Сравнение обыкновенных дробей. 5 класс

- 10:58II И III СТУПЕНИ, Математика. Сценарии, Методичка

 

 

Алла МЕНЬКО,
учитель математики
ГУО «Гимназия № 1 г.Новогрудка»,
Гродненская область

 

 

 

Тема «Сравнение обыкновенных дробей»

Класс: 5

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Образовательная: сформировать у учащихся умение сравнивать обыкновенные дроби; рассмотреть правила сравнения обыкновенных дробей.

Развивающая: формирование приёмов анализа и синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения; развитие математической речи при обосновании каждого шага алгоритма;

Воспитательные: воспитывать настойчивость в овладении правил сравнения дробей; отрабатывать чёткость и последовательность в обосновании действий сравнения дробей.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что к окончанию урока учащиеся смогут применять правила сравнения обыкновенных дробей, обосновывать решение задач на сравнение обыкновенных дробей.

Методы: индуктивно-эвристический (по характеру познавательной деятельности), анализ, синтез, сравнение, сопоставление.

Оборудование: листы с заданиями, листы оценивания знаний, презентация, интерактивная доска, учебник «Математика 5 класс».

Формируемые компетенций:

1 Принятие и понимание учебной задачи.
2 Умение строить речевое высказывание в устной и письменной речи.
3 Умение осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков и синтез как составление целого из частей.

 

Ход урока

I Организационно-мотивационный этап.

Проверка готовности к уроку, настрой детей на позитивную работу.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами продолжим путешествие по увлекательной стране под названием «Математика». Я очень надеюсь, что вместе с вами мы сможем сделать новые открытия и закрепить  изученное. Но в этом путешествии мне будет нужна ваша помощь.

Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только 10 лишь опять.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать обыкновенные дроби, а для этого отправимся в математическую экспедицию под девизом «Добывай знания сам». Сначала проверим, готовы ли мы к путешествию. Ведь, чтобы новых знаний набраться, нужно на старые опираться!

У вас на партах лежат оценочные листы (Приложение 1). Подпишите их. За каждый пройденный этап вы будете выставлять себе баллы. А в конце урока мы выставим отметку за работу на уроке.

 

II Проверка домашнего задания

Учащиеся проверяют правильность выполнения домашнего задания, сверяя ответы. Выставляют баллы в оценочный лист. Максимально – 7 баллов.

 

III Операционно-познавательный этап

Формируемые компетенции: контроль, коррекция, самооценка.

1 Прочтите дроби:

Учащиеся фронтально читают дроби, называют числитель и знаменатель дроби, что показывает знаменатель дроби и числитель дроби.

Что вы можете сказать о данных дробях? (правильные, неправильные, сократимые).

2 Определите, какая часть фигуры закрашена?

Учащиеся называют дробь и для самопроверки на интерактивной доске открывают ответ.

3 Посмотрим, ребята, какой багаж знаний возьмет в дорогу каждый из вас.

У вас на столах лежат путевые листы с заданиями. Нужно определить, какая часть каждой фигуры закрашена красным, какая зеленым, какая часть красным и зеленым вместе, а какая желтым. Заполнить таблицу.

Класс выполняет самостоятельную работу на листах. (Приложение 2). Для проверки обмениваются тетрадями с соседом по парте.

Итак, проверим, что каждый из вас возьмет в путь.

Учащиеся выполняют взаимопроверку теста (ответы на слайде).

 Сколько ответов верно, такая оценка и ставится в оценочный лист. Максимально – 8 баллов.

4 Посмотрите на изображение. На координатном луче расставлены дроби.

Вы уже знаете, что правильные дроби размещены правее 1,  а неправильные левее.

 

III Постановка проблемы

— Какие умения, навыки при изучении дробей вы приобрели?

Читать, записывать, изображать на числовом луче одну или несколько равных долей целого.

На экране изображены дроби:  

На какие группы их можно разбить?

Разбейте дроби на две группы.

Ребята, могли бы вы назвать из записанных дробей самую маленькую, самую большую; расставить дроби в порядке возрастания?

Сомневаетесь? Значит, вам не всё ещё известно о дробях. Сформулируйте возникшую проблему.

