Мария ГРАМОВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО “Прудковская средняя школа Мозырского района”,
Гомельская область
В пункт коррекционно-педагогической помощи Прудковской средней школы Мозырского района поступают дети, имеющие отклонения в развитии устной и письменной речи, что препятствует их успешному развитию.
Как показывает практика моей работы в качестве учителя-дефектолога на протяжении пяти лет, трудности усвоения материала общеобразовательной школы обуславливаются не только речевым недоразвитием, а несформированностью психологических предпосылок, коммуникативной готовности к обучению, особенностями психофизического развития детей.
В течение учебного года проводится работа по следующим направлениям: организационная, диагностическая, коррекционная, профилактическая, методическая, консультативная.
Целью коррекционной работы является своевременное выявление и оказание коррекционно-педагогической помощи учащимся, имеющим нарушения речи и письма.
Своей основной задачей считаю создание благоприятных условий для развития способностей и возможностей каждого ребенка.
Учебный процесс строится на диагностической основе. Прежде чем начать коррекционную работу, ежегодно в сентябре проводится тщательное углубленное логопедическое обследование детей, по итогам которого осуществляется дальнейшая коррекционно-педагогическая деятельность. Для определения правильных путей коррекции необходима четкая диагностика состояния речи, ее отдельных компонентов, а также характеристика личностных особенностей ребенка.
На каждого зачисленного в ПКПП ребенка заполняется речевая карта в соответствии со структурой и тяжестью речевого нарушения. Использование таких речевых карт позволяет проследить речевое развитие каждого ребенка, составить индивидуальный план работы для исправления нарушений, согласно структуре и тяжести.
Помимо образования и опыта требуется ряд личностных качеств, таких как любовь к детям, высокий уровень терпения и выдержки, умение находить подход к каждому ребенку, где-то помочь и приласкать. При построении работы я стараюсь учитывать психофизические и индивидуальные особенности детей. Первичная беседа и установление контакта очень важны для всей последующей работы.
В первую очередь мне хочется стать для ребенка хорошим другом, который поможет раскрыть его лучшие качества, поверить его в свои силы. Очень важно и нужно хвалить, поощрять, отмечать малейшие успехи и продвижения, верить в возможности каждого ребенка. Особую радость доставляет успех детей, их грамотная и красивая речь, приобретенные знания и умения, которые помогут не только при обучении в школе, но и в дальнейшей жизни.
Занятия проводятся систематически 2–3 раза в неделю индивидуально с каждым ребенком. Продолжительность занятий 15–20–25 минут. Несмотря на сложность учебных программ и большую загруженность, учащиеся не допускают пропусков без уважительной причины, что способствует успешной реализации коррекционно-педагогической помощи и приводит к нужному результату.
В ходе коррекционных занятий мной используются следующие методы:
– словесные: фронтальные, индивидуальные, беседы, рассказы, стимуляция активности, вопросы, чтение художественных произведений;
– практические: упражнения, дыхательная, голосовая, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, показ выполнения упражнения;
– наглядные: наблюдения, рассматривание рисунков, карточек, показ образца задания, показ артикуляции звука;
– игровые: дидактические игры, подвижные, настольно-печатные, творческие, игры-драматизации.
Особенно хочется отметить важность использования игр на занятиях, в которые обязательно включены как логопедический, так и психологический коррекционный компонент. Этот метод очень интересен детям – кроме реализации условного плана, который задается соответствующей системой правил и сценарием, игра дает множество положительных эмоций, разнообразные впечатления.
Занятия-игры способствуют развитию фонематического слуха, звукобуквенного анализа, пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения, связной речи, умению правильно выражать свои мысли. Именно поэтому хочется отметить этот метод как ценный коррекционно-развивающий ресурс.
Важно не только своевременно и качественно скорректировать недостатки ребенка, но и помочь ему развиться как личности, полноценному члену социума, раскрыть его индивидуальность и творческий потенциал.
Хочется отметить и некоторые трудности, которые встречаются в процессе коррекционно-педагогической деятельности: увеличение численности обучающихся, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, неоднородный состав речевых патологий у школьников, неумение и нежелание некоторых родителей помочь своим детям.
Моя практическая деятельность не ограничивается только работой с детьми. Я включаю в коррекционно-развивающий процесс родителей. Выступаю в роли партнера, консультанта, стремлюсь к тому, чтобы в моем общении, взаимодействии с родителями всегда была радость, творческое начало, желание что-то изменить, искать новые подходы в решении непростых задач.
Любая деятельность предполагает конечный результат. Чтобы он был положительным, к работе нужно относиться с любовью. Если ты отдаешь любовь, это все будут чувствовать.