Елена ХМУРЧИК,
педагог-психолог
ГУО «Ясли-сад № 2 г. Свислочь»,
Гродненская область
Поступление в школу – один из важных моментов в жизни ребёнка. Детский сад позади, и многие родители задаются вопросом: готов ли ребёнок к школе, что важно для подготовки к школе. Они стараются выучить с ребёнком буквы, цифры, научить читать, считать. Да, это важно. Но главное – чтобы ребёнок хотел пойти в школу. Личностно-мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная. Да, если спросить у детей, они все сразу ответят, что хотят пойти в школу, и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются.
С целью формирования мотивационной готовности к обучению со старшими дошкольниками яслей-сада № 2 Свислочи прошло занятие «В школу – с радостью». В проведенное занятия были включены различные игры, в которых ребята знакомились с тонкостями школьной жизни.
Так, игра «Собери портфель», где детям предлагалось собрать разрезные картинки, помогла познакомить будущих школьников со школьными принадлежностями. Таким образом у детей формируется умение собирать целое изображение из отдельных деталей, развивается зрительно-двигательная координация и пространственное восприятие, развивается образная память и внимание, совершенствуются коммуникативные качества, воспитывается бережное отношение к школьным принадлежностям.
Беседа-игра с мячом «Я иду в школу!» проводилась с целью активизировать сведения детей о школе и школьной жизни. Детям бросают мяч и просят ответить на вопросы: Нужно ли ходить в школу? Зачем? Чем обычно занимаются в школе? Что нужно иметь ученику, чтобы быть готовым к школе? Что такое уроки? Как нужно вести себя на уроках в школе? Что такое домашние задания?
При проведении подвижной игры «Букварь, пенал, тетрадь», малыши разбились на группы и построились по команде взрослого в определённом месте. Это развивает умение слышать взрослого, внимание, быстроту реакции.
Корректировать негативное отношение к школе позволяет игра «Встреча первоклассниц». Ребята рассказывают друг другу свои впечатления о школе, ожидания, опасения и страхи. Эта игра даёт детям возможность выразить свои чувства и переживания по поводу школьного обучения, заранее предупредить возможные трудности.
В конце занятия будущие первоклассники рассказали, каким они видят своего учителя (добрая, красивая, весёлая, не ругала, любила всех, как воспитатель в саду) и выполнили упражнение «Букет для учителя» — раскрасили цветными карандашами букет, который они подарят своей первой учительнице.
Проводимые занятия развивают компоненты мотивационной готовности, позитивное отношение к школе и позволят детям в дальнейшем легко и быстро справиться с трудностями в обучении.