Светлана ГРЕНЬ,
учитель трудового обучения
ГУО «Средняя школа № 5 г. Рогачева»,
Гомельская область
Тема: Домашняя экономика.
Класс: 9-й.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Методы: эвристический, проблемно-поисковый, интерактивный.
Цель: создание условий для приобретения и развития знаний учащихся о семейном бюджете; о рациональном ведении домашнего хозяйства.
Прогнозируемый результат: предполагается, что к окончанию учебного занятия учащиеся будут знать, что такое семейный бюджет, как рационально вести домашнее хозяйство; будут уметь планировать семейный бюджет.
Задачи:
– познакомить с понятиями: «бюджет», «расходы», «доходы»;
– обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать статьи расходов, доходов, умения экономного ведения домашнего хозяйства;
– содействовать развитию умения выделять главную информацию из видеоматериалов, при чтении текста, из материалов сети интернет;
– способствовать развитию навыков сотрудничества.
Оборудование: билборд, мобильные устройства, доска, доска магнитная.
Дидактическое оснащение: раздаточный материал, наглядный материал, видеосюжет, презентация (Смотрите по ссылке https://drive.google.com/file/d/13e0n_Vr9ypPTc5cVA9aASm6_d7whi_WN/view?usp=sharing)
Ход урока
I Организационно-мотивационный этап
– Здравствуйте, девочки. Я рада видеть вас на нашем уроке трудового обучения. Посмотрите, что у меня в ладони (Монета «пятачок»). Есть такое выражение «Пятачок на удачу». Я хочу поделиться этой удачей с вами. Положите свои руки на этот пятачок.
– Пятачок стал в 12 раз удачливее, потому что каждый из вас поделился своей удачей. (Учитель кладет монету в копилку)
– А сейчас внимание на экран (Слайд 2).
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Ответы детей)
– Вы абсолютно правы. Все, что вы назвали, объединяет одно понятие – домашняя экономика. (Тема на доске, Слайд 3)
II Этап целеполагания
– Важнейшим составляющим домашней экономики является семейный бюджет. Предположите, над чем вы будете работать в течение урока. Что вы сегодня узнаете к концу урока? Чему научитесь? (Ответы детей).
– Цель нашего урока мы сформулировали. (Слайд 4)
III Актуализация субъективного опыта учащихся
– Каждая группа представляет сегодня семью. А у каждой семьи есть своя фамилия. Я предлагаю вам фамилии, не затрагивающие ваши интересы. У нас нет учащихся с такими фамилиями. Ивановы, Петровы, Сидоровы. Представители команд, подойдите и выберите себе фамилию.
– Сейчас каждой семье предстоит поход в магазин. Для этого вам нужны деньги. А для денег нужен кошелек. У вас на столах для каждого есть заготовки из фетра, изготовьте кошельки, зашнуровав ленты в отверстия.
– Молодцы. Все справились. Но хранить в них вы будете не деньги, а информацию, полученную в ходе урока. Отложите пока кошельки в сторону.
– А сейчас вы получите денежные средства. Сумма денег у каждой семьи одинакова – 40 рублей. Пройдите в наш виртуальный магазин, чтобы приобрести продукты на завтра и заполните таблицу на билборде (Слайд 5). (Учащиеся выбирают продукты)
– Мы не будем сейчас комментировать ваш выбор, а почему, вы поймете позже.
– Вы приобрели все, что необходимо? Почему? (Ответы детей)
– Верно, покупки должны планироваться. Нужно планировать и правильно распределять свой бюджет.
IV Операционно-познавательный этап
– Что же такое бюджет? (Ответы детей)
– Вы правы. А сейчас прочтите на экране определение бюджета согласно Большому экономическому словарю (Слайд 6)
– Итак, мы уже знаем, что такое бюджет. Сейчас подробно остановимся на его структуре.
Работа в группах (Слайд 7).
– 1-я семья подробно изучает, из чего складываются доходы семьи.
– 2-я семья изучает вопрос, какие расходы относят к постоянным.
– 3-я семья будет определять, какие расходы относят к непостоянным.
– Вам в помощь учебное пособие (с. 170–173). По окончании работы представитель каждой группы озвучит полученную информацию и оформит ее на доске. Время на выполнение задания – 3 минуты.
– Девочки, время истекло, заканчиваем работу. Обратите внимание на доску. Это дом, в котором живет семья. Группы, озвучьте полученную информацию, оформите ее на доске, используя данный объект.
– Представители групп отвечают, остальные учащиеся заполняют форму 1 https://drive.google.com/file/d/1aOLFcDJxspbGmRJMSvt0MOPDXzh9CDDH/view?usp=sharing
– А сейчас положите в кошельки полученную информацию. Это ваш первый капитал.
V Этап первичной проверки знаний
– Что мы знаем на данный момент? (Ответы детей: что такое бюджет, из чего он состоит)
– А с тем, как планировать бюджет, мы еще поработаем.
– Хотите попробовать сами спланировать бюджет своей виртуальной семьи? В этом помогут ваши гаджеты. Существует множество программных решений, которые позволяют упростить ведение семейного бюджета (Слайд 8).
– Я предлагаю вам познакомиться с одним из таких приложений – «Финансы» (Слайд 9). Оно упрощает ведение доходов и расходов. Вы можете увидеть детализацию своих расходов, а также контролировать остаток денежных средств.
– Установите данное приложение на свои телефоны.
– У вас на столах есть материалы о доходах и расходах вашей виртуальной семьи (Приложение 1 https://drive.google.com/file/d/1TAZvHnOFPePjuATfcpyhnrjVcMFGl1dA/view?usp=sharing). Введите их в приложение и сопоставьте результаты с информацией на листах. Назовите вид бюджета. Время на выполнение задания – 3 минуты (Слайд 10).
– Озвучьте результаты.
– У семей Ивановых и Петровых все хорошо, а вот семье Сидоровых понадобится наша помощь. Бюджет семьи с дефицитом, значит семье не хватает средств и им приходится занимать деньги. Что вы можете предложить, чтобы улучшить материальное положение семьи Сидоровых? (Ответы детей: повысить доходы)
Здоровьесберегающая пауза
– Предположим, что такая ситуация сложилась в семье Сидоровых. Папа получил премию.
– Мнения семьи о том, как использовать эту премию, разделились. Папа предложил купить новый телевизор. Мама – обувь для всей семьи. Сын предлагает купить дорогой горный велосипед. Дочь – всей семьей поехать отдохнуть на выходные. Денег хватит только на что-то одно.
– Я предлагаю тем, кто согласен с мнением папы, пройти в правый угол, мамы – в левый угол, те, кто поддерживает сына – в правый угол противоположной стены, и те, кто согласен с мнением дочери – в левый. А те, кто не разделяет ни одно из мнений, станьте у доски.
Займите свои места и обсудите аргументы, которые будете приводить в защиту своей позиции. (Дети отвечают)
– Каждый из вас по-своему прав. Но окончательное решение за каждой конкретной семьей, потому что в жизни есть еще масса нюансов, которые позволят склониться к определенному выбору.
– Спасибо за работу, прошу вас занять свои места.
VI Закрепление изученного
– Премия папы была разовой, увеличение доходов не предвидится, как же помочь семье Сидоровых? (Ответы детей).
– Верно, а на чем же семья Сидоровых будет экономить, вы расскажете, посмотрев видеофрагмент. Свое выступление «Советы экономной хозяйки» вы оформите в виде коллажа. Материалы для него вы найдете на столах.
– Попрошу представителей групп подойти ко мне и выбрать номер видео.
– Воспользуйтесь мобильными телефонами, зайдите в нашу группу, найдите видео под соответствующим номером. Для того, чтобы не мешать одноклассникам, воспользуйтесь наушниками. Время на выполнение работы – 7 минут.
– Время вышло. Прошу представителей групп закрепить коллаж на магнитной доске и озвучить информацию. Остальные учащиеся заполняют форму 2 https://drive.google.com/file/d/1J-2JycQEwpfn6QWJL1b271EWqz-hCf51/view?usp=sharing (По итогу работу кладут ее в кошелек). (Слайды 11, 12, 13, 14, 15, 16)
– Вы все отлично поработали, пользуясь вашими советами, семья Сидоровых действительно улучшит свое материальное положение.
VII Применение изученного
– Но случился форс-мажор. Дочь семьи Сидоровых пригласили на вечеринку, о которой она мечтала уже давно. Но для этого ей нужен новый наряд. В бюджете семьи не были предусмотрены эти траты. Ваша задача убедить родителей семьи Сидоровых все же приобрести ей наряд, приведя аргументы в пользу того, что бюджет семьи сильно не пострадает.
– Обсудите в группах, время на это задание – 1 минута. (Пример: откажусь от пользования общественным транспортом и буду ходить пешком; найду подработку (расклейка объявлений) и др.).
– Спасибо, вы помогли спланировать бюджет семье Сидоровых. А только ли в семье планируется бюджет?
– Как вы думаете, есть ли в нашем государстве люди, занимающиеся планированием бюджета, подсчетом доходов, расходов? Назовите их специальности.
– Так как вы учащиеся 9-го класса и возможно кто-то будет поступать в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, я предлагаю вам ознакомиться с учебными заведениями, где можно получить специальности, связанные с финансами. (Слайд 17)
– У вас на столах есть информация об этих учебных заведениях, поместите ее себе в кошелек.
VIII Контроль и самоконтроль
– А сейчас внимание на экран (Цель, Слайд 18). Теперь вы уже знаете, как планируется бюджет. Теоретический материал нашего урока изучен в полном объеме, я уверена, что вы сможете успешно выполнить тест, перейдя по ссылке, используя QR-код. (Тест)
– Итак, 9 учащихся выполнили тест на отлично, 2 – допустили по одной ошибке, 1 учащийся – допустил 2.
– Обратите внимание, на вопросы, в которых вы допустили ошибки. Вопросы под номерами 7 и 10 предполагали все варианты ответов.
– Я предлагаю вам вспомнить начало урока, когда вы посещали виртуальный магазин. (Таблица, Слайд 5)
– Вот ваши покупки. Может быть, вы хотите внести какие-либо коррективы. Предлагаю вам совершить повторный поход в магазин.
– Пожалуйста, группы, вам слово.
– Вы убедились на собственном опыте, что планирование бюджета и экономия – это важно. И как гласит народная мудрость: «Голова раз на плечах – пустым не быть карману».
– А какие вы знаете пословицы и поговорки о бережливости и экономии? (Копейка рубль бережет; не доходами богат, а расходами; плакали наши денежки)
IX Рефлексивный этап
– Молодцы. У вас на столах есть денежные купюры разного номинала. Сейчас я задам вам несколько вопросов. Если вы считаете, что знаете ответ на отлично – голосуете купюрой самого высокого номинала, если у вас остались какие-то вопросы – купюры среднего номинала, если вы затрудняетесь ответить – самого низкого. (Слайд 19)
– Что такое бюджет?
– Как его можно сэкономить?
– Вы можете сами спланировать бюджет семьи?
– Я рада, что у вас в основном купюры высокого достоинства.
– Как видите, знания тоже приносят доход. Вы сегодня отлично поработали, а любой труд должен быть вознагражден. (Учитель выставляет отметки по результатам теста)
– Внимание на экран (Слайд 20).
– На диаграмме представлено рациональное деление семейного бюджета, по мнению ученых-экономистов.
– Думаю, что эта информация поможет вам в дальнейшем правильно спланировать бюджет своей семьи. У вас на столах для каждого есть эта информация. Положите ее в свой кошелек и поделитесь ей со своими родителями.
Спасибо за урок, до свидания!