- Карэкцыйная педагогіка. Вопыт, Метадычка

Формирование орфографических навыков у учащихся с тяжелыми нарушениями речи

 

Вера МАТВЕЙЧИК,
учитель начальных классов
ГУО «Специальная общеобразовательная школа № 18 г. Минска
для детей с тяжелыми нарушениями речи»

 

 

 

На I ступени специального образования на уровне общего среднего образования программой по русскому языку для детей с тяжелыми нарушениями речи предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.

Слова с непроверяемыми написаниями – это одна из проблем, с которой сталкиваются учащиеся с ОПФР. Ведь правила для написания словарного слова не существует. Значит, его надо запомнить. А память ребёнка часто недостаточно приспособлена к «простому запоминанию». Тем более простое зазубривание слов довольно скучный способ и нельзя рассчитывать, что дети добьются успеха, если изо дня в день будут заниматься нудной для них работой.

Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника – в словарь. Поэтому каждый педагог должен знать, как работать со словарными словами, чтобы уроки были интересными и не монотонными.

Со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся I ступени специального образования на уровне общего среднего образования встречаются практически на каждом учебном занятии. Число таких слов с каждым годом обучения возрастает. Так, например, согласно прграмме для детей с тяжёлыми нарушениями речи, учащиеся на протяжении пяти лет обучения должны овладеть  написанием 139 словарных слов.

Овладение словарным составом является необходимым условием освоения учащимися русского языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и наконец, связной речи вообще.

Вот почему словарная работа имеет серьёзное значение для коррекции и развития психики детей с тяжелыми нарушениями речи и всех детей с особенностями психофизического развития в целом.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что отсутствие орфографических навыков при изучении словарных слов или слабая их сформированность является основной причиной орфографических ошибок у учащихся младших классов с речевыми нарушениями. Так, во 2-м классе учащиеся с тяжелыми нарушениями речи допускают ошибки в 80 % орфограмм.

В своей работе я провела анализ различных существующих методов и приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. Также из существующих методик составила свою комбинированную методику для запоминания словарных слов, которая, на мой взгляд, будет интереснее для учащихся и более эффективной, чем простое заучивание.

Опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи показал необходимость в создании наглядных опор и комплекса практических упражнений (в работе со словами с непроверяемыми написаниями) для облегчения восприятия этих слов учащимися с речевыми нарушениями 2-х классов.

Дети с нарушениями речи имеют следующие особенности: мотивация к учебной деятельности снижена, снижены основные психические процессы: мышление, внимание, память и воображение. Поэтому я использую способы обучения, с помощью которых можно с большей результативностью обучать учащихся.

При проведении словарной работы на учебных занятиях по русскому языку я ставлю перед собой следующие цели:

1) ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно;

2) усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов);

3) обучение детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.)

При изучении словарных слов я предлагаю использовать различные приемы и методы:

– метод языкового анализа – включает приемы звукобуквенного анализа слов, фонетического разбора, комментирования орфограмм, устного проговаривания;

– приемы зрительного запоминания – зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику, использование таблиц, карточек, выделение орфограмм цветным мелом на доске, карандашом в рабочих те тетрадях, подчеркивание, записывание не слов, а только орфограмм, повторное написание слов;

– метод сопоставления математических групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий животных: корова, лошадь, собака – во всех словах присутствует буква «О»; однокоренных слов работа, рабочий, работать; форм словстакан, стаканы; метод противопоставления – ученик – учитель; и т.д.);

– прием сопоставления зрительного и слухового образов (состава) слов: различные виды слуховых диктантов;

– составление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: пальто – осеннее пальто, надел пальто, пальто велико и т.д.

– составление предложений с трудными словами, включение их в письменные и устные творческие работы;

– занимательные формы работы – включение словарных слов в игры, ребусы, кроссворды (ученики разгадывают их или сами составляют); составление стихотворений, юморесок, загадок, отгадывание загадок, проведение конкурсов, викторин.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер и насколько целесообразно она построена.

Специфическим для данной категории учащихся является то, что в ней более последовательно, по сравнению с общеобразовательной школой, выдерживается принцип перехода от лёгкого к трудному. Это относится как к материалу упражнений, так и формулировке заданий. Такой же подход используется при составлении наглядных опор и заданий к упражнениям. Каждое новое для учащихся задание отрабатывается отдельно, лишь после этого его сочетают с заданиями, встречавшимися ранее.

В своей работе с учащимися с тяжелыми нарушениями речи я применяю те же виды практических упражнений, что и в общеобразовательной школе, но перед применением я их адаптирую к психофизическим особенностям учащихся.

 

Игра «Цепочка слов»

Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Записывают 6–8 слов. Предложивший слово комментирует его.

Например: береза, автобус, сахар, рисунок, коллектив, вагон, народ, деревня.

 

Игра «Из каких слов выпали гласные?»

Д…Р…ВН…
М…Л…Л…Т…К
К…НЬК…
П…РТР…Т
С…Л…М…
Т…Л…Ф…Н

 

Игра «Догадайся, что за слово?»

…О…О (НА)
…О…О (КА)
…О…О (КО)
…О…О (ВА)
…О…О (МА)

 

Игра «Собери слово»

Из записанных на доске слогов необходимо собрать слова и записать их.

ПУС, КА, ТА; РОЗ, МО; ЖЕ, ИН, НЕР; ТОР, ТРАК и т.д.

 

Игра «Мы рифмуем»

Учитель читает последний слог слова, которое нужно зарифмовать.

Бей-бей-бей – скачет шустрый ВОРОБЕЙ.
Гон-гон-гон – мы нашли свой ВАГОН.
Даш-даш-даш – у меня есть КАРАНДАШ.
Вать-вать-вать – спать ложимся на КРОВАТЬ.
Ко-ко-ко – дает корова МОЛОКО.
Род-род-род – пропололи ОГОРОД.
Рец- рец-рец – ешь соленый ОГУРЕЦ.
То-то-то – купили зимнее ПАЛЬТО.

Благодаря использованию вышеперечисленных игровых приемов правильный орфографический образ слова запечатлеется в сознании ребёнка в разных видах памяти: зрительной, слуховой, артикуляционной, двигательной.

Таким образом, использование предложенных приемов и методов позволяет ребенку с речевыми нарушениями облегчить восприятие значения слов, их использование в своем лексиконе и понимание прочитанного текста. Ведь каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.

 

Примеры работы с некоторыми словарными словами

ЗÁЯЦ

 

 

 

 

 

Определение 

Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.

Пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо.

Однокоренные слова 

Заяц, зайчик, зайка, заюшка, заинька, зайчишка, зайчонок, зайчиха, зайчатина, заячий.

Пословицы

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Трусливому зайке и пенёк – волк.
Заяц уж сед – навидался он бед.
Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью.
Хорош заяц белый, а охотник – смелый.

Когда так говорят?

Убить двух зайцев – одновременно выполнить два дела, добиться осуществления двух целей.

Заячья душа – о трусливом и робком человеке.

Загадки

Летом шубку серую, а зимою белую
носит попрыгайчик – боязливый … .

Зимой беленький, летом серенький.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы?

Не барашек и не кот, носит шубу целый год.
Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета.

Серый маленький зверюшка,
Косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
И морковку ему дай.

Предложения, тексты

Заяц мчится, что есть мочи, заяц схорониться хочет. То бежит он и кружит, то лежит он – весь дрожит. (Нар. песенка)

Заячьими, лисьими, птичьими следами расписана белая скатерть. (И.Соколов-Микитов)

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц Длинные Уши – Косые Глаза – Короткий Хвост. (Д.Мамин-Сибиряк)

Ехал зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
– Если я купил билет,
Кто я: заяц или нет? (А.Шибаев)

Отгадайте, какое слово зашифровано в кроссворде

1 Какой-то мастер на стекле нанёс и листья, и травы, и заросли роз? (мороз)
2 Гудок зовёт, и мы приходим на….. (завод)
3 Всегда во рту, а не проглотишь (язык)
4 Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живёт, кур крадёт (лисица)

Допиши подходящие по смыслу слова

Бегал … по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашёл,
Сам поплакал и пошёл.

Ехал …. На трамвае,
Едет…, рассуждает:
– Если я купил билет,
Кто я: … или нет? (А. Шибаев)

 

 

КАРАНДАШ

 

 

 

 

Определение

Тонкая палочка графита или сухой краски в деревянной оболочке, употребляемая для письма, рисования, черчения.

Карандашное производство. Карандашные записи.

К истокам слова

В этом слове тюркское кара является в своём обычном значении – «чёрный»; даш (таш) тоже тюркское слово, значащее «камень»; очевидно, карандаш некогда понималось как «чёрный камень» – графит.

Однокоренные слова

Карандаш, карандашик, карандашный.

Сочетаемость слов

Хороший, плохой, новый, большой, маленький, длинный, короткий, твёрдый, мягкий, тупой, отточенный, очиненный, сломанный, двухцветный, простой, чёрный, красный, чернильный карандаш; цветные карандаши.

Пословицы и поговорки

Карандаш – чтобы писать, а молот – чтобы ковать.
Плохой карандаш лучше плохой памяти.

Скороговорки

Карандаши шуршат в тиши:
– Рисуй мышей! Слова пиши!
В коробке, как в лесной глуши,
Знать, заскучали малыши.

Подарил Макар Роману карамель,
А Роман Макару карандаш.

Когда так говорят?

(Взять) на карандаш

Загадки

Тоненькое, кругленькое, сердце черненькое,
кто его след видит – мысли его знает. (Украинская)

Грамоты не знаю, а до скончания пишу. (Русская)

В деревянной рубашке каменное сердце. (Эвенская)

Ну, волшебные дела!
Пишет палочка сама!
На листе и на газете,
Пишут взрослые и дети,
Пишут в школе, пишут в доме,
И в тетрадке, и в альбоме.
Пишет Слава, пишет Коля,
Старшая сестренка Оля…
Пояснил мне папа наш:
Это просто …!

Предложения, тексты

Карандашики в коробке
Просят лист из толстой стопки.
Мир хотят нарисовать
Как сумели увидать. (Е.Журавлева)

Дрожит от топота земля,
Несётся слоник, сверху – я!
Купили с ним мы за гроши
Волшебные карандаши. (Л.Ликбеза)

Допиши пропущенные слоги

ндаш
…ндашик
…ндашный

Вставь пропущенные в словах буквы

Беру я в руку к…р…ндаш,
Рисую шарик и шалаш.
Потом ерша, потом камыш,
Потом шиншиллу и кишмиш.
Рисую маленьких мышат,
Они за шишками спешат.
Довольны все к…р…ндаши:
– У Саши мыши хороши!

 

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий