Альтернативный метод в коррекционной работе тифлопедагога – песочная терапия

- 11:03Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

 

Марина ФИЛИПЧИК, 
учитель-дефектолог
ГУО «Специальный ясли-сад № 30
для детей с нарушением зрения г. Мозыря»,
Гомельская область

marina.filipchik@yandex.ru

 

 

У детей дошкольного возраста с нарушениями зрения по сравнению с нормально видящими детьми процесс познания окружающей действительности протекает медленнее и со значительными трудностями. Связано это с тем, что у таких детей зрительная информация об окружающем сильно ограничена, к тому же они, как правило, не умеют пользоваться пусть и неполноценным, но все же зрением и другими сохранными анализаторами. У детей ослаблены познавательные процессы (восприятие, воображение, внимание, память, мышление), происходят изменения в физическом развитии и развитии двигательных функций, ограничивается овладение социальным опытом. Поэтому им необходимо помочь получить дополнительную информацию за счет полисенсорных взаимосвязей (слухо-двигательных, тактильно-двигательных, осязательных и других).

Мы нашли выход в применении песочной терапии. Это универсальная форма обучения, позволяющая одновременно восстанавливать, компенсировать и корректировать нарушенные функции (глазодвигательные, зрительные и психические) через мобилизацию сохранных, а также всесторонне развивать ребенка.

Использование песочной терапии в работе с детьми с нарушениями зрения позволяет развивать познавательные процессы (мышление, внимание память) зрительные функции, мелкую моторику, коммуникативные навыки, а также «мануальный» интеллект (т. е. тактильное восприятие). Дети с нарушениями зрения особо нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсируют недостаточность зрения.

Овладение приемами тактильного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушениями зрения возможности наиболее точно представлять предметы и пространство, ребёнок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что, в свою очередь, тоже способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Для этого детям предлагается определить на ощупь, сухой песок или влажный, крупный или мелкий, выполнить такие простые действия, как поздороваться с песком (упражнение «Здравствуй, песок!»), погладить песок, сыграть на «песочном пианино», «пошагать» по песку пальчиками (игра «Веселые соревнования») и т.д.

Развитию тактильного восприятия способствуют такие простые действия, как создание следов и рисование на песке различными способами и средствами: пальчиками, кулачками, ладонью, кистью, лопатками, граблями, массажными мячиками, камешками, и т. д. (игры и упражнения: «Песочный круг», «Построим лабиринт, дом, заборчик», «Необыкновенные следы», «Узоры на песке»). 

В работе используются тактильные доски. Прикасаясь к тактильной доске кончиками пальцев, дети с закрытыми глазами могут определить, какая там представлена фигура. Потом эту фигуру они могут самостоятельно воспроизвести на песке.

Методика рисования на песке предполагает соотнесение зрительной стимуляции с тактильными раздражениями. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также стимулирует развитие головного мозга ребенка. Благодаря рисованию пальцем контуров предмета, прослеживания глазами за движением пальца по песку у ребёнка постепенно складываются образы предметов, формируется эмоциональное отношение к ним.

Для слабовидящих детей графическое изображение более доступно и приемлемо, поскольку подчёркивает главные, характерные черты объектов и опускает второстепенные, несущественные.

 

Такие упражнения, как «Рисуем фигуры на песке», «Запомни и нарисуй» дают возможность научить ребенка зарисовывать плоскостные фигуры, основываясь на тактильных ощущениях, способствуют развитию зрительно-моторной координации, внимания и речи, способностей распознавать геометрические фигуры и воспроизводить их на песке, развитию тактильной памяти.

Также для развития памяти можно использовать следующие игры и упражнения.

     В игре «Что изменилось?» ребенку предлагается создать в песочнице сказочный лес, дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и заселить его жителями (люди, звери птицы), запомнить всех жителей, которых он расположил, а затем определить, кого не стало или что изменилось. Параллельно решаются и коррекционные задачи по развитию зрительной памяти и внимания, по совершенствованию умения классифицировать предметы по заданным признакам.

     В игре «Спрячь игрушки» детям предлагается спрятать игрушки в песок так, чтобы они расположились по всему ящику.

Существует несколько вариантов игры. Ребятам дается инструкция:

– вспомни и найди рыбку (5 рыбок);
– вспомни и найди игрушку, которая находится в правом верхнем углу;
– вспомни, какие игрушки спрятались в тех местах, которые…
– можно предложить спрятать в песке парные игрушки (каждой по 2 и более), а затем ребенок определяет местонахождение того или иного предмета в песочнице (находит одинаковые или классифицирует по заданному признаку: фрукты, овощи, животные и т.д.), обозначают каждую группу соответствующей цифрой.

В таких играх развивается не только память, но и внимание, умение классифицировать и группировать предметы по заданным признакам, ориентировка в пространстве, математические способности.

При проведении индивидуальной коррекционной работы можно использовать следующие математические игры в песочнице:

     В игре «Узор под диктовку» ребята создают в песочнице узоры из фигур по образцу, по памяти, по словесным указаниям.

     В игре «Рассели животных» детям предлагается расселить животных в дома: собаку – в треугольный домик, лошадь – в квадратный и т. д.  

     В игре «Какая цифра спряталась?», цифры зарыты в песке не полностью, дети распознают и называют их по фрагментам.

Любимым занятием для детей является использование в работе цветного кинетического песка.

     На коррекционных занятиях можно предложить поиграть с ребенком в игру «Угощение для гостей»: в медвежьей семье едят только треугольные печенья, в заячьей – круглые, в кукольной – квадратные, а в собачьей – овальные. Мишке мы испечем три куличика, зайке – два, а кукле – четыре. Себе же возьмем по одному.

Ребята с удовольствием лепят из кинетического песка не только геометрические фигуры и цифры, но и буквы.

     Играя в игру «Какая буква спряталась?», буквы зарывают в песке не полностью, дети распознают и называют их по фрагментам, лепят их из кинетического песка, делают оттиски, составляют слова.

Эффективной подготовке детей к школе способствует использование такого приёма, как письмо на песке. Ребятам не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. А на песке дети рисуют и пишут с удовольствием.

В работе используется специальный песочный карандаш – это специальная прозрачная трубка, заполненная цветным песком. Ребенок держит песочный карандаш (той рукой, которой обычно пишет) над лотком и рисует им фигуры, прописывает буквы, цифры, закрепляет их знание, создает узоры и т.д.

Использование трафаретов силуэтных и контурных изображений для обводки при рисовании способствует активизации, фиксации взора, подготовке руки к письму, развитию зрительно-моторной координации, глазомера. При этом увеличивается скорость, точность и координация движений мелкой моторики рук в процессе выполнения заданий.

Параллельно с развитием мелкой моторики и письмом происходит и развитие мыслительных операций.

Важным направлением в коррекционной работе является формирование у ребенка понятия симметрии, поскольку симметрия – одно из основных понятий в математике, письме и чтении. Если ребенок видит закономерности и чувствует симметрию, то можно считать, что большая часть курса математики будет ему понятна и близка.

Ребенку предлагается разделить песочницу с песком пополам, проведя посередине прямую линию. На одной половине фигуру (поначалу простую) рисует педагог, на другой половине ребенок рисует зеркальное отображение этой фигуры. Такое упражнение прекрасно развивает пространственное мышление и ориентировку, в воображении детей чувство равновесия. Детям проще и естественнее сначала уловить симметрию относительно вертикали, а потом – относительно горизонтали, то есть перевернуть вверх и вниз.

Следующим шагом в работе над симметрией является использование в песочнице специального зеркала, что позволяет детям экспериментально изучить закон симметричности отражения,

     В упражнении «Нарисуй и понаблюдай» сначала дается задание срисовать половинку предмета (картинки), угадать, какой предмет мы изображаем, а затем, установив зеркало, убедиться в правильности ответа. В зеркале отражается целая исходная фигура, и с ней можно сравнить нарисованную, закрепить понятия «часть» и «целое».

 

Для развития внимания, а также координации движений рук и работы обоих полушарий головного мозга, детям предлагается рисовать на песке сразу обеими руками одновременно. Рисунки разнообразны: от предмета, до изображения любых сюжетов.

Ребята также рисуют как одинаковые изображения, так и разные: одной рукой – круг, другой – квадрат, симметричные изображения каждой рукой в разные стороны (бабочка, елка), «восьмёрки» в различных направлениях, синхронно и несинхронно обеими руками. Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.

Также хочется отметить, что игры с песком, в частности обводка по трафаретам является одним из эффективных видов работы при подготовке детей к аппаратному лечению на аппарате «БИВИЗИОТРЕНЕР» (ХЕЙРОСКОП).

Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Игры с песком повышают эффективность работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения, способствуют формированию познавательной деятельности. Именно поэтому широко используются в работе педагогами нашего специального дошкольного учреждения.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий