Технология обработки материалов. Конструирование из деревянных деталей. Катамаран (трудовое обучение, 3-й класс)

- 14:18Методичка, Трудовое обучение

 

Марина ГЕРАСИМЧИК,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

 

Тема: Технология обработки материалов. Конструирование из деревянных деталей. Катамаран.

Цели: формировать у учащихся представление о древесине, её свойствах и применении; дать представление о видах катамаранов, профессиях столяра и плотника; формировать умение конструировать, используя деревянные детали; способствовать реализации межпредметных связей; развивать творческое воображение; воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Оборудование: презентация (ссылку на презентацию смотрите ниже), учебник; палочки для мороженого; деревянные прищепки; палочки для шашлыка; атласная лента; цветная бумага; клей; ножницы; кисточка для клея; двусторонний скотч.

Презентация: https://drive.google.com/file/d/1_hDufDhQAe-rmJYY25qOlIBuWDnTvUct/view?usp=sharing

Ход урока

 

I Организационный момент

– На экране запись: «Большому кораблю – большое плавание» (слайд 1)

– Объясните её смысл (Пожелание человеку, у которого есть какие-то способности, талант, не растерять, а воспользоваться ими, или пожелание человеку успехов в будущем).

– Я желаю вам больших успехов, надеюсь что знаниями и умениями, полученными сегодня на уроке вы сможете воспользоваться в будущем.

 

II Актуализация знаний учащихся

– Соберите пословицу. О чём в ней идёт речь? Объясните смысл (слайд 2–4).

Сломать, года, а, его – , вырастить – , секунда.
(Сломать его – секунда, а вырастить – года (на экране)).

– А теперь разгадайте анаграммы (слайд 5–15)

рёзабе, буд, яньсе, ансос, лёкн

(На экране по мере отгадывания появляются названия деревьев: берёза, дуб, ясень, сосна, клён)

 

III Изучение нового материала

1 Беседа  «Древесина, её применение»

–  В нашей стране лес занимает площадь более  9 млн. гектаров.

1 га = 10000 м². Сможем ли мы эту площадь измерить с помощью палетки? (Конечно, нет). Несмотря на это, все должны бережно относиться к лесу. Почему?

– Как мы можем сберечь лесные богатства Беларуси? (Ответы.)

Лесные богатства в нашей стране охраняются законом.

– Как называется самый известный национальный парк Беларуси?

– Главный продукт леса – древесина. Так называется твёрдая часть древесных стволов и ветвей, лежащая под корой. Сегодня на уроке и мы будем работать с древесиной. А что делают из древесины? (строительные материалы, мебель, бумагу, ткани, пластмассы, лекарства, спортивный инвентарь, игрушки, предметы домашнего обихода, тару для упаковки товаров, лодки, музыкальные инструменты и многое другое)

Древесина разных пород деревьев имеет различные свойства.

 

2 Проведение опытов по определению свойств древесины

– Давайте сравним свойства древесины и таких материалов, как металл и камень (демонстрирует учитель, учащиеся делают выводы)

1) тонет – не тонет в воде;
2) легко ли режется ножом;
3) легко ли ломается;
4) горючесть;
5) воздействие воды (трухлявая древесина).

– Выводы распределим на две группы (таблицу заполняют учащиеся совместно с учителем):

Положительные свойства материала Отрицательные свойства материала
лёгкий легко воспламеняется и горит
прочный при высушивании меняет форму (деформируется)
хорошо обрабатывается режущим  инструментом подвержена гниению
отличается красивым внешним видом    

 

Демонстрация и анализ образца изделия

– Как получают древесину? (путём распиливания стволов деревьев на части)

– Какие вы знаете профессии, связанные с работой по дереву? (плотник и столяр)

 – Кто такой плотник? (Человек, занимающийся обработкой дерева, превращающий дерево в материал для стройки и отделки. Работает только с деревом. На плечах плотника лежит большая ответственность, от качества его работы зависит долговечность строения.)

– Чем занимается столяр? (Вытачивает и изготавливает из древесины элементы интерьера и декора. Профессия эта появилась в Древнем Египте, но популярна и сейчас. Выполняет тонкую работу, требующую творческих, художественных и эстетических умений. Может работать как с деревом, так и с металлом.)

 

– Сегодня мы с вами изготовим игрушку из деревянных предметов.

– Вспомните, какая базовая форма является основой шара, из­готовленного нами в технике оригами? (Катамаран.)

– А что такое катамаран? (Так назывался плот у народов, проживавших на берегу Индийского океана. Дословно переводится – «связанные брёвна».)

– В наши дни существует большое разнообразие видов катамаранов: гоночные парусные, гоночные моторные скоростные, гребные – распространены в парусном спорте и туризме, надувные туристические и др. (слайд 16–28).

– Значит, мы будем изготавливать из деревянных предметов катамаран.  

– Какие деревянные предметы нам понадобятся?

2 деревянные прищепки,
4 палочки от мороженого (2 фигурные и 2 прямые),
1 палочка для шашлыка,
картон,
цветная бумага,
атласная лента.

 

– При помощи чего будем скреплять детали между собой?

 

IV Практическая работа учащихся

1 План работы (на доске)

– Работать мы будем по плану, можно использовать учебное пособие с. 52–53.

1) Изготовить 2 корпуса лодки. (Фигурные палочки для мороженого приклеить к боковым частям прищепок.)

 

 

 

2) Соединить детали корпусов. (Подготовленные корпуса положить параллельно, приклеенные палочки должны быть сверху. Детали соединить с помощью скотча, приклеив к ним прямые палочки для мороженого.)

 

 

3) Изготовить парус размером 8 см × 15 см. (Вырезать из бумаги деталь прямоугольной формы. Парус можно украсить аппликацией из цветной бумаги.)

 

 

 

4) Закрепить парус на мачте. (Проколоть лист для паруса и надеть его на шпажку.)

 

 

 

 

5) Установить мачту. (Можно нижний конец мачты закрепить прищепкой как можно ближе к ее середине, или вставить в металлическое кольцо прищепки.)

6) Закрепить мачту. (Ручки всех прищепок должны быть направлены в одну сторону.)

 

 

7) На мачте прикрепить флаг (ленточку)

 

 

 

– Можно придумать название своему катамарану и  украсить парус.

 

Физкультминутка

 

2 Правила безопасной работы

– Перед началом работы повторим правила безопасной работы с ножницами и клеем.

1 Не работай ножницами с ослабленным креплением.
2 Следи за движением лезвий во время работы.
3 Ножницы клади кольцами к себе, подавай – кольцами вперёд.
4 Не оставляй ножницы открытыми, храни в чехле
5 Не оставляй клей открытым.
6 Для вытирания пользуйся салфеткой или кусочком ткани.
7 Пользуйся кисточкой для клея.
8 В конце работы помой кисточку, бутылочку с клеем плотно закрой
9 Соблюдай осторожность при работе с острыми предметами

 

3 Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная помощь

– Во время работы соблюдайте порядок на рабочем месте.

 

V Выставка работ учащихся. Оценивание

– Почему катамараны, изготовленные вами, не похожи друг на друга?
– Какие названия вы придумали?
– Молодцы, ваша работа заслуживает аплодисментов.
 Давайте оценим работы по следующим критериям:

1) соответствие теме урока;
2) аккуратность;
3) творчество, фантазия.

 

Заполнение листов самооценки

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий