- Дашкольная адукацыя. Iдэi, Метадычка

Как познакомить дошкольников с их правами, обязанностями и свободами

 

Вероника ИГНАТИК,
педагог социальный
ГУО  «Ясли-сад № 16 г. Слонима»,
Гродненская область

[email protected]

 

 

Свои отношения с окружающим миром ребенок начинает выстраивать с первых шагов. Ребенок взрослеет и эти отношения претерпевают те или иные качественные изменения. Начинать работу по правовому воспитанию необходимо с дошкольного возраста, пока идет процесс формирования личности ребенка. 

Для того чтобы познакомить детей дошкольного возраста с их правами, обязанностями и свободами, эффективней всего использовать игровые методы и приемы, иллюстративный материал, соответствующий возрасту воспитанников.

Так, чтобы познакомить детей с Конвенцией о правах ребёнка, я предлагаю им рассмотреть картинки из дидактического пособия «Права ребенка», рассказать, что на них изображено, подробно обсудить каждое право, сформулировать его.

Для закрепления представлений о правах ребенка, хорошо использовать: проблемные вопросы типа «Что бы ты сделал в этой ситуации?», «Как бы ты защитился?», «Как бы ты попросил о помощи?» и т.д., беседы по сказкам, драматизацию сказок (например, дети, обсуждая поведение героев, отвечают, на вопросы: “Какие права поросят нарушил волк?”, “Какие права нарушила лиса, выгнав зайку из избушки?”, “А мама-коза правильно поступает в сказке?” и т.д.

Обязательно надо в доступной форме рассказать детям о том, что такое право, как появилась Конвенция, с какой целью.

Для того чтобы разъяснить воспитанникам суть каждого права, можно совершить «путешествие» по страницам Конвенции. Например, я это делаю с помощью презентации.

Говоря о праве на жизнь, можно предложить детям устроить выставку «Моя семья» и рассказать о своих родителях: как зовут, где работают, чем увлекаются, чем занимаетесь вместе.

О праве на имя и фамилию – предложить встать в круг, и каждому, у кого в руках окажется передаваемый по кругу мяч, назвать свое имя и фамилию, сказать, как его ласково называют дома. Если дети умеют читать, можно написать на воздушных шариках их имена и фамилии и предложить найти «свой» шарик и поиграть с ним.

Рассуждая о праве на семью, на любовь и заботу родителей, предлагаю не только рассказать о своей семье и нарисовать ее членов, но и сама рассказываю о том, что представляет собой счастливая семья, какие обязанности должны быть у членов семьи, как они должны заботиться друг о друге, помогать, поддерживать в любой ситуации. Можно также обсудить проблемную ситуацию «Все ли надо рассказывать своим родителям?», чтобы у детей была уверенность – родители обязательно поймут и помогут. А чтобы воспитанникам было интереснее рассказывать о членах своей семьи, предлагаю им игру «Дом, а в нем семья», в которой дети заселяют в макеты домиков членов своей семьи (мы их заранее рисуем и вырезаем) и рассказывают о них.

Рассматривая право каждого ребёнка на медицинский уход, предлагаю поговорить о профессии врача, медицинской сестры, о службе скорой помощи, вспомнить номер вызова этой службы, «вызвать» «скорую помощь» какой-либо игрушке, обязательно говорю с детьми о здоровом образе жизни, о важности заботы о своём здоровье.

Говоря о праве на образование, предлагаю детям порассуждать, о том, для чего человеку нужно учиться, нарисовать, кем по профессии они хотели бы стать, когда вырастут, пофантазировать на тему «что было бы, если бы никто не учился». Воспитанникам нравится придуманная мной игра «Экзамены в детском саду», когда дети получают конверты с заданиями, выполняют их и сдают «экзамен»: составляют из слов предложения, решают веселые задачки, примеры, называют геометрические фигуры, находят «ошибки художника» и т.д.

Объясняя детям суть права на отдых и досуг, предлагаю описать картинки с разными видами отдыха, рассказать, как они отдыхали на выходные. Можно дать задание воспитанникам составить альбом «Наша дружная семья. Как мы отдыхаем»: принести фотографии с отдыха, рассмотреть и выслушать рассказы детей о нем. Обязательно прошу порассуждать о том, для чего вообще необходим отдых (человек не может жить без отдыха, он нужен для здорового развития, чтобы снять усталость и набраться свежих сил).

Когда путешествие по страницам Конвенции подходит к концу, задаю воспитанникам уточняющие вопросы о том, что такое право, о каких правах они сегодня узнали.

Если систематически проводить работу по формированию у воспитанников представлений о правах ребенка, он сможет осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, будет понимать и уважать гуманистические традиции развития человеческого общества.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий