров– Хабаровск: Академия, 2001.– 104 с.
     3 Вайцеховский, С.М. Книга тренера /С.М. Вайцеховский. – М.: ФиС,1971. – 320 с.
     4 Гуревич, И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки / И. А. Гуревич. – Изд. 1-е. – Минск: Высшая школа, 1980. – 253с.
     5 Калашникова, Р.В. Метод комплексно-круговой тренировки и ее применение на занятиях физической культуры / Р.В. Калашникова. – Иркутск: ИГМУ, –138с.
     6 Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л.П. Матвеев. – М: Просвещение, 2011. – 543с.
     7 Холодов, Ж.К.Теория и методика физического воспитания и спорта/Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. –М: Академия, 2003. – 480с.

 

Приложение 1 План-конспект открытого урока по предмету «Физическая культура и здоровье» для учащихся 9-х классов

Приложение 2 Круговые тренировки для развития физических качеств

На своих уроках для контроля усвоения и оценивания знаний я активно использую мобильное приложение «Plickers». Эффективность работы с мобильным приложением высокая, проведение указанных операций занимает всего нескольких минут. Преимуществом данного приложения является моментальное получение результатов опроса на занятии без длительной проверки, при этом наличие смартфонов или компьютеров обучающимся не требуется.

Как работает Plickers?

До начала работы с приложением преподаватель регистрируется в приложении на сайте https://www.plickers.com.

Для работы с Plickers необходимы: один мобильный телефон у учителя под управлением iOS или Android с установленным приложением Plickers и набор карточек с QR-кодами.

В мобильном телефоне открываю приложение Plickers. Выбираю нужный класс, папку с вопросами.

Каждому ребёнку выдаётся по одной карточке. Сама карточка квадратная и имеет четыре стороны. Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (А,В,С,D), который указан на самой карточке. Карточка имеет порядковый номер, который присваивается конкретному ученику.

Читаю детям вопрос, они выбирают правильный вариант ответа и поднимают карточку соответствующей стороной вверх. С помощью мобильного приложения на своем смартфоне сканирую ответы детей в режиме реального времени. Приложение автоматически распознает QR-коды всех учеников сразу. При этом можно не бояться «считать» один код несколько раз – Plickers учтёт только один, самый последний ответ. Поэтому, ученик спокойно может поменять своё мнение «на ходу» – всё это учтено разработчиками программы.

Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа. Закончив опрос, можно посмотреть, как учащиеся отвечали на вопрос: в виде таблицы, диаграммы, показать учащимся правильный ответ.

Приложение «Plickers» обеспечивает проверку ответов за секунду, что значительно экономит время учителей, результат выдается в процентом соотношении, что позволяет педагогу выявить степень усвоенности темы. Из собственного опыта могу отметить: система позволяет реализовать непрерывный мониторинг знаний детей, который отнимает не более нескольких минут от урока. Данная методика вовлекает в процесс обучения абсолютно весь класс и мгновенно оценивает результаты, неважно, сколько в этом классе учащихся. Ребята, не боятся данного метода контроля, что важно для психоэмоционального фона ребенка, потому что он воспринимается учащимися в виде игры.

Список источников о результатах работы

Название статьи, видео, ссылка QR-код
1

Максим Мельник: Если не лениться — всего можно добиться. http://www.knews.by/?p=63757

2

В областной «Зарнице» команда калинковичских кадетов оправдала свое название. http://www.knews.by/?p=46997

3

Ринг вместо подворотни: как в Калинковичах
перевоспитываются трудные подростки. http://www.knews.by/?p=65456

4

Семейная полоса препятствий в рамках проекта «Спорт FAMILY».
http://www.knews.by/?p=45873

5 На ринге второго открытого чемпионата города Калинковичи не только юноши. http://www.knews.by/?p=53168
6 Калинковичские боксеры выдержали удар. http://www.knews.by/?p=46731
7 Бокс пришел в Калинковичи http://www.knews.by/?p=40433
8 Открытое первенство города Калинковичи
по боксу https://www.youtube.com/watch?v=tjWo1yVsRRc&feature=share

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий