Цифровизация образования: компетенции и модель работы учителя-PRO

- 20:58ИКТ, Методичка

 

Елена БОБР,
учитель-методист,
руководитель районного ресурсного центра

учителей немецкого языка
средней школы № 14 г. Мозыря,
Гомельская область

 

 

 

Современность немыслима без компьютерных технологий. Цифровая трансформация образования является одним из условий развития современного образовательного пространства, так как важнейшей особенностью современного мира становится «цифровой ребенок».

Цифровизация, которая охватила всю сферу образования, подталкивает учителя к освоению и применению на практике наиболее актуальных технологичных инструментов и методик осуществления образовательного процесса. Задача, которая ставится перед учителем –использование цифровых возможностей в образовательном процессе и «плавное» интегрирование цифровых технологий в образование. В профстандарт учителя в качестве одного из необходимых умений входит применение современных образовательных технологий, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы.

И именно с этого момента уже идет речь не просто об учителе, а об учителе-PRO. PRO означает «топовую» комплектацию с максимально возможным набором функций. Учитель-PRO – это профессиональный, прогрессивный, «продвинутый», проактивный, проинформированный учитель, который стремится идти в ногу с постоянно меняющимся сложным современным миром.

Наличие компетенций в области цифровых технологий является одним из ведущих профессиональных качеств учителя-PRO в современном образовании. И это актуально, когда учитель с легкостью ориентируется в мире «цифры» и использует технологии в своей профессии. Именно цифровые технологии направленны на повышение мотивации к обучению, повышение уровня самостоятельности и активности, развитие навыка рефлексии собственной деятельности. А важным условием успешности учителя становится цифровая грамотность.

Цифровая грамотность педагога определяется набором знаний и умений, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. В основе цифровой грамотности лежит способность педагога решать поставленные перед ним задачи с помощью информационно-коммуникационных технологий. К таким задачам можно отнести: создание, использование, продвижение своего контента/блога/сайта; поиск, обмен, передача, копирование, сохранение информации; сетевое взаимодействие и сотрудничество; компьютерное программирование.

Неотъемлемая часть цифровой грамотности – цифровые навыки. Именно цифровые навыки пригодятся учителю для создания собственной цифровой среды. Цифровые навыки – это модель поведения, основанная на знаниях и умениях в области использования цифровых приложений, устройств, сетей, с помощью которых осуществляется доступ к информации, управление данными и передача данных. Таким образом, можно говорить о том, что цифровые навыки – это интеллектуальные, личностные, технические навыки, доведенные до автоматизма. Хочется отметить, что развивать данные навыки необходимо системно и постепенно, уделяя внимание самостоятельной работе и самообразованию. Начиная с включения в образовательный процесс доступных и понятных примеров, постепенно осваиваются сложные, на первый взгляд, современные технологии.

Учитель-PRO находится в постоянном поиске эффективных приемов обучения и эффектных способов подачи учебного материала, которые являются стимулом продуктивной деятельности учащихся. Приведенные ниже цифровые приложения и программы являются популярными в работе современного учителя и имеют огромный потенциал.

Социальные мессенджеры Instagram, Telegram, Viber, WhatsApp позволяют организовать взаимодействие в группах, паблик-аккаунтах, чатах. Общение в созданных группах оперативное, информативное, демонстративное. Данные сети позволяют пользователям создавать курсы, вести прямые эфиры, сохранять данную информацию для дальнейшего использования. Сотрудничество в данных мессенджерах может быть как публичным, так и частным, пользование данными сервисами является бесплатным.

 

Quizlet https://quizlet.com/ru – это бесплатный сервис, который позволяет легко запоминать любую информацию, которую можно представить в виде учебных карточек с использованием визуальной, текстовой и звуковой информации.

Сoogle https://coggle.it/, Mindomo Basic www.mindomo.com, Cacoo https://coba.tools/cacoo,

   

Xmind www.xmind.net, Mind42 www.mind42.com,  Mindmeister www.mindmeister.com, WiseMapping www.wisemapping.com, Mapul www.mapul.com – активно используемые учителями программы для создания ментальных карт, карт памяти. Учителя создают ментальные карты по темам учебной программы, которые затем применяются в электронном виде или в качестве наглядного пособия в распечатанном виде.

 

Kahoot https://kahoot.com/ – игровая обучающая платформа, позволяющая создавать учебные игры, викторины, тесты, проводить анкетирование и осуществлять обратную связь.

 

 

Веб-сайт Padlet https://padlet.com/, позволяет общаться с другими пользователями с помощью текстовых сообщений, фотографий, ссылок. Каждое место для общения называется «стена»/«доска». Padlet – интерактивная онлайн-доска, поддерживающая идею творческого общения.

 

Prezi https://prezi.com – облачный сервис, который служит для создания интерактивных презентаций, бесплатная альтернатива PowerPoint. Презентации представляют собой мощный инструмент, который помогает доносить свои идеи наиболее эффективным и наглядным способом.

 

Платформа https://www.blogger.com предоставляет возможность всем заинтересованным педагогам создать свой блог. Блог дает возможность создать свою единую сферу в информационном пространстве, поделиться событиями, мнениями, заметками, распространить/продемонстрировать свой педагогический опыт, получить отзыв или комментарий к заметкам, развиваться профессионально.

В условиях цифровой трансформации образования учитель-PRO становится ориентиром, который направляет учащихся на обучение в формате «digital».

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий