Эколого-психологический тренинг в яслях-саде г.п. Мир – эффективная форма экологического образования детей дошкольного возраста

- 12:36Дошкольное образование. Идеи

 

Светлана ПЕТРИМАН,
заместитель заведующего по основной деятельности
ГУО «Ясли-сад г.п. Мир» Кореличского района,
Гродненская область

 

 

Ни для кого не секрет, что в настоящее время, когда проблема воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла масштабы экологической катастрофы, формирование экологической культуры в учреждениях дошкольного образования выступает одним из важнейших и актуальнейших направлений образовательного процесса.

Экологическое образование в ГУО «Ясли-сад г.п. Мир» осуществляется через различные виды и формы деятельности, одной из которых является эколого-психологический тренинг.

Главная цель и идея тренинга – через эмоциональное восприятие формировать у детей осознанно-правильное отношение непосредственно к самой природе во всем ее многообразии. В таких тренингах с учётом подбора соответствующих возрастным особенностям игр и упражнений могут участвовать дети разного возраста, даже двухлетние малыши.

Тренинг представляет собой систему коррекционно-педагогических приемов, которые помогают развивать у воспитанников субъективное, личностное отношение к окружающему миру. В психологических играх и упражнениях, наполненных экологическим содержанием, заложен принцип партнёрского, этического отношения к растениям и животным, явлениям природы.

 

Игры и упражнения условно делятся на несколько направлений.

   Игры и упражнения на развитие экологической идентификации. Суть данных игр заключается в том, что дети ставят себя на место того или иного растения (животного), погружаются в ситуацию, обстоятельства, в которых это существо находится. Эти игры углубляют представления о живых существах, актуализируют соответствующее поведение по отношению к животным и растениям. Например, участникам тренинга предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться музыкой.

   Игры и упражнения на развитие экологической эмпатии вызывают чувства сопереживания состоянию природного существа, а также сочувствия ему. В основе данных игр лежит проекция, т.е. перенос детьми собственных состояний на другие существа; переживание тех же состояний, которые испытывает растение или животное, через отожествление с ним (сопереживание), а также переживание собственных эмоций и чувств по поводу состояния живых существ (сочувствие). Например, детям предлагается вспомнить участок осенью во время дождя, рассказать, как он выглядит, что на нем находится. (Деревья мокрые, с пожухлой листвой, большие лужи, потемневшая трава, нахохлившиеся воробьи и т. д.). Каждому ребенку предлагается выбрать один из объектов, представить себя на его месте. Рассказать, что ощущает этот объект во время дождя. Предложить придумать небольшой рассказ о своих ощущениях от имени выбранного объекта, передавая его настроение, эмоции.

   Игры и упражнения на развитие экологической рефлексии (от лат. «обращение назад»). Их цель заключается в том, что ребёнком анализируются свои действия и поступки, направленные на мир природы с точки зрения их экологической целесообразности. Данный метод стимулирует осознание детьми того, как их поведение могло бы выглядеть с точки зрения живых существ, «интересы» которых оно затрагивает. Этот метод имеет большое значение в коррекции стратегий и создании мотивации совершенствования индивидуальных способов взаимодействия с миром природы. Например, ребятам предлагается представить прогулку на лугу. Девочки превратятся в божьих коровок, а мальчики будут людьми. Божьи коровки-девочки ползают по веткам, едят тлю, пьют росу с листьев, греются на солнце, наслаждаются свежим воздухом. Вот проехала машина, оставив после себя выхлопные газы. Божьим коровкам стало трудно дышать. Но подул ветерок, развеял газы и они вновь почувствовали себя хорошо! Всем захотелось спать: заползли под листочки, поспим, отдохнем. А вот гуляют люди-мальчики. Вдруг они заметили на ветках куста божьих коровок, подошли к ним поближе. А божьи коровки-девочки испугались: «Кто это такой большой к нам приближается? Страшно! Это люди». А люди говорят: «Не бойтесь, божьи коровки, мы вас не тронем, только посмотрим, какие вы, и пойдем по своим делам, а вы занимайтесь своими!» (дети повторяют эти слова). И люди ушли, а жуки почувствовали себя весело и спокойно. А теперь девочки превращаются в людей, а мальчики – в божьих коровок (игра повторяется со сменой ролей).

   Игры и упражнения с использованием образов животных (телесно-ориентированные технологии) имеют огромное психологическое значение: помогают расстаться со страхами, недоверием, «отпустить» ненужные напряжения. Например, в упражнении «Я и моё внутреннее животное» детям предлагается обратить внимание на их внутреннее состояние и представить себя в образе животного, рассказать, что чувствуют, какое настроение, и, если настроение плохое, совместно придумать, как его улучшить. Голосовые упражнения (рычание, тявканье, лай, шипение) – звуки, свойственные животным, помогают раскрепоститься, повысить самооценку (например, представить себя сильным, уверенным в себе, свободным львом). Игра «Магазин зеркал» (одна часть детей – зеркала, другая – звери: звери ходят возле зеркал, скачут; зеркала должны точно отображать мимику и жесты зверей) помогает детям научиться выражать свои эмоции и чувства и осознавать эмоции других. Игра «Гусеница» (дети становятся в цепочку и водящий должен провести всех через лабиринт, чтобы они не распались; после прохождения лабиринта гусеница сворачивается в куколку (дети, держась друг за друга, сворачиваются в клубок); задание – всем вместе поместится на одной маленькой подстилке и продержаться одну минуту, после этого все они превращаются в бабочек) позволяет раскрепостить детей, сплотить коллектив.

Эколого-психологические тренинги, позволяющие решать одновременно и психологические, и экологические задачи, делают занятия интересными, радостными и неповторимыми, воспитывают у детей эмоциональную отзывчивость к окружающей природе, умение осознанно взаимодействовать с природным миром и бережно к нему относиться.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий