Использование песочной терапии как способа коррекции эмоционально-волевых состояний у детей дошкольного возраста с ОПФР

- 16:44Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

 

Наталья МАЕР,
педагог-психолог
ГУО «ЦКРОиР Свислочского района»,
Гродненская область

 

Самая лучшая игрушка для детей – это кучка песка!
К. Д. Ушинский

 

Песочная терапия – это возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камешков и т. п.) дети сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща. На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает больший интерес, чем письмо на бумаге.

Поскольку, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии, он включается в такую игру всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Развивается мелкая моторика рук, что стимулирует развитие центра речи в головном мозге, стимулируется формирование внимания и памяти. Ребёнок прислушивается к своим ощущениям и рассказывает о них. Игры с песком положительно влияют на психику ребёнка.

В течение года велась работа по использованию песочной терапии в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста с ОПФР. В результате разработан комплекс индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Разгадай тайну песочной страны». Цель – развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с ОПФР с использованием игр с песком.

Играя с песком, дети проявляли естественную активность. Во время проведения занятий детьми строились картины из песка, придумывались различные истории, в наиболее органичной для них форме передавались знания и жизненный опыт, познавались законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизировало эмоциональное состояние детей, улучшало настроение. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

С целью повышения психолого-педагогической компетентности в области использования различных методов работы с песком для педагогов ЦКРОиР был проведен семинар-практикум «Волшебный песок». Педагоги учились использовать игры с песком для развития творческих способностей детей, для всестороннего интеллектуального и творческого их развития.

Для детей и их родителей в январе прошел мастер-класс «Чудеса на песке». Родители совместно с детьми с удовольствием погрузились в творческую деятельность. Они с радостью осваивали игры с песком. Мастер-класс прошел плодотворно. Была создана атмосфера доброжелательного настроя и взаимопонимания. Родители и дети остались довольны.

Педагогу-психологу приходится работать с детьми с ОПФР, которые имеют различные нарушения как в познавательной, так и в эмоционально-волевой сфере: плаксивость, перепады настроения, агрессивность, застенчивость, возбудимость и пр. Поэтому необходимо использовать элементы песочной терапии в виде игр и упражнений в индивидуальной коррекционно-развивающей работе с такими детьми. Использование песочной терапии в работе способствует укреплению физического, психического здоровья, развитию познавательных процессов, снятию эмоционального напряжения.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий