Формирование финансовой грамотности у младших школьников

- 17:05II И III СТУПЕНИ, Методичка, Основы финансовой грамотности

 

Наталья ЧИЖ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 2 г. Мстиславля»,
Могилевская область

 

 

Начальное финансовое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка, формирование его отношения к материальным ценностям. Поэтому младшим школьникам важно правильно подать финансовую информацию, рассказать о потребностях и ограниченности возможности человека, научить правильно распоряжаться деньгами, экономить, держать над собственными деньгами контроль.

 

Работу над финансовой грамотностью школьников начинаю проводить уже с 1-го класса. Ребятам читаю сказки, где герои получают и тратят деньги. Рассказываю о семейном бюджете, из чего он складывается, основных расходах семьи. Обязательно объясняю детям, что бывают разумные и неразумные траты денег, что такое карманные деньги. С первоклассниками провожу игры «Магазин», «Я – покупатель», «Семейный бюджет», организовываю экскурсию в магазин, обращаю внимание учащихся на цену и срок годности товара.

Во 2–4-м классах провожу уроки финансовой грамотности, тематические классные часы «Путешествие в Страну Денег», «Деньги, денежки, деньжата». Даю мероприятия, в рамках недели финансовой грамотности. Нравится ребятам участвовать в командных играх «Путешествие в Страну «Экономику», «Путешествие в Страну финансовой азбуки». Они активно разгадывают экономические ребусы, шифры, решают задачи, объясняют, как правильно поступить в разных экономических ситуациях. Очень интересно учащимся проходить игры-квесты «Деньги, рублики, копейки», «Финансовый компас». Дети в них передвигаются командами по станциям, разгадывают загадки и пословицы, угадывают названия мультфильмов на экономическую тему, определяют валюту разных стран, заполняют таблицы, чтобы прорекламировать товар, собирают продовольственную корзину покупателя.

Вызывают интерес у учащихся мини-исследования. На уроке межпредметной итоговой проектной задачи «Выбираем экскурсию» учащиеся 4-го класса поставили перед собой проектную задачу – помочь выбрать интересный маршрут экскурсионной поездки. Для её решения необходимо было выяснить, что интересного можно увидеть и узнать во время экскурсии и сколько стоит экскурсия.

На этапе моделирования участники урока работали в группах над маршрутами «Живая история древнего Мстиславля» и «Мой край Мстиславский». Каждой группе необходимо было провести мини- исследование: из пяти предложенных текстов и фотографий исторических объектов города, составить краткий стендовый доклад о достопримечательностях родного города, оформить на листе ватмана. Сделать это надо было так, чтобы туристам захотелось выбрать этот маршрут. Во втором задании группам давалась информация о памятнике, который в Мстиславле является одним из главных – Иезуитском коллегиуме. Необходимо было высчитать площади костёла, дворовых построек, башни с колокольней, аптеки. В третьем задании группам предлагались прайс-листы своих услуг экскурсий по Мстиславлю. Нужно было определить стоимость экскурсии на всю группу туристов и на одного человека, перевести по курсу валют в белорусские рубли и найти расстояние по карте России и Беларуси, которое преодолеют туристы, между городами Мстиславлем и Суздалем в две стороны.

На заключительном этапе участники урока презентовали всем свои работы, вернулись к поставленной в начале урока проектной задаче, публично выступили, вспомнили, как действовали, чтобы рассчитать стоимость поездки. На уроке использовались межпредметные связи по русскому языку, математике, человеку и миру, ребята применяли полученные ранее знания по финансовой грамотности.

Для формирования финансовой грамотности младших школьников я использую кейс-метод. Ребята работают в группах. Я предлагаю им решить разные жизненные ситуации. Например, определить среднегодовой доход каждого члена семьи. Для этого я даю заполнить таблицу «Расходы», «Доходы» всей семьи. Учащиеся публично выступают перед классом, объясняют свои расчёты, анализируют доходы и расходы семьи.

В своей работе я использую такую форму работы, как социальное партнёрство, привлекаю к процессу воспитания финансовой грамотности работников ОАО «Белагропромбанк». Они знакомят учащихся с экономической информацией, принимают участие в мероприятии и выступают в роли спонсоров.

В результате у младших школьников формируется экономическое мышление, необходимое для ориентации в современных условиях жизни, они учатся ставить перед собой долгосрочные и краткосрочные финансовые цели, принимать решения о своих деньгах.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий