Ольга ФРОЛКОВА,
педагог-психолог
Гомельского областного центра
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
В Гомельском областном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации последние шесть лет плодотворно ведется коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна.
В процессе работы с самого начала становится очевидным, что такие дети могут быть иметь разный уровень развития: от низкого до приближенного к норме. Поэтому любые обобщения об их возможностях являются принципиально ошибочными, так как физическое или психическое состояние этих ребят очень индивидуально. Наша практика показывает, что в последнее время дети с синдромом Дауна демонстрируют свою клиническую нетипичность и хорошие потенциальные возможности, что позволяет им успешно интегрироваться в общество нормотипичных сверстников.
Что чаще всего мешает увидеть в ребенке с синдромом Дауна хорошие жизненные перспективы? Общественное мнение и сложившиеся стереотипы общества о данной категории детей. У специалистов центра возник вопрос: как изменить представление об этих детях, как развеять сложившиеся мифы о них?
Было инициировано взаимодействие с дошкольными учреждениями по вопросам преемственности в работе ЦКРОиР и учреждений дошкольного образования при сопровождении ребенка с синдромом Дауна и его семьи, подготовки педагогов дошкольного учреждения к приему таких воспитанников.
С детьми с синдромом Дауна, которые занимались в Гомельском областной ЦКРОиР в группе ранней комплексной помощи «Лучики», была проведена системная работа по всем направлениям.
Сначала были обозначены проблемы в учреждениях дошкольного образования. Это насторожённость педагогов дошкольных учреждений к детям с синдромом Дауна, недостаток информации о потенциальных возможностях детей и оптимальных способах взаимодействия с ними, психологический барьер и неготовность педагогов принимать детей в группу нормотипичных детей.
Для преодоления и решения этих проблем нами были предприняты следующие действия. Мы провели работу по формированию психологической готовности педагогов учреждения дошкольного образования к принятию ребенка с синдромом Дауна. Организовали обучающие мастер-классы, информационно-просветительские акции и консультации для повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольных учреждений. Разработали и распространили информационные, рекомендательные буклеты для педагогов учреждений дошкольного образования и родителей нормотипичных воспитанников по вопросам взаимодействия с детьми с синдромом Дауна.
Такая предварительная работа позволила коллективам учреждения дошкольного образования, в которые планировалось зачисление детей с синдромом Дауна, осознать проблемы семьи ребенка и стать эффективными участниками процесса перехода ребенка из ЦКРОиР в учреждение дошкольного образования.
Работа с семьей, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна, также требовала целенаправленных и последовательных действий по преодолению психологических проблем у членов семьи и формированию социальных и учебных навыков у детей. В результате комплексного сопровождения семьи удалось достаточно сформировать уровень учебной готовности ребёнка в эмоциональной, познавательной, коммуникативной, поведенческой сферах к обучению в дошкольном учреждении. Также мы обозначили и выбрали маршрут обучения ребенка в конкретном дошкольном учреждении.
Мы считаем, что детям с синдромом Дауна необходимо больше времени для освоения различных навыков, но при этом они имеют сильные стороны для успешного развития. Это хорошая механическая память, стремление обращать внимание на детали и формы, умение делать простейший анализ и дифференциацию предметов по ряду признаков (цвету, величине, форме), развитую эмоциональную сферу, коммуникабельность.
По статистике Всемирной организации здравоохранения с диагнозом синдром Дауна рождается каждый 700–800-й младенец в мире. Это соотношение одинаково в разных странах. Генетический сбой происходит независимо от образа жизни родителей, их здоровья, привычек и образования.
Сегодня совершенно ясно, что при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст ему возможность преодолевать учебные трудности и быть успешным в жизни. Наша практика показала, что дети с синдромом Дауна обладают значительным потенциалом для обучения и, зная закономерности развития их познавательной деятельности, можно выстроить систему работы, позволяющую оптимально использовать потенциал каждого ребенка.