Ольга АНИСКОВЕЦ,
воспитатель
ГУО «Ясли-сад № 19 г. Мозыря»,
Гомельская область
Работая с детьми старшей группы, я обратила внимание, что особенно тяжело дается формирование осознанного безопасного поведения в экстремальных ситуациях, так как у них отсутствует защитная реакция, свойственная взрослым. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем.
Поэтому решила вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков осторожного обращения с огнем. Ежемесячно эта тема включалась в план образовательной работы. Представления и умения детей закреплялись через различные виды деятельности.
Как показала практика, для детей достаточно нескольких занятий, чтобы они поняли, какую опасность несёт огонь. Проведение занятий сопровождаю показом макета спичечной коробки, открыток, картинок, плакатов, рассказом о «добрых» и «злых» делах огня. Постоянно напоминаю воспитанникам, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару.
Воспитанники познакомились с причинами и правилами поведения в случае возникновения пожара, способами тушения, трудом пожарных. Во время специально-организованной деятельности объясняю, почему при пожаре нельзя прятаться в укромные местах (так как это характерно для детей дошкольного возраста), а нужно постараться немедленно выйти из помещения, позвать на помощь взрослых.
Рассказываю, как погасить маленький огонь песком, водой или ковриком, как вывести из-за задымленного помещения других детей, как набрать номер телефона пожарной части, правильно называть адрес и своё имя. Знание номера 101 закрепляю в ходе игры «Вызови спасателей», когда дети, пользуясь игрушечным телефоном, учатся вызывать пожарную команду. Одновременно с изучением правил поведения при возникновении пожара расширяю представления детей о том, как бороться с огнем. Для этого использую плакаты «Правила поведения при пожаре», «Не играй с огнем!», «Пожарный щит». Дети знакомятся с назначением каждого предмета противопожарного оборудования.
Для углубления представлений о правилах пожарной безопасности, пользования предметами домашнего обихода провожу дидактические игры «Можно – нельзя», «Что включается в розетку», «Горит – не горит», «Разрешается – запрещается», а также знакомлю с произведениями художественной литературы по данной теме, иллюстрациями, рассказывающими о борьбе людей с огнем.
На этом этапе использую беседы: «Эта спичка-невеличка», «Кто работает с огнем?», «Пожарные – смелые, отважные, умелые», «Огонь в жизни человека», «Правила поведения при пожаре», «Детям об огне», логические задачи «Что делать, если?..», вечера развлечений и досугов «Пожарным можешь ты не быть…», «Спички не тронь, в спичках огонь».
Работу по формированию основ безопасности у детей провожу через такой вид деятельности, как рисование («Кем ты хочешь быть?», «Пожар в лесу», рисование по произведению С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое»), лепку, аппликацию (плакат «Не забудьте отключить!», изготовление книжки–малышки «С огнём не шути!», «Спички не тронь – в спичках огонь!»), конструирование («Машины специального назначения», «Пожарная часть», изготовление макета пожарного щита). Также представления и умения реализовываю в играх, закрепляю на прогулке, ведь теорию дети должны уметь применять в реальной повседневной жизни за пределами учреждения дошкольного образования.
Для проведения сюжетно-ролевых игр я изготовила и приобрела игрушки—модели: газовые и электрические плиты, огнетушитель, пожарную машину. Как мальчики, так и девочки играют в «Пожарных», «МЧС», придумывая самые разные сюжеты: «Пожар в лесу», «Пожар в высотном доме», «Пожар в джунглях», «Спасение попавших в пожар», «Пожарные на учениях», «Помоги Незнайке» и т.д. Накопленные представления помогли детям познакомиться с необходимыми действиями в случае опасности.
Изменяя условия игры, внося все новые элементы правил пожарной безопасности, ненавязчиво прививаю детям осторожность при обращении с огнем («Можно – нельзя», «Разрешается – запрещается»). Также мы заучиваем телефонный номер 101 (игры «Диалоги по телефону», «Вызов службы спасения») и действия на случай пожара.
Большое внимание уделяю чтению художественной литературы. Использую в работе произведения: «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я.Маршака; Е. Пермяка «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстого «Пожарные собаки»; С. Михалкова «Дядя Степа»; Г.Х.Андерсена «Сказка про спички».
Важным моментом освоения детьми дошкольного возраста основ безопасного поведения считаю ситуативно-имитационное моделирование. Ребята находят пути выхода при создании таких ситуаций, как «Что будет, если зажечь спички…», «Если не потушить костер…», «Если я не позову на помощь…», «Если нет воды…», «Если возникает пожар…».
В процессе работы широко использую мультимедийные презентации, обучающие мультфильмы. С этой целью разработала цикл презентаций для занятий с детьми: «Человеку друг огонь – только ты его не тронь!», «Кто работает с огнем», «Пожарный вчера, сегодня, завтра!», «Чтобы не было беды», «Правила пожарной безопасности».
Проведенная работа показала, что дети свободно различают опасные ситуации и правила поведения в той или иной экстремальной ситуации. Они умеют различать и называть причины пожароопасных ситуаций и свои дальнейшие действия. У воспитанников сформированы умения обращаться за помощью в случае необходимости к взрослым или по телефонам: 101, 102, 103, 112. Можно сделать вывод, что у воспитанников моей группы сформированы представления о правилах пожарной безопасности.