Софья ДУНАЙСКАЯ,
воспитатель
ГУО «Ясли-сад № 19 г. Мозыря»,
Гомельская область
В дошкольном детстве формируются первые представления о времени. Детям необходимо научиться самим определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от времени.
Не следует забывать о том, что ребёнок пяти-семилетнего возраста в скором будущем станет школьником, а время является регулятором жизни и учебной деятельности, начиная с первого класса.
Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени осуществляется в строгой системе и последовательности. Представления об одних интервалах времени служат основанием для ознакомления со следующими.
Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служит ребенку надежной опорой в различении частей суток. Закрепление умений определять части суток осуществляем с использованием материала в виде картинки или серии сюжетных изображений.
Для распознавания, установления последовательности частей суток предлагаем воспитанникам такие развивающие игры и упражнения, как: «Разложи картинки по порядку», «Когда это бывает?», «Части суток» и др.
Для пояснения слов «вчера», «сегодня», «завтра» говорим об одном ярком событии для детей трижды (например, кукольный театр будет завтра, на следующий день проговариваем, что кукольный театр будет сегодня, и, наконец, что его показывали вчера). В процессе этой работы у детей складываются элементарные понятия о текучести и непрерывности времени.
В группе имеется календарь природы, в котором воспитанники отмечают пору года, месяц, день недели. Знакомя детей с календарем, строим систему работы так, чтобы они активно использовали материалы календаря природы и, переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладевали эталонами времени.
Для понимания последовательности чередования дней недели и взаимосвязи между ними в прямом и обратном порядке применяем следующие игры: «Живая неделя», «Будь внимательным», «Назови соседей», «Когда это бывает?», «Дни недели» и др. Для ориентировки во временах и месяцах года используем дидактические игры «Времена года», «12 месяцев», а также развивающие игры и упражнения: «Лишний месяц», «В какое время года нужны эти предметы?». Помогают в работе и настольно-печатные игры «Круглый год», и разнообразные словесные игры: «Продолжи предложение», «Найди лишнее слово», «Короче – длиннее», «Угадай соседа» и т.д.
Большое внимание уделяем развитию у детей пяти-семилетнего возраста чувству времени. С помощью песочных часов, секундомера знакомим с интервалами в 1, 2, 3, 4, 5 минут, используем игру: «Успей вовремя» и задания: выкладывание из палочек различных узоров в течение одной-двух минут, разрезание бумаги на полоски, рисование квадратов на клетчатой бумаге по строчкам, следя при этом за песочными часами. Обязательно обращаем внимание детей на зависимость результатов от темпов работы при одинаковой длительности деятельности. Далее детям предлагаем определить время уже без песочных часов.
Также используем в работе модель часов, упражняя определять время. При знакомстве с часами предлагаем задания: нарисуй циферблат, назови по порядку числа, покажи часовую (минутную) стрелку и т.д.
Для эффективного решения поставленных задач не только по формированию временных представлений, но и по развитию и воспитанию детей в целом, большое внимание уделяем преобразованию среды развития ребенка.
В центре познавательной практической деятельности есть приборы для определения времени детьми (песочные и механические часы). В игровом центре – настольно-печатные игры «Часы»; «Времена года»; «Режим дня» и т.д. В центре интеллектуального развития – дидактические игры: «Когда это бывает?», «Назови соседей», «Вчера, сегодня, завтра», «Найди ошибку», «День и ночь», «Неделя, стройся!» и т.д. В центре творчества – репродукции картин художников (И.Шишкин «Утро в сосновом бору», С.Чуйков «Утро», И.Остроухов «Золотая осень», а также работы И.Левитана, Н.Рериха и др.); художественная литература (произведения В.Вольского, К.Калина, Я.Коласа, П.Панченко, С.Маршака, А.Барто, Е.Трутневой, Я.Акима, и др.); альбомы по временам года (стихотворения, загадки, пословицы и поговорки); плакаты (времена года, часы – определяем время и т.д.).
Сформированность временных представлений у детей пяти-семилетнего возраста создает основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, влияет на воспитание таких качеств, как организованность, целенаправленность, собранность, умение планировать свою деятельность. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.