Как сравнить обыкновенные дроби?

Тогда сформулируем тему урока: «Сравнение дробей».

Сформулируйте цель урока.

Учиться сравнивать обыкновенные дроби.

Записываем тему урока.

 

IV Этап формирования новых знаний

Формируемые компетенции:

1 умение принимать и понимать учебную задачу;
2 построение речевого высказывания в устной и письменной формах;
3 использование знаково-символических средств.

У вас на партах лежат два равных прямоугольника, разделённых на 8 частей. Заштрихуйте на одном прямоугольнике 4 части, а на другом 5 частей  Заштрихованные части  сравнить.

Практическая работа (по парам).

Сделать вывод.

Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.

Сравните свой вывод с выводом в учебнике на стр. 33.

Работа с учебником.

Сравните дроби:

Учащиеся используют правило для сравнения дробей, записывают дроби в тетради, сравнивают, а затем выходят к доске по одному и ставят знак неравенства.

Друзья разделили две шоколадки так: одну на 6 частей, другую на 12 частей. Что больше?

Заштрихуйте на одной шоколадке 2 части, а на другой 4 части.  Заштрихованные части сравните.

Практическая работа (по парам).

Сделайте вывод.

Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та дробь, у которой знаменатель меньше.

Сравните свой вывод с выводом в учебнике на стр. 33

Работа с учебником.

Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми числителями.

Учащиеся формулируют правило.

Сравните дроби:

 

V Физкульминутка

 

VI Закрепление изученного материала

Формируемые компетенции:

1 планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
2 осуществление итогового и пошагового контроля;
3 выполнение учебных действий в материализованной и умственной форме;
4 умение точно формулировать обоснование выбора способа деятельности.

У каждого футболиста на майке написан номер. Но тренер перепутал все футболки, и их надо расположить по убыванию номеров. Давайте поможем тренеру. Подумайте. Сравните. В результате должно получиться слово.

 Расположить дроби в порядке убывания.

Учащиеся по одному выходят к доске и расставляют человечков.

По одному баллу выставляется за правильный ответ.

Работа с учебником. Выполнить № 86 а.

— Каким правилом пользовались?

Выполнить № 89 а,б.

Выполняют работу в тетрадях. Проверяют самостоятельно.

Баллы выставляются в лист самооценки. Максимально — 8 баллов.

 

VII Контрольно-оценочный этап

Формируемые компетенции:

1 осуществление наблюдения за своей учебной деятельностью;
2 самоанализ учебной деятельности;
3 выполнение учебных действий в материализованной и умственной форме;
4 осуществление самооценки и самокоррекции.

Наше математическое путешествие подходит к концу. Мы стоим у подножия высокой горы, название которой «Дроби». Нам предстоит трудное восхождение. Для того, чтобы проверить как мы научились сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и дроби с одинаковыми числителями, проведем мини-тестирование (Приложение 3).

Работу выполняют самостоятельно. Правильность выполнения проверяется с помощью таблиц на экране. Оценку учащиеся ставят в оценочный лист.

 

 VIII Коррекционный этап

— Что сегодня нового вы узнали на уроке?

– Какую цель ставили в начале урока?

– Цель достигнута?

Ответы учащихся.

В конце путешествия наш багаж пополнился ещё одним знанием —  «Сравнением дробей»

Вы уже знаете и умеете сравнивать дроби.

Теперь оцените свою работу на уроке.

Посчитайте, сколько у вас всего баллов, а затем поставьте отметку.

Учащиеся выставляют отметку за урок.

 

IX Домашнее задание

Полученные на уроке знания вам пригодятся для выполнения домашнего задания. Записывайте: п. 4, № 101, 103.

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание.

 Задача про торт «Прага». Найдите вес каждого ингредиента в граммах (Приложение 4).

Л.Н. Толстой сравнивал человека с дробью. Перефразируя его слова можно сказать, что человек подобен дроби, числитель – это хорошее, что о нём говорят и думают люди, а знаменатель – это то, что думает он о себе сам. Известное правило – чем больше числитель, тем больше дробь, верно не только в математике, но и в жизни.

 

Приложения

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий