Экологическая тропа как эффективное средство знакомства детей с природой

- 23:27Дошкольное образование. Идеи, Методичка

 

Лариса АНДРЕЕВА,
воспитатель дошкольного образования,
ГУО «Новоельнянский ясли-сад»
Дятловского района,
Гродненская область

 

 

Воспитание у дошкольников основ экологической культуры – одна из задач учебной программы дошкольного образования. С этой целью в Новоельнянском яслях-саде организована экологическая тропа, которая позволяет систематизировать накопленный экологический опыт, побуждать любознательность, воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, более эффективно использовать прогулки с детьми для наблюдений, игровой и познавательной деятельности на свежем воздухе.

Экологическая тропа нашего учреждения – это специально организованные станции в природных условиях, где устроены природные объекты. На этих станциях организовывается деятельность по знакомству воспитанников с многообразием объектов природы: растениями, животными, птицами, насекомыми и природоохранной деятельностью. Путешествия по станциям: «Птичий город», «Уголок леса», «Лаборатория «Познайка»», «Луг», «Метеостанция», «Советы Лесовичка», «Огород с фитогрядкой «Зелёная аптека»», «Цветочная поляна» позволяют сформировать экологическую культуру, чувства близости к природе в разные сезоны года. Можно бесконечно рассказывать о живых объектах, но ничто не заменит непосредственного контакта детей с природой. Экологическая тропа – одно из важнейших условий для изучения живой природы в её естественном природном окружении. 

В рамках тематической недели и подготовки к викторине «Птицы – наши друзья» с воспитанниками группы интегрированного обучения и воспитания была организована деятельность на экологической тропе, на станции «Птичий двор». Это небольшая естественная территория: на ней растут сосны, устроены жилища и кормушки для птиц, место для размещения тематического материла. Созданные условия позволили организовать деятельность по знакомству детей с птицами, дать знания о значении птиц в природе, воспитать доброе отношение к пернатым. Попадая на станцию, дети в непринуждённой форме, отдыхая и познавая, получали информацию о птицах. Слушали их пение, совместно с взрослыми накладывали корм для птиц. В естественных условиях наблюдали за скворечником, дети отметили, что птиц стало больше, чаше можно услышать их пение.

Интересным и познавательным получилось в один из дней наблюдение за дятлом, который во время прогулки прилетел на сосну. Дети рассмотрели его окрас, получили информацию о том, что дятел – настоящий лесной житель, а деревья поставляют ему всевозможных насекомых и их личинок, которые составляют основу питания птицы. Порассуждали с дошкольниками на тему «Пёстрый доктор», «Поёт ли дятел». Послушали, как он добирается сильными ударами длинного клюва к насекомым, находящимся под корой дерева. Дети получили ответ на свой вопрос, что дятел не поёт, зато барабанит по стволу клювом.

С хозяином станции «Бусликом» организовали игры «Можно – нельзя», «Правила поведения в природе», что позволило познакомить воспитанников с правилами поведения в природе, местах обитания птиц. Познавательным получилось рассуждение «Зачем птицам оперенье»?

Рассматривая игровые кубы «Птицы», дошкольники поиграли в игру «Определи лишнюю», что позволило систематизировать знания о разных видах птиц (голубь, воробей, ворона, ласточка, синица, снегирь, сорока, кукушка, гусь, лебедь, утка и др.), группировать их по разным признакам: зимующие, перелётные.

Игровые ситуации на экологической тропе позволили не только сформировать социальный опыт, личностные качества воспитанников, но и продолжить работу по активизации словаря на основе представлений о природе, по включению дошкольников в коллективный разговор, развитию умения поддерживать общую беседу. Свои впечатления от полученной информации воспитанники отразили в художественной деятельности, выполнили аппликацию «Птицы прилетели». Во время викторины «Птицы – наши друзья» дети отгадывали загадки, соревновались в играх «Да – нет», «Ответь на вопрос», «Перелётные зимующие», «Сложи птицу», что позволило стимулировать познавательный интерес к птицам, бережное отношение воспитанников к окружающей природе.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий