Светлана ВИНОКУР,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 39 г. Мозыря»,
Гомельская область
Я хочу рассказать, как классическая музыка влияет на психоэмоциональное состояние ребёнка. Положительные эмоции, возникающие от общения с классической музыкой, способствуют хорошему эмоциональному самочувствию ребёнка и даже оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, мобилизуют его резервные силы.
Музыку называют «школой эмоций». Положительные эмоции нужны каждому. Ребёнок, с детства погружённый в мир красивой музыки вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен разочарованиям и стрессам. Музыка – богатейший источник развития детей, ей отводится роль эмоционального развития ребёнка. Поэтому классическая музыка звучит у меня в группе уже во время утреннего приёма детей. Звуки красивой нежной мелодии снимают напряжение у детей, успокаивают их, создают атмосферу комфорта и уюта.
Под звуки музыки П.И.Чайковского («Времена года», избранное из «Щелкунчика»), И.Штрауса дети выполняют упражнения оздоровительной гимнастики. В течение дня включаю музыкальные паузы: весёлые минутки («Шутка» И.С.Баха, «Клоуны» Д.Кабалевского); спортивные минутки («Марш» И.Штрауса, «Марш» Д.Кабалевского, «Военный марш» Ф.Шуберта); минутки отдыха («Вальс» И.Штрауса, Ф.Шуберта, В.А.Моцарта).
Во время приёма пищи звучит музыка, которая способствует работе органов пищеварения: Л.Бетховен «К Элизе», Э.Григ «Сюита», «Утро», И.Штраус «На прекрасном голубом Дунае», А.Моцарт «Маленькая ночная серенада», А.Вивальди «Времена года» («Зима»).
Дети очень любят засыпать под мелодии колыбельных песен, которые своим тёплым звучанием приглашают ребят в мир сна, создавая вокруг атмосферу любви и спокойствия. Например, Л.Бетховен «Лунная соната», Сибелиус «Грустный вальс», П.И.Чайковский «Осенняя песня», «Сентиментальный вальс», Шуберт «Аве Мария», «Серенада», Р.Шуман «Грезы», К.Сен-Санс «Лебедь».
Музыку использую и при пробуждении детей после дневного сна. Для «гимнастики пробуждения» подбираю спокойную, относительно тихую, воздушную мелодию. Эта музыка выражает, например, раннее утро, журчание ручейка, лёгкое дуновение ветра (К.Сен-Санс «Лебедь», И.Дунаевский «Лунный вальс», Р.Шуман «Грёзы», Л.Бетховен «Лунная соната», 1-я часть).
Классическая музыка, используемая в режимных моментах, наряду с оздоровительным эффектом, развивает музыкальное восприятие детей, способствует накоплению слухового опыта.
Включаю классическую музыку и в театральную деятельность детей. Театральные представления по сюжетам русских и белорусских сказок сопровождаются звучанием музыкальных пьес. Во время постановки «Сказка о рыбаке и рыбке» звучит одноимённая опера Н.А.Римского-Корсакова (пьеса: «Море»). Здесь происходит знакомство с различными эмоциями: интерес, радость, удивление, гнев, горе, страх, стыд, вина… Каждую эмоцию ребёнок «примеряет на себя», как новую одежду, и чувствует, уютно ему или нет.
Проводя комплексное занятие по развитию речи «Доброта творит чудеса», использовала классическое произведение А.Гречанинова «Жалоба».
Ну как же без игры в дошкольном возрасте?! Включаю классические произведения в детскую игровую деятельность. Так, в процессе сюжетно-ролевых игр «Семья», «Детский сад» звучит колыбельная, пьесы из «Карнавала животных» К.Сен-Санса звучат в игре «Зоопарк», «Походный марш» Д. Кабалевского – в игре «Путешествие».
Очень интересными получаются танцевальные движения с предметами: шарами, «крыльями» бабочек, цветами и т.д. Детям предоставляю возможность самостоятельного выбора атрибутов к музыке, которая звучит. Даже те, которые поначалу отмалчиваются, постепенно включатся в игру, а для меня как воспитателя это и радость, и доказательство эффективности работы.
Прослушав музыкальное произведение Э.Грига «Утро», ребята переносят образ солнца в свою практическую деятельность, изготавливая коллаж из кусочков ткани, ниток, гофрированной бумаги.
Ярко, эмоционально и насыщенно проходило интегрированное занятие «Весенняя сказка» с использованием музыки П.И.Чайковского «Весна» из цикла «Времена года».
Я не раз замечала: если классическая музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально «выплёскивают» свои эмоции: пытаются хлопать в ладоши, притопывать, плавно кружиться. Оказывается, даже ритм можно «переживать».